Сказка «Лиса и тетерев», 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по литературному чтению Сказка «Лиса и тетерев», 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dz_5.docx89.36 КБ
Файл sr_4.docx21.92 КБ
Microsoft Office document icon chtenie_1g.doc62.5 КБ
Файл lisa_i_teterev.pptx876.81 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тема: Сказка «Лиса и тетерев».

УМК: «Планета знаний»

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами;

Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы;

Воспитательные: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества.

Метапредметные:

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
  • Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.

Оборудование: презентация, учебник, материал для рефлексии, материал для самостоятельной работы.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организация класса

1.Приветствие

-Здравствуйте, ребята,

-Быстро, но тихо присаживайтесь.

2.Эмоциональный настрой.

- На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

3. Проверка готовности

(Проверить на перемене)

4. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы познакомились со сказкой «Лиса и рак». Сейчас проверим как вы ее запомнили. У вас на столах лежат листы с заданием. Подпишите фамилию и имя с обратной стороны простом карандашом. Вам нужно восстановить последовательность сказки по картинкам для этого поставьте цифры возле иллюстрации.

Контролируют и при необходимости корректируют свои действия. Ответное приветстви

К, соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться.

Л- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

 Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

II. Сообщение темы урока.

Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.

……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.

Сказка

О сказках

Р целеполагание, постановка учебной задачи.

ІІІ Актуализация знаний.

1. Давайте вспомним, что такое сказка?

2. Когда возникли сказки?

3. А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь они появились очень давно?

4. Чему учат сказки?

5. А кто же их сочинял?

6. Каких героев вы встречали во многих народных сказок?

7. А кто были героями сказки, которую вы читали дома с родителями?

8. Посмотрите на слайд. Какое животное встречается чаще других?

-Выдуманная или невыдуманная история

-Тысячи лет назад

-да

-добру, справедливости и тд.

-автор и народ

-лиса заяц волк медведь

-лиса и рак

-лиса

Л выбор ценностных ориентиров.

П умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

П логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

ІV Постановка учебной задачи.

1. Сегодня вы познакомитесь еще с одной сказкой. Разгадав загадки, узнаем героев этой сказки.

 Рыжая плутовка

Обманывает ловко.

Её боится мышка

И зайка – шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт,

Из деревни кур крадёт.

(Лиса)

Краснобровый, чернопёрый,

Хвост косой, на берёзе урчит.

(Тетерев)

2. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, чему может научить эта сказка? Это и будет задача нашего урока.

П: самостоятельное выделение и формулирование темы;

Р постановка учебной задачи

V. Открытие детьми нового знания.

1. Словарная разминка.

Перед работой проведем речевую разминку.

Откройте учебник на странице 62, 6 и 2.

Прочитаем слова, данные вверху хором, шепотом, вполголоса.

Те – те – рев

Те – те – ре – ви – ный

Те – те – ре – вё – нок

Те – те – ре – во – чек

2. Кто же такой тетерев? 

Тетерев

Тетерев — птица крупная, весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины.

Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Вся забота о потомстве лежит на матери. Она высиживает яйца, она водит появившихся птенцов, она же защищает их. Ночуют на деревьях. Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник.

 3. Толкование слова УКАЗ

Что значит слово указ? Найдите его толкование в словаре.

4. Чтение половины сказки

Внимательно послушайте, я начну читать вам сказку, а потом вы ответите на вопрос

5. Постановка проблемного вопроса:

Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

6. Чтение окончания сказки в учебнике.

Слушаем дальше.

Как поступил тетерев?

Сейчас мы прочитаем еще раз по цепочке. Слушайте внимательно, потом я задам вам вопросы. Начинай.

Поднимите руку те, кому понравилась сказка? Чем?

Чтение слов

Поиск значения слова в словаре

Предполагают, строят ассоциации.

П: логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Л: самосознание, осознание своих нравственных качеств.

VI Первичное закрепление.

1. Как приветствовала лиса тетерева?

2. Что ответил на ее приветствие тетерев?

3. Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?

4. А что говорилось в указе?

5. Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился?

6. Зачем он сказал лисе о собаках?

7. Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»

 ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

-притворялась глухой, придумала историю с указом

-тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть

-тетерев иронизирует над лисой, выявляет её лживость

П: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Л: Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Самостоятельная работа.

Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу по вариантам. Но сначала подпишите фамилию и имя с обратной стороны простом карандашом. Поднимите руку 1 вариант, вы должны описать лису. Теперь поднимите руку 2 вариант, вы описываете тетерева. Кто не понял задание, поднимите руку. На работу у вас 2 минуты, приступайте.

Лиса Тетерев

Легкомысленная, Хитрая, Беззаботная, Льстивая , Умный, Рассудительный, Смышленый.

Возьмите в руки простой карандаш, проведем проверку. (ответ на слайде)

Выполним 2 задание.

2. Соотнесение.

Нужно соотнесите как говорит лиса и как говорит тетерев? Кто не понял задание, поднимите руку. На это задание вам 2 минуты, приступайте.

Лиса            ласково

Тетерев       спокойно

                     грубо

                     нежно

                     тихо

                     громко

                     медленно

                     торопливо

Выбирают слова для характеристики героев.

Соотносят манеру говорения с героями сказки

Проверяют правильность по эталону (образцу)

П: логические, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений

VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного в этой сказке?

2. Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?

3. Зачем народ создал эту сказку?

4. Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки?

животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить

П: осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

К: участвовать в обсуждении.

IX Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке

У вас нас столе лежат смайлики, если вам понравился урок, то поднимите смайл, который улыбается, а если нет – грустный.

-А мне понравилось, как работали… (выделяю активных учеников)

Остальным в следующий раз нужно быть активнее.

Урок окончен. До свидания!

Оценивают результат своей деятельности

П: общеучебные, выделение необходимой информации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин « – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» Сказка

Слайд 3

Герои русских народных сказок Лиса и рак Петушок, лиса, собаки Лиса, заяц, медведь,

Слайд 4

Рыжая плутовка Обманывает ловко. Её боится мышка И зайка – шалунишка. Хоть сама в лесу живёт, Из деревни кур крадёт. Краснобровый, чернопёрый, Хвост косой, на берёзе урчит. Лиса и тетерев Русская народная сказка Чему учит эта сказка ?

Слайд 5

С л о в а р н а я р а з м и н к а: Те – те – рев Те – те – ре – ви – ный Те – те – ре – вё – нок Те – те – ре – во – чек

Слайд 6

Тетерев

Слайд 7

Сойдет тетерев на землю, или нет?

Слайд 9

лиса тетерев Легкомысленная Хитрая Беззаботная Смышленый Умный Льстивая Рассудительный

Слайд 10

Лиса Тетерев ласково спокойно нежно тихо громко медленно торопливо

Слайд 11

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»

Слайд 12

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения в 1 классе "Русская народная сказка "Лиса и тетерев""

Урок разработан к УМК "Планета Знаний. "Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения. Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"...

урок литературного чтения УМК "Планета знаний" 1 класс по теме "Сказка "Лиса и тетерев".

Урок литературного чтения проведен в 1 классе на семинаре учителей начальных классов учителем Алексеевой Т,А....

Задание по литературному чтению, 2 класс/ УМК "Школа России"/ русская народная сказка "Лиса и тетерев"

Используется в качестве дополнительного материала или альтернативы рабочей тетради....

Викторина по сказке "Лиса и тетерев" 1 класс.

Викторина по литературному чтению пригодится для учителей 1 классов....

Разработка урока по литературному чтению.1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"

Участвовала в районном фестивале открытых уроков. Надеюсь, материал кому-нибудь пригодится)) Методисты остались довольны))...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Конспект урока по литературному чтению.Презентация к конспекту урока по литературному чтению во 2 классе русская народная сказка "Лиса и тетерев".Учебный предмет: литературное чтениеКласс: 2...