Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе
методическая разработка

Курбанова Айгуль Фирдависовна

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД  на уроках литературного чтения  в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД  на уроках литературного чтения  в начальной школе

 Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний , а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к  саморазвитию. ФГОС ориентирован на становлении личностных характеристик выпускника, таких как способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В условиях этих нововведений актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности школьников. 

  Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.

Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

  Организация групповой деятельности младших школьников, направленной на формирование коммуникативных УУД осуществляется в различных формах :

- урок – интегрированный

- урок – исследование

- урок – игра

- урок – путешествие

- урок – презентация

- урок – творческая мастерская

- олимпиады

- интеллектуальные игры

- проба пера

- интеллектуальный марафон

 

 Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе.

Исходя из наблюдений за учащимися, работающими в группах, сформировалось твердое убеждение, что любой коммуникативный метод, используемый на уроке должен учитывать 4 ступени речевой теории: * ситуативную, *мотивационную, *восприятие речи собеседником, *обратную связь.

  Парная работа, как простейший вид групповой, может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе.

  Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра.

Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.

  Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

На уроках обучения грамоте для работы в парах можно использовать следующие виды работ:

- Составление слов по звуковой схеме.

- Составление предложений по схеме.

- Нахождение изученных опасных мест (орфограмм) в словах и предложениях.

- Работа с деформированным предложением или текстом.

- Работа со словарными словами (дети или проговаривают, как пишется слово, или пишут под диктовку).

- Работа по прочитанному тексту: когда дети задают друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и отвечают на них. Или составляют к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске и задают их друг другу.

  Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы.  .  Краткая характеристика некоторых из них:

«Мозговой штурм»

Участникам обсуждения  предлагается высказать как можно больше вариантов решения. Затем отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

«Продолжи»

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках при описании иллюстрации или картины

«Охота за сокровищами»

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать как знания фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, справочную литературу.

«Снежный ком»

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группуи делают доклады о своей работе.

«Пазлы»

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключении работы делают выводы.

 «Зигзаг»

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

На уроках литературного чтения при работе в парах и группах возможно использование социоигровых технологий. Например, можно использовать приём «Пойди спроси». Если ученик что-то не понял в задании или сомневается, то он может спросить не у учителя, а у одноклассников, или участников другой группы. Дети с большой ответственностью подходят к разъяснению и объяснению задания. Они открывают учебник, рассматривают рисунок, задают наводящие вопросы.

Приём «Цепочка» направлен на более эффективное запоминание материала, стихотворений. Суть его заключается в том, что стихотворение произносится не одним учеником, а вразбивку целой группой. К доске (возможен вариант с места) вызывается группа учеников, которые воспроизводят стихотворение, говоря по очереди по одному слову. Банальное зазубривание превращается в увлекательную дидактическую игру.

Прием «Говорим хором» используется в случаях, когда дети стесняются отвечать, сомневаются в правильности ответа. Тогда группа хором отвечает необходимый ответ на задание.

«Эстафета» – приём, который используется на уроках литературного чтения при работе над текстами или стихотворениями. Учащиеся отвечают поочерёдно в рядах, вариантах, змейкой, по кругу, наискосок. Например: дидактическая игра в слова, в героев сказок, в города. Дети могут сначала называть слово с первой буквы, затем с третьей, и с последней.

  Организуя работу в группах, можно использовать карточки для заданий, игровые моменты, синквейны. Например, работая над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ поступков героев можно провести в группах. Каждой группе даётся задание составить синквейн по характеристике старухи, старика, золотой рыбки. 

  На уроках литературного чтения используются специально организованные сюжетно – ролевые игры в рамках групп, так как наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образы.

 Так для создания эмоционально — благоприятной коммуникативной ситуации на уроке используются:«Рассказ от первого лица»,

 "Комплимент"(сказать комплимент сказочному литературному герою ),

"Сказка в заданном ключе"(введение в название сказки нового объекта, ),

"Изменение сказочной развязки" (придумать другое окончание сказки, рассказа),

«Проблемный вопрос».

 Участие детей в подобных сюжетно - ролевых играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми партнерских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх .

Слушание и сочинение сказки, наряду с сюжетно-ролевыми играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая коммуникативная деятельность.

 В.А. Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению и говорению.Это позволяет ребенку получить навыки позитивного коммуникативного общения, что содействует его дальнейшей социализации.

Всякая работа в группе завершается рефлексией (размышлением), главная задача которой является вывести полученные знания на уровень понимания и дальнейшего применения. Происходит творческая переработка, анализ, оценка изученной информации, в ходе которой члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения (при этом учащиеся выявляют, какие из действий группы и её участников были эффективны, а какие неудачны, принимают решение, какие из этих действий стоить активно использовать в будущей работе, а от каких отказаться), то есть рефлексия позволяет учиться на своём опыте.

Рефлексия проводится  с применением опоры:

Сегодня на уроке я:

*Научился…

*Было интересно…

*Было трудно…

*Я понял, что…

Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.

Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

  Уроки  с использованием подобных  приемов учащимся надолго запоминаются  добытую информацию они удерживают в своей памяти.

Другими словами, опираясь на высказывание великого китайского педагога Конфуция, это можно обозначить следующим образом:

«То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного запоминаю.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я получаю знания и умения.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.»

Практика подтверждает , что формирование коммуникативных УУД  учащихся младшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно, если будут, использованы групповые формы работы на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...

Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...

Групповая работа как средство достижения коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в начальных классах

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано...

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

laquo; Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.И...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.Групповая...

Групповая работа как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: д...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках лит.чтения в начальных классах.

Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий....