Работа над средствами выразительности устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению

Гарипова Светлана Агзамовна

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само по себе. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

           Огромно и познавательное значение литературы в школе. Но умение читать не приходит само по себе. Его надо развивать умело и последовательно.

   Ясная и правильная передача мысли автора - первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста, и их взаимосвязь. Но фактами не исчерпывается содержание произведения. Оно всегда включает в себя отношения автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, идейно-эмоциональное их осмысление. Воссоздание в звучащем слове художественных образов в единстве их индивидуально-конкретной формы и идейно-эмоционального содержания называется эмоционально-образной выразительностью речи. Эмоционально-образную выразительность нельзя рассматривать как некоторое, хотя и необходимое добавление к логической выразительности. Обе эти стороны искусство чтения неразрывно между собой связаны, что обусловлено самой природой речи. Психология рассматривает чтение вслух как монологическую речь, следовательно, чтению должно быть свойственно все, что свойственно устной речи. Слова текста воссоздают в воображение читающего образы, вызывающие у него эмоциональное отношение, которое естественно и непроизвольно проявляется в чтении вместе с передачей мыслей автора. Эти же эмоции передаются слушателям. В своей повседневной жизни человек говорит о том, что он знает, видел и о чем хочет рассказать ради определенной цели. Произносимые слова являются выражением собственных мыслей говорящего, за этими словами всегда стоят факторы действительности, вызывающие определенное отношение, определенную волевую устремленность. Читающий же пользуется готовым текстом, не являющимся выражением его собственных мыслей. Если он произносит слова текста без должного проникновения в мысли автора, без четкого представления явлений действительности, которые эти мысли вызвали, в то время чтение не возникает единства мысли, чувства и воли читающего, такое чтение не выявит идейно-эмоциональной сущности произведения, не выполнит основной функции речи - общения.

   Работая в начальной школе, я часто сталкивалась с неумением учащихся полноценно воспринимать изучаемое произведение. Ведь для этого они должны проникнуться эмоциональным состоянием героя произведения, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера, по данным психологов, развита недостаточно для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому. Поэтому одно из основных направлений моей работы при чтении произведений состоит в том, чтобы разбудить, развить эмоции и чувства ребенка, добиться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту.

   Для этого учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность на основе чтения текста художественного произведения.

   Такой деятельностью может и должно стать выразительное чтение.

   Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передаёт своё понимание и свою оценку читаемому.

   Подготовка к выразительному чтению и само исполнение и есть та практическая деятельность с текстом художественного произведения, которая помогает ученику понять содержание прочитанного и выразить своё отношение к этому содержанию.

   Подготовка к выразительному чтению произведения – это прежде всего процесс поиска верной интонации чтения текста, т. е. поиска нужного тембра, темпа, тона и силы речи. Это процесс творческий, т. к.  интонация рождается не на основе простого логического рассуждения, а на основе глубокого проникновения в содержание текста и яркого, зримого представления этого содержания в воображении исполнителя.

   «Звучащая речь – это единый поток, в котором соединяется всё (правильное дыхание (речевой аппарат «настроен»); легкость и гибкость звучания голоса (чистота речи); умелый переход из одного регистра (уровня звучания) в другой диапазон голоса; сила голоса и его тембр (звуковая окраска; ровность и устойчивость звука» - писала в своей книге «Как сделать голос сценическим» З. В. Савкова.

   Умение выразительно читать и говорить формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость, и особая искренность, и острота эмоционального восприятия.

   Уже первые дни работы с первоклассниками показывают, что многие из них имеют недостатки в дикции. Это и пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники очень невыразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло к выделению отдельного этапа по развитию выразительности речи на уроках литературного чтения, необходимости сбора особого художественного материала.

   При изучении методической литературы, мною были выявлены творческие упражнения, способствующие развитию выразительности чтения, которые я регулярно использую в своей работе.

   Работу над средствами выразительности устной речи на уроках чтения я начинаю с техники речи.

   В технику речи входят: дыхание, голос, дикция.

  1. ДЫХАНИЕ.

           Выразительное чтение – это процесс устной речи, в котором огромное значение имеет дыхание. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь, поэтому, чтобы научиться владеть своим голосом, надо прежде всего научиться правильно дышать.

   Дыхание при чтении отличается от обычного, физиологического, непроизвольного, когда ритмически чередуются вдох – выдох – пауза.   Во    время чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный выдох. Правильное дыхание имеет большое значение и для слушающего и для читающего. Слушателю оно помогает лучше воспринимать текст, так как речь ясна, звонка и хорошо слышна. Читающему же сохраняет здоровье, потому что Воздух согревается, увлажняется, голосовые связки не сохнут и могут работать длительное время без затруднения и напряжения.

   На уроках мы повторяем с детьми особенности дыхания при чтении.

   Это:

   а) вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слушателей;

   б) воздух следует набирать, со измеряясь с длиной фразы, расходовать экономно, не выдыхая до конца. Это даёт возможность произнести любую фразу свободно, без напряжения голосовых связок.

   в) вдох нужно делать только во время пауз, строго соблюдать связь слов, воздух вдыхать через нос, так как при этом он очищается и согревается. Во время коротких пауз вдох приходится делать и через рот, чтобы дать лёгким как можно быстрее больше воздуха. Но для речи наибольшее значение имеет выдох, потому что он приходится на звуки.

   г) выдох производится спокойно, плавно и медленно;

   д) выдыхаемый воздух не должен переполнять лёгкие, так как слишком большое его количество будет трудно удержать, и он будет вырываться толчками, нарушая плавность речи.

   е) при чтении длинных фраз особенно необходимо следить за дыханием. Сделав глубокий вдох перед началом предложения, во время пауз нужно добрать воздуха – дополнительный вдох, чтобы спокойно и без напряжения дочитать начатую фразу.

   Задачи, которые я ставлю при работе над дыханием: показать участие дыхания в устной речи; формировать правильное дыхание ребёнка при чтении произведения; проводить специальные упражнения, развивающие правильное дыхание.

УПРАЖНЕНИЯ       НА    ДЫХАНИЕ.

   а) для правильного вдоха – выдоха:

   - вдох через нос – выдох через рот;

   - краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

   - медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;

   При глубоком вдохе:

   -медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струёй;

   - выдох несколькими равными порциями (толчками);

   - выдох двумя неравными порциями;

   б) на одном выдохе усиливать или ослаблять звук.

   - «гудок» - приближается или удаляется м-м-м-м-м, н-н-н-н-н-н…

      - «шум ветра»: в-в-в-в-в…

      - «жужжание пчелы»: ж-ж-ж-ж-ж…

      - «писк летающего комара»: з-з-з-з-з-з…

      -«рычание собаки»: р-р-р-р-р…

   в) выполнение следующих упражнений помогает учащимся правильно «посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания.

   -«Свеча»- ровный медленный выдох. Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи.

   - «Погасить свечу»-  интенсивный прерывистый выдох. Вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками выдохнуть воздух: Фу!   Фу!    Фу!

   - «Надоедливый комар»- Руки вытянуты перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно вдыхая воздух свести руки, чтобы ладони встретились. Теперь соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з-з-з». По счёту «раз»- руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком «з-з-з-з-з» дети медленно соединяют руки, чтобы «убить комара», который звенит рядом. Желание «поймать комара «замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха – образуется «опора» дыхания. И только когда «убили комара» (хлопнули ладонями) наступает полная свобода дыхательных мышц.

   г) выполнение данных упражнений обеспечивает «гибкость» дыхания, помогает отработать умение находить «опору» речевому дыханию.

 -«Звуки» На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками:

  Ф! Ф! Ф! Ф! …

  Чередовать звуки «ф» и «в»:

   Ф! Ф! В! В! Ф! Ф! В! В!

   д) произнесение скороговорок, пословиц.

 Например, «Тридцать три Егорки»

 - Как на горке, на пригорке  

   Стоят 33 Егорки: (глубокий вдох)

   Раз- Егорка, два – Егорка, три- Егорка, и так далее (считать пока хватит набранного воздуха)

                Или:

 (вдох) Семь раз отмерь, (вдох) один раз отрежь.

           е) разыгрывание ситуаций:

    - задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте,

    - сдуть с рукава пушинку;

    - раздуть огонь в потухающем костре;

    - подуть на горячее молоко, сдувая пенку, и т. д.

   ж) прочитать шутливое стихотворение «на одном дыхании»:

                             Хомка, хомка, хомячок,

                             Полосатенький бочок.

                             Хомка раненько встает,

                             Щечки моет, шейку трет.

                             Подметает хомка хатку

                             И выходит на зарядку.

                             Раз, два, три, четыре, пять-

                             Хомка хочет сильным стать.

  1. ГОЛОС

           Голос чтеца должен быть хорошо развитым, послушным, звонким и достаточно громким. Чтение глухим, без всякой окраски голосом однообразно, скучно, быстро надоедает слушателям и плохо ими воспринимается.

           Голос, как и дыхание, следует развивать.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА, ПРОВОДИМЫЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ:                                                               

   а) сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки: ммм, ннн, ллл .

           б) исходное положение то же. К согласным звукам м, н, л поочерёдно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и  произнести  плавно  и  протяжно:

  мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы

  нни, ннэ, нна, нно, нну, нны

  лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы

           в) просчитать от 1 до 10 на одной высоте, а затем – повышая голос, потом - понижая.

           г) И   э   а   о   у   ы (под ударением первый звук)

                  и  Э а   о   у   ы (под ударением второй звук)

          и   э А о   у   ы  (под ударением третий звук)

                  и   э   а   О  у   ы  ( под  ударением  четвёртый  звук )

                  и   э   а   о   У  ы  ( под  ударением  пятый  звук )

                  и   э   а   о   у   Ы(под  ударением  шестой  звук )

   д) произносить пословицы и скороговорки сначала ровным голосом, затем постепенно усиливая его или, наоборот, ослабляя.

                  Худо летом, когда солнца нету.

                  У сосенки-сосенки выросли опенки.

3.ДИКЦИЯ

           Хорошая дикция – одно из важнейших условий выразительности речи. Она даёт возможность отчётливо произносить и быстро понимать любое слово. Чёткая дикция одинаково важна и для слушающего, и для читающего.

           Первому она помогает быстро и точно воспринимать текст, второму облегчает дыхание и снимает напряжение голосовых связок, так как в работе принимают участие губы, зубы, челюсти и язык.

  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЧЕТКОЙ И ЯСНОЙ ДИКЦИИ.  

   а) упражнения на гласные звуки.

 Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:  

      и- э- а- о- у- ы 

   б) упражнения на согласные звуки.

  К каждому гласному звуку присоединяется согласный:

     Би- бе- ба- бо- бу- бы 

   в) активное и отчётливое произнесение таблиц по книге О. В. Узоровой и Е. А. Нефёдовой «Практическое пособие для обучения детей чтению».

                От   слогов:                                              до:

Н-р: ат   от   ут   ыт                      фшу   фши   фше   фша

                 эт   ят   ёт   ют                       шфо   шфу   шфы   шфя

         ит   ет   ят   ут                     шфё   шфю   шфи   шфе

   г) отчетливое произнесение слов из книги Г. Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе»

         1 группа                                                        5 группа

               ёж                                                                    адрес

               ель                                                                   ельник

               щи                                                                    багажник

               ива                                                                   замедлить

               баня                                                                 багульник

               околица                                                           папоротник

               математика                                                     колокольчик                           

  д) использование чистоговорок:

Са-са-са. В лесу бегает лиса.

Ос-ос-ос. Мы поймали много ос.

Рец-рец-рец. Очень вкусный огурец.

Ри-ри-ри. На ветке снегири.

Мчится поезд скрежеща: же-че-че-ща.

   е) прочитать скороговорку про себя. Произнести её беззвучно с хорошей артикуляцией. Затем тихо и медленно и, наконец, громко и быстро.

  ж) произнесение скороговорок, изменяя порядок слов.

Например,

   На горе Арарат растёт крупный виноград.

   Растёт крупный виноград на горе Арарат.

   Крупный виноград растёт на горе Арарат.

           Итак, чтобы выразительно читать или говорить необходимо овладеть следующими техническими умениями:

   1) правильно дышать, чтобы обеспечить «опору» своему голосу;

   2) дикционно чисто говорить: проговаривая звуки, не «склеивая» и не «глотая» окончания слов;

   3) говорить, повышая или понижая силу голоса: говорить тихо, умеренно, громко;

   4) говорить, убыстряя или замедляя темп произнесения фразы;

   5) говорить, выражая голосом свои чувства.

   Выбор средств речевой выразительности определяется содержанием произведения, ясным пониманием, представлением того, о чем в нем говорится, чувствами читающего, возникающими в процессе чтения, и стремлением вызвать соответствующие мысли и чувства у слушателя.

   Средства речевой выразительности.

           Основным средством речевой выразительности является интонация. Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, отражающие смысловую и эмоциональную сторону речи.

           Интонация складывается из следующих элементов: сила голоса, темп, логические паузы, логические ударения.

           Все эти элементы находятся в тесной взаимосвязи.

  1. СИЛА ГОЛОСА

           Умение говорить с нормальной громкостью является важным коммуникативным свойством речи и имеет существенное значение для восприятия сообщаемой информации. Кроме того, на фоне определённой громкости (чаще всего на фоне нормальной громкости) отдельные части высказывания можно произносить громче или тише. Эти изменения громкости, как правило связаны со смыслом и значением произведения и помогают читающему в раскрытии основной мысли произведения.

           В начальных классах я работаю над расширением знаний детей об уместности или неуместности громкой (или тихой) речи в определённых ситуациях, выявлением роли громкости в речевом общении детей, формированием умения школьников использовать силу голоса как средство выразительности устной речи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ ГОЛОСА.

   1) произнести скороговорку с различной силой голоса (нормально, тихо, громко).

   2) эту же скороговорку произнести усиливая, а затем ослабляя голос к концу фразы.

   3) определение силы голоса в различных стихотворениях

   Например,

   а) Колыбельная.

 Ветер пел, качая ветки,

 «Спите почки, спите детки.

 Кто всю ночь не будет спать,

 Тот цветком не сможет стать».

 б) Песенка.

 Кто сказал, что я горланю?

 Кто сказал, что я кричу?

 Я свою подружку Таню

 Новой песенке учу.

 в) Чтение маленького текста с пометками.

 - Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Обратите внимание на пометки справа.

 Какие строчки надо прочитать громко, какие - тихо, совсем тихо?

 Приготовьтесь читать, изменяя силу своего голоса.

Тихо

Громче

Тихо

Чуть громче

Тихо

Громко

Была тишина, тишина, тишина

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше……

Наверно, сейчас барабанить он станет        

Уже барабанит! Уже барабанит!

  1. ТЕМП РЕЧИ

   Темп, как и громкость является интонационным средством выразительности устного слова, когда замедление или ускорение произнесения отдельных частей высказывания используется в целях повышения действенности речи.

   При работе над темпом я ставлю следующие задачи:

   -расширить знания детей о темпе как об одном из важных коммуникативных свойств речи (при слишком быстром или замедленном темпе затрудняется восприятие информации);

   -сформировать умения слышать изменения в темпе высказывания, умение определять в зависимости от содержания, основной мысли высказывания, настроения и чувства чтеца.

   УПРАЖНЕНИЯ:

   1.Произнести скороговорку в медленном, нормальном, быстром темпе.

   2.Чтение малых стихотворных произведений в разном темпе.

   3.Конкурс на лучшего скороговорщика.

   4.Определение темпа при чтении стихотворения.

3. ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

   Поток речи разделяется на группы слов, связанных между собой по смыслу. Эти группы принято называть речевыми звеньями, а остановки между ними – паузами.

   Логические паузы между речевыми звеньями объединяют слова в слитные сочетания. Такие паузы вносят в речь порядок, придают фразе стройность и завершённость, дают возможность слушателю осознать сказанное и подготовиться к дальнейшему слушанию.

   Логические паузы не означают остановки мысли. Внимание читающего продолжает сосредотачиваться на тексте.

   Логические паузы, большей частью, совпадают со знаками препинания, поэтому их называют также грамматическими.

   В упражнениях над постановкой логических пауз я объясняю детям, что бывают случаи, когда логическую паузу необходимо сделать там, где знаки препинания отсутствуют.

   НАПРИМЕР,

   а) между подлежащим и сказуемым – Шакал / шагал, шакал / скакал.

   б) перед союзами и, да.

   Дробью по перепелам / да по тетеревам.

   Логические паузы обычно не делают перед знаками препинания в следующих случаях:

   а) перед обращением, стоящим в середине или конце фразы.

        Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

   б) при коротких сочетаниях слов.

   Мы ели, / ели ершей у ели, / их еле-еле у ели доели.

   Работу над логическими паузами провожу на скороговорках.

4.ЛОГИЧЕСКИЕ УДАРЕНИЯ

   Логическое ударение – выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов во фразе.

   Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе в зависимости от ее смысла и осознанного намерения, читающего обратить на него внимание слушателя.

   УПРАЖНЕНИЯ:

   Упражнения по постановке логического ударения также проводятся на скороговорках.

   Водовоз вёз воду из-под водопровода. (Водовоз, а не представитель какой – либо другой профессии).

   Водовоз вёз воду из-под водопровода. (Вёз, а не производил другое действие).

   Водовоз вёз воду из-под водопровода. (Воду, а не что- то другое).

   Водовоз вёз воду из-под водопровода. (А не откуда-то ещё).

5.ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

   Одним из главных средств выразительности речи является тон высказывания. Одно и то же можно сказать различным тоном, выражая при этом самое разное отношение к произносимому и вызывая разное отношение слушателей к тому, о чём читают.

   Обычно, характеризуя тон, говорят, что он – убеждающий, уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый или ласковый.

   При работе над тоном высказывания используются следующие упражнения:

Спрашиваете, удивляясь

Восхищаетесь, радуетесь

Огорчаетесь смене погоды

Грустите, потому что не любите

зимний холод

Спрашиваете и просите одновременно

Радостно  сообщаете  об  этом  друзьям  

   1) Прочитать фразу в соответствии со смысловым заданием.

Снег пошел.

   2) Прочитать скороговорку, передавая различные чувства (удивление, радость, сомнение, сожаление, возмущение и т. д.)

Например, Нос вытащит – хвост увязнет, хвост вытащит – нос увязнет.

   3) Разыгрывание маленьких сценических диалогов:

В гостях у королевы.

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы у английской.

- Что ты видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

   4) Малый конкурс чтецов.

   а) прочитать реплику, используя различный тон высказывания.

   б) конкурс «Лесное радио объявляет».  (прочитать объявление)

   5) Прочитать предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, а слушающий отвечает ему, соответственно утверждает или сомневается, Работа в парах или по вариантам).

Реплика

Ответная  реплика

     Вопрос – сомнение

Яблоко от яблони недалеко

падает?

Утверждение

Яблоко от яблони недалеко

падает!

Вопрос – удивление

От топота копыт пыль по  

полю  летит?

Утверждение

От топота копыт пыль по полю

летит!

Восхищение

На дворе – трава,

на  траве – дрова.

Сомнение (недоверие)

На дворе – трава?

на  траве – дрова?

   6)Прочитать текст, передавая различные чувства.

Сказала мама: «Фу, футбол!»

Сказала тётя: «Фи, футбол!»

Сестра сказала: «Ну, футбол!»

А я ответил: «Во, футбол!»

   7)  Работа в парах.

   Один читает скороговорку, передавая определённое чувство, а другой -оценивает чтение.

   На горе Арарат рвала Варвара виноград.

   Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:

  • изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
  • чтение по ролям;
  • инсценировки басен, сценок.

      Для развития эмоциональной выразительности использую следующие задания:

  • найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;
  • определить это состояние с помощью учителя (например, страх девочки, которая увидела змею (рассказ В. Бианки «Еж-спаситель»), страх матери-утки за своих детенышей (рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»));
  • соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое отношение к герою и отношение к нему автора);
  • выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.

   В 3 классе уже можно начинать работу по наблюдению за характерами героев, изменениями в их настроении, уточнять, почему и когда происходят эти изменения.

   Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений (речевая гимнастика), которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в себя последовательно выполняемые упражнения.

   Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.
  Речевая гимнастика проводится в течение 3—5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой гимнастики можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).
  Речевая гимнастика включает:

  • упражнения для дыхания;
  • упражнения по модуляции силы голоса;
  • упражнения по отработке интонации, темпа речи;
  • упражнения по совершенствованию выразительности речи;
  • упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

   В наш век развития высоких компьютерных технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее удержать школьника на расстоянии от этих благ цивилизации, все труднее и труднее воспитывать “красивое, доброе, вечное”, то самое, что воспитывали в предыдущих поколениях россиян книги.

   Воспитание интереса к чтению, формирование навыка чтения – является актуальной проблемой в изучении литературного наследия нации.

   Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? В чём же основные причины несформированности навыка чтения и можно ли их устранить? Эти и другие вопросы, связанные с проблемой чтения, очень актуальны на сегодняшний день.

   Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.

   Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения....

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлеч...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.Групповая...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД  на уроках литературного чтения  в начальной школе...