Программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Наталья Кремнёва

Программа по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx52.35 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

____________/________________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР: ___________/Зубкова С.Н./

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор АНО «Православная школа-пансион «Плесково»:

 ____________/ Анисимова С.В./

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Программу составила  Кремнёва Наталья Анатольевна

«Плёсково»

2017 год

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностным  результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

Личностные

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Познавательные УУД:

1) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

2) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Коммуникативные УДД:

1) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

3) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

1

Произведения фольклора

7

2

Басни. Русские баснописцы

6

3

Произведения В.А. Жуковского

4

4

Произведения  М.Ю. Лермонтова

4

5

Произведения А.С. Пушкина

6

6

Произведения П.П. Ершова

4

7

Произведения В.М. Гаршина

4

8

Произведения русских писателей о детях

3

9

Произведения зарубежных писателей о детях

9

10

Мифы народов мира

1

11

Книги древней Руси

3

12

Произведения Л.Н. Толстого

7

13

Стихи А.А. Блока

3

14

Произведения А.И.Куприна

3

15

Стихи К.Д. Бальмонта

5

16

Стихи И.А. Бунина

3

17

Произведения С.Я. Маршака

10

18

Стихи Н.А. Заболоцкого

2

19

Произведения о детях войны

1

20

Стихи Н.М. Рубцова

3

21

Произведения С.В. Михалкова

4

22

Юмористические произведения

3

23

Очерки

3

24

Путешествия, приключения, фантастика.

4

Всего

102 часа

Календарно – тематическое планирование (102 часа)

№п/п

Дата

Дата

факт.

Темы

Основные виды деятельности

1

06.09

Малые жанры фольклора.

Работать со статьёй, проверять свой читательский опыт. Объяснять понятие «фольклор». Воспринимать на слух тексты произведений фольклора, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради.

2

07.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Различать произведения фольклора. Называть признаки волшебной сказки. Читать выразительно отдельные эпизоды, показывать своё отношение к героям. Рассказывать сказку с присказкой. Сравнивать сказки волшебные и бытовые.

3

08.09

Былина «Волх Всеславович».

Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану.

4

13.09

Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Объяснять литературоведческое понятие «легенда» как жанр фольклора,  использовать его в речи, выделять особенность легенды: исторический факт в сказочном изложении. Сравнивать легенды с героическими песнями и былинами

5

14.09

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

6

15.09

Слушание. Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения.

7

20.09

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Умение выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия

8

21.09

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни.

9

22.09

И. И. Хемницер «Друзья», И. А. Крылов «Крестьянин в беде».

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

10

27.09

А. Измайлов. «Кукушка», «Лестница», И. А. Крылов «Осёл и Соловей»

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен.

11

28.09

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».С. В. Михалков «Слово о Крылове»

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям.

12

29.09

Слушание. И.И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок».

Знать героев басен.

Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать своё отношение к их поступкам и характерам.

13

04.10

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Умение выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия

14

05.10

В. А. Жуковский »Песня», «Ночь», «Воспоминание».

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать, выделять смысловые части, описывать героев.

15

06.10

Волшебная сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных.

16

11.10

Волшебная сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»

Умение  анализировать, сравнивать, классифицировать.

Сравнение  различных предметов (объекты),  Выявление  сходства и различия предметов.

17

12.10

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Умение выбирать решения из нескольких предложенных и его обосновывать.

Осознавать уровень владения тем или иным способом действия

18

13.10

А. С. Пушкин «Осень». Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич».

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать.

19

18.10

А. С. Пушкин «И.И. Пущину»

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений А. С. Пушкина  «И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина  Находить эпитет, сравнение, рифму.

20

19.10

И. И Пущин. «Записки о Пушкине», А. С. Пушкин Зимняя дорога».

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений.

21

20.10

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,

«Из воспоминаний В. И. Даля»

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль.

22

25.10

Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль.

23

26.10

Библиотечный урок «Наш Пушкин».

Урок обобщения и систематизации знаний .

24

08.11

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта).

25

09.11

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

26

10.11

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений.

27

15.11

Слушание «Три пальмы»

Уметь работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи

28

16.11

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки.

29

17.11

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

30

22.11

П. П. Ершов «Кто он?»

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать.

31

23.11

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Осуществление контроля и оценки действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

32

24.11

В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану.

33

29.11

В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»

Учимся работать над образом.

34

30.11

Слушание. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану.

35

01.12

В. М. Гаршин«Сказание о гордом Аггее».

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение.

36

30.11

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (главы из повести «ДетствоТемы»)

Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

37

01.12

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (главы из повести «ДетствоТемы»)

38

06.12

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Самостоятельное чтение.  Осуществление контроля и оценки действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

39

07.12

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Знать структурные единицы произведения.

Уметь  характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям.

40

08.12

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

41

13.12

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях.

42

14.12

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

Знать изученные произведения Х. К. Андерсена и уметь их называть.

43

15.12

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

44

20.12

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди», «Самое невероятное»

Знать о новом жанре произведения Х. К. Андерсена. Уметь выразительно читать. Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу.

45

21.12

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»

Знать о новом жанре произведения Х. К. Андерсена. Уметь выразительно читать

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

46

22.12

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Уметь представить наиболее понравившееся произведение

47

27.12

Контрольная работа.

48

28.12

Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар»

Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста.

Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение.

49

29.12

Отрывки из «Повести временных лет»: «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава. Похвала книгам»

Знать об особенностях построения текста (языке, героях). Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды.

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение. Знать мифы народов мира.

50

11.01

Слушание и работа с книгами.

«Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого».

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды.

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение.

51

12.01

Отрывок из «Повести временных лет»: «Поучение Владимира Мономаха детям»

Знать о житие, как жанре древнерусской литературы.

52

17.01

 Л. Н. Толстой рассказ «Акула»

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев.

53

18.01

Сказка «Два брата».

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении.

54

19.01

Л. Н. Толстой басни «Мужик и Водяной»,

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев.

55

24.01

Рассказ «Черепаха».

56

25.01

Рассказ «Русак».

57

26.01

Былина «Святогор – богатырь»

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение.

58

31.01

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

59

01.02

Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия»

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать.

60

02.02

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать.

61

07.02

А. А. Блок «Рождество»

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа.

62

08.02

Стихи о Родине, о природе.

 К. Д. Бальмонт «Россия», «К зиме»

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть.

63

09.02

Стихи о Родине, о природе.

 К. Д. Бальмонт «Россия», «К зиме»

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть.

64

14.02

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения.

65

15.02

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»,

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

Понимать основное содержание текста.

66

16.02

Сказочные стихи. «У чудищ», «Как я пишу стихи»

67

21.02

А. И. Куприн «Скворцы»

Уметь составлять аннотацию, отзыв о произведении, давать характеристику героям.

68

28.02

А. И. Куприн «Скворцы»

69

01.03

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Знать материал раздела.

02.03

70

02/03

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм.

71

07.03

И. А. Бунин «Листопад»

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения.

72

08.03

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Знать материал раздела.

73

09.03

С. Я. Маршак стихотворение «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава»

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением.

74

14.03

С. Я. Маршак стихотворение «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава»

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины.

75

15.03

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины.

76

16.03

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Уметь читать в лицах

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Знать книги С.Я.Маршака, уметь узнавать произведения по эпизодам.

77

21.03

С.Я.Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

78

22.03

Слушание и работа с детскими книгами.

Пьеса Маршака «Сказка про козла»

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды.

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение.

79

23.03

Маршак – переводчик. Р Бёрнс «В горах моё сердце»

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради.

80

28.03

Слушание и работа с книгами Маршака.

«Ледяной остров»

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды.

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение.

81

29.03

Контрольный урок

Знать  пройденный материал.

82

30.03

1

Библиотечный урок. «Маршак-сказочник, поэт, драматург, переводчик»

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды.

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение.

83

04.04

Н. А. Заболоцкий «Детство»

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения.

84

05.04

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу»,  «Лебедь в зоопарке»

85

18.04

К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды.

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение.

86

19.04

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы» «Тихая моя родина»

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора.

87

20.04

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»,»Ласточка»

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

88

25.04

Урок – обобщение. «Проверьте себя»

Знать материал раздела. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

89

26.04

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома», «Школа», «Как бы жили мы без книг»

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.

 

Уметь читать басни, находить и комментировать части текста.

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения.

90

27.04

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»

91

02.05

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»

92

03.05

С. В. Михалков басня «Дым без огня»

93

04.05

Юмористические рассказы о детях и для детей.Н. Н. Носов «Федина задача»

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора.

94

10.05

Юмористические стихи И. Л. Гамазкова «Страдания»

Уметь выразительно читать стихотворение.

 Уметь работать с дополнительной литературой.

Выявление особенности (качества, признаки) объектов изучения.

95

11.05

В. Драгунский «Тайное становится явным»

М.Горький «Пепе»

. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора.

96

16.05

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна»

Уметь определять тему произведения и авторскую позицию.

Уметь понимать основное содержание текста.

97

17.05

Н. Шер «Картины сказки».

А. И. Куприн «Сказки Пушкина»

Уметь определять тему произведения и авторскую позицию.

98

18.05

Урок – обобщение. «Проверьте себя».

99

23.05

Н.П. Вагнер «Фея Фантаста», «Берёза»

Знать книги Н. П. Вагнера, понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения .

Знать пройденный за год материал

100

24.05

 Итоговая контрольная работа.

101

25.05

 Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

Знать книги Н. П. Вагнера, понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

102

30.05

Библиотечный урок. «В мире книг». Рекомендации для летнего чтения.

   

К концу обучения в 4 классе ученик  научится:

         проявлять интерес к чтению, использовать чтение как  универсальное умение для работы с любым произведением и любым    источником информации, для обогащения читательского опыта;

        воспринимать умение читать как инструмент для своего  интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ   приобретения знаний и опыта;

         понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе  художественная литература; объяснять понятия: честнос ть, отзывчивость,  ответственность, добро, зло;         понимать значение литературы как предмета отечественной и  зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные  ценности, традиции, этические нормы общения;

         осознавать себя гражданином России, понимать ценности  многонациональной литературы своей страны и мира;

         проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям,  уважительное отношение к литературе других народов;

         работать с произведениями, книгами, проектами по темам и  разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными  универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их  поступках,  грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию   собеседников;

         пользоваться регулятивными универсальными учебными  действиями по организации своей работы с литературными произведениями  (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных  действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия,

        оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

         пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения   читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном    уровне;

            пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем   понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, и молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными  возможностями);

         читать выразительно подготовленные или изученные произведения  из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;

         пользоваться разными видами чтения (ознакомительным,  изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и  объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

        различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и   справочной литературы;

         ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр,  авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать

        на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять  ответы одноклассников по сюжету произведения;

         работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы, отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;

        понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;

        передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;

         различать тексты  стихотворной и прозаической формы, учебные,  научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской  принадлежности;

        составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное  произведение или книгу;

         пользоваться разными источниками информации, печатными и  электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими  возрасту;

         пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить  нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

         определять авторскую позицию и высказывать  своё отношение к  произведениям, героям и их поступкам;

         сравнивать художественные и научно-популярные произведения,  выделять две-три отличительные особенности;

        работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской  литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

         различать тексты произведений: с тихотворный и прозаический,  художественный и научно-популярный;

         сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);

         использовать в речи литературоведческие понятия: произведение,  тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои  произведения;

         практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения ,олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

         подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

         сравнивать и характеризовать тексты, используя     литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма,  фольклорное и авторское произведение);

         находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;

         различать понятия: произведение, книга, периодические издания  (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

         читать по ролям литературное произведение, инсценировать  произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или  этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

         создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным  строфам и рифмам;

         выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде  рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на  конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных  праздниках;

         писать небольшие сочинения о произведениях; о героях  произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин,  и  соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

         пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора,

        от своего имени;

 пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать  произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

         писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих  впечатлениях о книге.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

         находить информацию в тексте произведения;

         прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры  (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный  лист);


                                                   




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...