"В гостях у сказок А.С.Пушкина"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Дощанова Жанар Исболовна

«В гостях у сказок А.С.Пушкина».

  1. Расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его биографии;
  2. Развивать память, внимание, творческие способности детей;
  3. Прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге.

Проектор, презентация, выставка книг с иллюстрациями, портрет А.С.Пушкина, текст сказок у каждого ученика.

        Ход урока.

-Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

 

- Ребята, послушайте запись. Скажите,о чем сегодня пойдет речь на уроке?

        (ответы детей)

- Правильно. Сегодня мы продолжим удивительное  путешествие в замечательную страну сказок,

которую подарил нам великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. А тема нашего урока звучит так:

 «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» (слайд 1)

 Будьте предель  внимательны на уроке, потому что в конце  ожидают вопросы.А сегодняшний наш урок литерутного чтения проведет Сафина.

 

- А что такое сказка? (ответы детей)

В разных словарях даются разные определения слова «сказка». (слайд 2)

 

Айлина и Мадина У.( работа со словарем)

 

 Согласно словарю Даля, сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

 А вот какое определение даётся в словаре Ожегова: сказка – это повествовательное, обычно

народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием

 волшебных, фантастических лиц.

 

- На какие группы по авторской принадлежности можно поделить все сказки? (народные и литературные или

авторские)

- Именно об авторских сказках мы и будем сегодня говорить.

- Ребята, а что вы помните из биографии А.С.Пушкина?

 

- Молодцы! А подробнее о биографии Пушкина нам расскажет  Буженова Айнара

 

А.С.Пушкин родился в 1799 году в Москве  в семье потомка знатного дворянского рода.(слайд 3)

 Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.(слайд 4)

Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой.

В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.(слайд 5)

До семилетнего возраста Пушкин не предвещал ничего особенного: напротив, своей неповоротливостью,

тучностью и робостью он приводил мать в отчаяние… Надежда Осиповна заставляла его бегать и играть со

сверстниками, с трудом побеждая его леность и молчаливость.

В кабинете отца был шкаф, набитый книгами. Пушкин вместе со своей старшей сестрой Ольгой тайком

 проводили бессонные ночи в кабинете отца. И не заметили, как научились хорошо читать по-русски и

по-французски.

Иногда по вечерам Александр приходил к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал и просил: «Я иду спать,

 расскажи русскую сказку». Бабушка смеялась: «Хочешь русскую сказку, а просишь по-французски».

Народные русские песни,

 сказки пела и рассказывала ему и няня  - Арина Родионовна. Вместе с бабушкой и няней он впервые попал

в деревню (Захарьино). Ему все здесь понравилось: просторы полей, лесов, старые клёны и липы в саду,

 первые дни поздней осени ясное, прозрачное утро зимы.

Первые свои детские стихи, по воспоминаниям домашних, он написал на французском языке. Мария

Алексеевна качала головой: «Ты же русский, москвич…»

Летом 1811 года 12-летний Александр уехал из Москвы в Петербург, где выдержал все вступительные

 испытания и поступил в лицей. Это было лучшее учебное заведение для юношей благородного происхождения

 в Царском Селе под Петербургом (слайд 6).

В лицее Пушкин стал признанным поэтом.

За создание вольнолюбивых произведений Пушкин был наказан и отправлен в ссылку. (слайд 7).Почти два

года провел Пушкин в село Михайловское (Псковской области) в полном уединении со своей

старой няней.Здесь написано более 90 произведений.

Поэт очень любил свою няню, очень трепетно к ней относился.(слайд 8) В конце 1826 года Пушкин написал

стихотворение «Няне». Каждая строка в этом стихотворении пронизана любовью и нежностью к няне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Цели:

Оборудование:

  1. Орг.момент
  2. Сообщение темы и целей урока
  1. Работа по теме урока

А) Биография

Б) Сказки А.С.Пушкина

В) Выставка книг с иллюстрациями

Г) Путешествие по сказкам

IV. Итоги урока.

«В гостях у сказок А.С.Пушкина».

  1. Расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его биографии;
  2. Развивать память, внимание, творческие способности детей;
  3. Прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге.

Проектор, презентация, выставка книг с иллюстрациями, портрет А.С.Пушкина, текст сказок у каждого ученика.

        Ход урока.

-Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

- Ребята, послушайте запись. Скажите,о чем сегодня пойдет речь на уроке?

        (ответы детей)

- Правильно. Сегодня мы продолжим удивительное  путешествие в замечательную страну сказок,

которую подарил нам великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. А тема нашего урока звучит так:

 «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» (слайд 1)

 Будьте предель  внимательны на уроке, потому что в конце  ожидают вопросы.А сегодняшний наш урок литерутного чтения проведет Сафина.

- А что такое сказка? (ответы детей)

В разных словарях даются разные определения слова «сказка». (слайд 2)

 

Айлина и Мадина У.( работа со словарем)

 Согласно словарю Даля, сказка – это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

 А вот какое определение даётся в словаре Ожегова: сказка – это повествовательное, обычно

народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием

 волшебных, фантастических лиц.

- На какие группы по авторской принадлежности можно поделить все сказки? (народные и литературные или

авторские)

- Именно об авторских сказках мы и будем сегодня говорить.

- Ребята, а что вы помните из биографии А.С.Пушкина?

- Молодцы! А подробнее о биографии Пушкина нам расскажет  Буженова Айнара

А.С.Пушкин родился в 1799 году в Москве  в семье потомка знатного дворянского рода.(слайд 3)

 Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.(слайд 4)

Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой.

В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.(слайд 5)

До семилетнего возраста Пушкин не предвещал ничего особенного: напротив, своей неповоротливостью,

тучностью и робостью он приводил мать в отчаяние… Надежда Осиповна заставляла его бегать и играть со

сверстниками, с трудом побеждая его леность и молчаливость.

В кабинете отца был шкаф, набитый книгами. Пушкин вместе со своей старшей сестрой Ольгой тайком

 проводили бессонные ночи в кабинете отца. И не заметили, как научились хорошо читать по-русски и

по-французски.

Иногда по вечерам Александр приходил к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал и просил: «Я иду спать,

 расскажи русскую сказку». Бабушка смеялась: «Хочешь русскую сказку, а просишь по-французски».

Народные русские песни,

 сказки пела и рассказывала ему и няня  - Арина Родионовна. Вместе с бабушкой и няней он впервые попал

в деревню (Захарьино). Ему все здесь понравилось: просторы полей, лесов, старые клёны и липы в саду,

 первые дни поздней осени ясное, прозрачное утро зимы.

Первые свои детские стихи, по воспоминаниям домашних, он написал на французском языке. Мария

Алексеевна качала головой: «Ты же русский, москвич…»

Летом 1811 года 12-летний Александр уехал из Москвы в Петербург, где выдержал все вступительные

 испытания и поступил в лицей. Это было лучшее учебное заведение для юношей благородного происхождения

 в Царском Селе под Петербургом (слайд 6).

В лицее Пушкин стал признанным поэтом.

За создание вольнолюбивых произведений Пушкин был наказан и отправлен в ссылку. (слайд 7).Почти два

года провел Пушкин в село Михайловское (Псковской области) в полном уединении со своей

старой няней.Здесь написано более 90 произведений.

Поэт очень любил свою няню, очень трепетно к ней относился.(слайд 8) В конце 1826 года Пушкин написал

стихотворение «Няне». Каждая строка в этом стихотворении пронизана любовью и нежностью к няне.

Давайте ещё раз послушаем его. (Стихотворение наизусть рассказывает Дария)

Няне.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов  сосновых
Давно, давно ты ждешь меня!

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Александр Сергеевич оставил нам много стихотворений, поэм, повестей и изумительные сказки.

«Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из

этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать

 людей и открыть им удивительные богатства русской поэзии.

- Ребята, давайте вместе вспомним знаменитые сказки Пушкина и назовём  героев сказок.

1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Золотая рыбка, старуха, старик..)

2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (Царевна, царица, богатыри, царевич Елисей …)

3. «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Поп, Балда, бес..)

4. «Сказка о золотом петушке». (Царь Додон, шамаханская царица, золотой петушок, мудрец, звездочёт…)

5. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

царевне Лебеди» (Царь Салтан. Князь Гвидон, царевна Лебедь, коршун,  33 богатыря, Черномор, ….)

А.С.Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь,

Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку – и высмеял и осудил глуповатых, злых

царей, жадных попов, хитрых бояр.

Сказки Пушкина издавались и переиздавались очень много раз. Но всегда сказка сопровождалась

замечательными иллюстрациями. Вот на этой выставке сказки Пушкина, иллюстрировали которые такие

художники, как Билибин, Бедарев, Зотов, Маркевич и многие другие. Вот так художники изображали  сказочный мир

 Пушкина.

Ну а прежде, чем отправиться в путь по сказкам, давайте мысленно перенесемся в произведение А.Пушкина

«Зимнее утро» и проведём физминутку для глаз

       

.

Ну, а сейчас отправляемся в путешествие.

И первой нас встречает сказка, которую вы узнаете по рисунку.(на слайде 9 рисунки: корыто, золотая рыбка)

(Сказка о рыбаке и рыбке)

- Ребята, как старуха называла старика в сказке? (дурачина, простофиля)

-Что предложила золотая рыбка за своё спасение? (выкуп)

- Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

- Куда послала служить мужа старуха, когда стала столбовою дворянкой? (на конюшню)

-Давайте прочитаем на слайде, как заканчивается сказка:

(показать рисунок)

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: пред ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.( слайд 10)

- Чему учит нас эта сказка?  (не жадничать, уважительному отношению к своим близким…)

- А теперь путь лежит в гости к сказке…

(На слайде 11 слова:

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

-Как звали сенную девушку? (Чернавка)

-Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей)

- У кого жила царевна в лесу? ( у семи богатырей)

- Вспомните, к кому обращался за помощью Елисей, пока искал свою невесту? (К солнцу, месяцу, ветру.)

-А какими словами заканчивается сказка?

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

- А следующую сказку мы попробуем узнать по следующим словам: (слайд 13)

базар, жадность, работа, оброк, море, верёвка.

- («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

- Давайте прочитаем диалог попа и Балды по ролям.

- В сказке Балда оказался умнее и хитрее, чем поп.

- А какими словами заканчивается сказка?

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана.

- А это что за сказка? (Сказка о царе Салтане, ….)

- Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря)

- Кто возглавлял чудесное войско? (Дядька Черномор).

-В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля)

- Как изображает Пушкин царевну Лебедь?

- А эта иллюстрация к какой сказке?

(«Сказка о золотом петушке»)

- Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездочет)

Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице)

- Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке».

-Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Мы попрощаемся с ними, но не навсегда, а на время, чтобы снова и

 снова возвращаться к этим удивительным сказкам. Восхищаться, радоваться, переживать и говорить: «Что за прелесть

 эти сказки!..»

- Что вы запомнили из биографии А.С.Пушкина?

- Чему учат сказки Пушкина?

-Чем интересны вам эти сказки?

-Какая сказка нравится вам больше всего, почему?

Оценивание.

Д/З нарисовать иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина.

Урок окончен.

  1. Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)
  2. Когда он родился? (6 июня 1799г.)
  3. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
  4. Как ласково называла его няня (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
  5. Имя прадеда А.С, Пушкина? (Абрам Ганнибал.)
  6. С каким царём в детстве встретился А.С.Пушкин? (С Павлом 1.)
  7. Какие рассказы любил и боялся слушать А.С.Пушкин? (Страшные, о мертвецах.)
  8. Сколько братьев и сестер было у Пушкина? Назовите их. (1 брат Лев, 1 сестра Ольга.)
  9. Какое учебное заведение, закончил поэт? (Царскосельский Лицей.)
  10. Назовите имя сына французского посла, с которым стрелялся поэт? (Жорж Дантес)

Конкурс «Узнайте сказку по рисунку» (слайд 5)

(Учащимся показывают рисунки и вывешивают на доску.)

  1. Кораблик. («Сказка о царе Салтане…».)
  2. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
  3. Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
  4. Лебедь. («Сказка о царе Салтане…».)
  5. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне…».)
  6. Зеркало. («Сказка о мертвой царевне…».)
  1. Конкурс «Угадайте героя по описанию» (слайд 6)
  1. Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сарачина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь.  (Семь богатырей)

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит (Царица – мать царевны)

  1. И кого не спросит он,

 Всем вопрос его мудрен. (Королевич Елисей)

  1. Ты встаешь во тьме глубокой,

 Круглолицый, светлоокий,

 И, обычай твой любя,

 Звезды смотрят на тебя. (Месяц)

  1. С ним одним она была

 Добродушна, весела.  (Царица – мачеха)

  1. Весть царевну в глушь лесную

 И, связав ее, живую

      Под сосной оставить там

      На съедение волкам.   (Царица Чернавке)

  1. Не боишься никого,

Кроме бога одного. (Ветер)

  1. Белолица, черноброва,

 Нраву кроткого такого. (Царевна)

  1. …        ты ходишь

 Круглый год по небу, сводишь

 Зиму с теплою весной,

 Всех нас видишь под собой. (Солнце)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

                 Вопросы :

- Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)

- На что глядела царица, ожидая возвращения мужа?  (Снег)

- У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)

- Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

- Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)

- Как богатыри назвали царевну? («Коли красная девица, // Будь нам милая сестрицей»)

- Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

-  Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)

- Узнайте сказку по следующим словам: «откуп», «дурачина», «жемчуг», «корыто», «изба», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».) (слайд 9)

               Вопросы:

- Сколько раз закидывал старик невод? (Три)

- С кем жил старик у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

- С чем пришел невод в 1-й и 2-й раз? (1-й с тиной,2-й с травой морской)

- Что просила старуха? (Корыто, избу)

- Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей)

- Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морской)  

-     Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «оброк», «жадность», «печка», «работа», «море», «наказание». («Сказка о попе и о работнике его Балде».) (слайд 10)

              Вопросы:

- Какую оплату попросил Балда за год работы? (В год по три щелчка по лбу)

- Куда посоветовала попадья своему мужу отправить Балду? (К чертям)

- Какой предмет помог Балде собрать оброк с чертей? (Веревка)

- Кто бегал на перегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц)  

-   Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатёр», «Петушок», «звездочет», «Шамаханская царица». («Сказка о золотом петушке».) (слайд 11)

              Вопросы:

- Кто подарит золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

- Где сидел петушок, охраняя границы государство? (На спице)

- Как долго пировал царь с молодой царицей? (Неделю)

- Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

- Что пообещал царь мудрецу за помощь? (Исполнить его волю как свою)

- Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, Да дух вон.»)

                               --   Узнайте сказку по следующим словам: «царь», «лебедь», «бочка»,

                              «зависть», «гонец», «кораблик». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».) (слайд 12)

 Вопросы:

- Почему царь взял в жены третью девицу? (Обещала родить богатыря.)

- Кто возглавил чудесное войска? (Дядька Черномор)

- В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца? (В комара, в муху, в шмеля.)

- Кем был злой коршун? (Чародеем)

- Кто подменил грамоту гонца? (Ткачиха с поварихой,с сватьей бабой Бабарихой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"

На  уроке  дети  доказывают  в  чем  прелесть  сказок  А.С.Пушкина.  Их  легко  читать,  иллюстрировать,  пересказывать,  инсценир...

Мир сказок А.С.Пушкина

Данный урок литературного чтения можно проводить по любой программе....

«ГЕРОИ СКАЗОК А. С. ПУШКИНА» (викторина)

Отрывки из произведений А.С.Пушкина помогут дать правильный ответ на вопрос....

В чём прелесть сказок А.С. Пушкина?

Разработка урока литературного чтения "В чём прелесть сказок А.С. Пушкина". 4 класс. Дети вспоминают сказки А.С. Пушкина, выясняют в чём их прелесть, разбириаются, чем авторская сказка отличается от р...

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе "В гостях у сказок А.С.Пушкина"

Урок литературного чтения по теме: «В гостях у сказок А.С.Пушкина». Цели урока:1.     Расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его биографии;2....