Урок литературного чтения в 4 классе Р.Киплинг «Рикки Тикки Тави»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока с презентацией по учебнику  Э.Э. Каца «Литературное чтение» 4 класс по программе «Планета знаний».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63.5 КБ
PDF icon презентация1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Р.Киплинг «Рикки Тикки Тави»

Цель: познакомить с произведением Киплинга «Рикки Тикки Тави», систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.

Задачи:

 1.Учить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки; развивать умение составлять отзыв к частям произведения.

2.Развивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям: развивать умение работать в малых группах; формировать навык самостоятельной работы с текстом.

3.Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя , увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценинвание своей работы на уроке, П- анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов. Поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей : любовь к природе, гордость за свою страну, проявление интереса к чтению и изучению творчества Д.Р.Киплинга.

Оборудование:

учебник  Э.Э. Каца «Литературное чтение» 4 класс по программе «Планета знаний»;  презентация с фрагментами урока;  рисунки учащихся ;                            листочки; карточки с заданием; презентации, выполненная в Power Point;                            приложение LearningApps.org

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Хотите взмыть вы до небес,
Попасть в одну Страну Чудес?  (Да)

Тогда вперёд!

2. Актуализация знаний

Свой урок я хочу начать со слов: «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!» Кому принадлежат эти слова? (доктору)

-Когда доктор произнёс эти слова? Как вы их понимаете?

Если вам приходилось испытывать подобные чувства, расскажите, почему они возникли?

-В какую страну мы совершили с вами виртуальное путешествие? (В Чехию) А почему именно в Чехию? (Работали над произведением чешского писателя Карела Чапека)

-Дома вы читали статью о писателе и его сказку «Случай с русалками».

Как вы понимаете «смотреть на окружающий мир весело и немножко грустно»?» (Часто писатели могут высмеивать отрицательное, с юмором относится к происходящему).

-Кому понравилась эта сказка?

 Найдите строки, выражающие главную мысль сказки.

Можно ли сказать, что в этом произведении соединяются весёлое и грустное? (Да)

-Вы прочитали лишь одну сказку, рассказанную доктором волшебнику Мадияшу. Прочитав целиком это произведение, вы узнаете, какая беда случилась с волшебником Мадияшем, почему он был вынужден обратиться к доктору, какие ещё сказки рассказал доктор и почему Мадияш был вынужден переселиться в пустыню.

3.Введение в тему урока.

А как вы думаете куда мы отправимся путешествовать сегодня? Давайте прочтём хором!

На земле нет выше места,
Чем вершина Эвереста.
Заберись на Эверест -
И увидишь всё окрест.

Вы бы сразу разглядели
Каликут, Мадрас и Дели,
Город сказочный Бомбей
С танцем ядовитых змей,
Йогов, пляшущих на углях,
Обезьян и тигров в джунглях,
Носорога, что как танк
Движется вдоль речки Ганг...

С высоты видны все храмы:
Будды, Вишну, Кришну, Рамы
Виден Шивы третий глаз...
Панорама - высший класс!

Стул поставьте на вершину
И любуйтесь свысока...
Если только всю картину 
Не закроют облака.

*Города Индии. Дели - столица.

**С недавнего времени Бомбей называется Мумбаи, или Мумбай.

***Имена индийских богов.

****По преданию, третий глаз у бога Шивы появился, когда его возлюбленная закрыла ему глаза руками.

(Это Индия)

Правильно. А как это может быть связано с уроком чтения?  (Мы познакомимся с индийским писателем или сказка будет о писателе?)

- Давайте спрогнозируем тему урока. О чём вам хотелось бы узнать?

4.Вступительная беседа. Слово о писателе.

 Сегодня мы познакомимся с писателем Редьярдом Киплингом (1865–1936), английским писателем. 30 декабря 1865 года в Бомбее (Индия) в семье молодых англичан Киплингов родился мальчик. Ему дали странное имя Редьярд, в честь озера в Англии, где познакомились его родители.

Киплинг много путешествовал, бывал и в Америке, и в Японии, и в Канаде, во Франции, в Южной Африке, вторую половину жизни провел в Англии, видел необычную красоту тропических лесов, познал таинственную жизнь её обитателей. Но все же его страной была Индия - о ней написаны его произведения для взрослых и знаменитая сказка о Маугли.  Его лучшим произведением считается «Книга джунглей». В 1923 г. Сказки Киплинга впервые были напечатаны в переводе двух крупнейших детских писателей – К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. И с того времени по сей день, эти переводы признаны лучшими. 

 -А какие ещё сказки вы знаете?

Сказки «Откуда у кита такая глотка», «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Слоненок», «Сказание о старом кенгуру», «Откуда взялись броненосцы», «Как было написано первое письмо», «Как был придуман алфавит», «Кошка, гулявшая сама по себе», «Мотылек, который топнул ногой». Наибольшую известность в нашей стране получила сказочная повесть «Маугли». «Книга джунглей» Киплинга, куда входит рассказ «Рикки-Тикки-Тави», открывает перед читателями далекий и таинственный мир джунглей и его обитателей.  

 А как вы думаете кто это зверь или человек? (зверёк)

5. Физкультминутка

Попробуем окунуться в мир Индии. Там много поют и танцуют.

6. Первичное чтение.

Какие значения могут иметь слова ручной, важный?

Подберите синонимы к словам поведать, проведать, разведать, изведать.

Чтение 1 части текста

Анализ1 части текста

- Что изображено на картинке?

- Где жил мангуст?

- Как он оказался в саду Большого Человека?

- Кто его спас?

- Перескажите эпизод, где Рикки знакомится с семьей Большого Человека.

- Как вы думаете, понравился ли мангуст Тедди?

- Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека?

1 глава. Рикки-Тикки-Тави был мангуст. Он жил с отцом и матерью в ложбине. Случилось наводнение, и его смыло водой. Мангуста нашли люди. Мальчик Тедди и его мама принесли Рикки домой. Папа сказал, что этот зверёк защитит Тедди лучше любой собаки.

- Мы читали художественное описание мангуста в сказке.

Научное описание зверька.

- Мангуст – это хищник. Длина его тела равна примерно 65 см, хвост длиной 50 см. Шерсть серо-коричневая. Хвост покрыт длинными волосами. По-другому мангуста называют Фараонова крыса. Живёт в Африке, Азии, на юге Европы, в Индии. Обитает в зарослях кустарника, около жилья человека. Охотится ночью. Питается змеями, мышами, птицами, насекомыми.

Задание для групп. Какое задание вы бы предложили к этим глаголам?

- Прочитайте слова:

рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прибежал, улегся, взобрался, прикорнул, вскакивал и настораживался, бежал разузнать, не спит, сидит, въехал.

- О ком и о чем рассказали нам эти глаголы? (Как Рикки знакомился с домом)

- Как они характеризуют мангуста?

(Восстановление текста по опорным словам).

- Как бы вы назвали эту часть? Знакомство с семьёй Большого Человека или Рикки в доме у людей.

Чтение и анализ 2 части текста.

- О чем идёт разговор между мангустом и Дарзи?

- Какое несчастье случилось у птички?

- Какие слова использовал автор, для описания появления Нага?

Выборочное чтение.

- Прочитайте страшный образ кобры (стр. 113). (негромкое шипение — страшный, холодный звук: огромная черная кобра, пяти футов длины от головы до хвоста; злые змеиные глаза).

- Отчего стало страшно мангусту на минуту? (Рикки-Тикки увидел на капюшоне очковую метку, точь-в-точь как стальная петля от стального крючка).

- Испытал ли страх Наг «в глубине холодного сердца»?

- Почему?

- Перескажите эпизод появления Нагайны, злой жены Нага.

- Как она ведет себя? (подкралась сзади, шипела, разъяренная). 

- Кто предупредил Рикки об опасности?

- Каким вы видите Рикки? (Хвост стал раздуваться, глаза стали краснеть, сел на хвост, как маленький кенгуренок, затараторил от ярости).

-Чем закончилась их встреча?

- Как бы вы назвали этот эпизод? Встреча с Нагом и Нагайной или Знакомство Рикки с садом и его обитателями.

2 глава. Рикки подружился с хозяевами дома. В саду он познакомился с семьёй Дарзи. У них случилось несчастье: их птенчика проглотил Наг. Наг – чёрная кобра - огромная ядовитая змея. Рикки увидел Нага и сначала испугался, но только на одну минуту. Наг тоже испугался, потому что он знал, что если в саду появились мангусты, значит, всему змеиному роду скоро придёт конец. Он стал отвлекать Рикки. В это время Нагайна, злая жена Нага, решила напасть на зверька сзади. Дарзи подсказал мангусту об опасности, и зверёк вовремя избавился от неё. Наг и Нагайна исчезли в зарослях.

8. Закрепление

- Я объявляю конкурс лучшего актёра за кадром. Вы должны передать голосом характеры героев. Для этого мы сначала смотрим отрывок, который озвучивали профессиональные актёры. А потом вы попробуете озвучить этот отрывок.

9.Составление кластера.

- А теперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения.

В итоге, при составлении кластера, должна получиться следующая таблица;

Рикки-Тикки-Тави- мангуст, преданный, отважный.

Наг- чёрная кобра, злобный, жестокий.

Нагайна -супруга Нага подлая, беспощадная.

Чучундра-крыса, трусливая, глупая.

Семья Дарзи- птицы-портные, хитрые, смелые.

Тедди –мальчик, добрый, жалостливый.

Большой человек- хозяин дома,  умный, сильный.

Мать-хозяйка дома заботливая, любящая.

Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными. Можно ли эти слова отнести к сказке?

 Коллективная работа по составлению приложения

 LearningApps.org

https://learningapps.org/display?v=pc0pdurwj18

 10.Итог урока.

Вернёмся к словам, с которых начинался урок: «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!» А какой мир мы сегодня увидели? Что было трудным? Что было легко? 

Выведение главной мысли произведения.

Чтение рассказа направлено на осознание главной мысли любви и преданности друзей, что является самым главным в жизни человека и животных. Почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, мангуст преданно служит им, спасая мальчика от заклятого врага - кобры..

12.Рефлексия

-Мы с вами работали над сказкой об Индии. А главным архитектурным украшением Индии являются храмы. И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.

Чтение притчи о строителях храма. Картинка с храмом Индии.

Притча.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: «Что ты, делал целый день?»

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго мудрец спросил: «А что ты, делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. У меня в руках индийский горшочек.

- Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий? Положите в горшочек

-А кто как второй? Положите в горшочек

-А кто как третий? Положите изображение храма.

11.Домашнее задание

 Подготовить пересказ 1 и 2 частей. Учиться читать по ролям.

Оценки за урок получают.

– Ребята, впереди вас ждут новые открытия! Желаю успехов! Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»

Предлагаю Вашему вниманию панорамный урок по литературе в 4 классе. Структуру урока можно рассматривать, как с традиционной точки зрения, так и с применением технологии RWCT. Я  проведу экскурс п...

презентация "Викторина по сказке Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"

Литературная викторина по сказке Редьярда Киплинга "Рикки -Тикки - Тави" содержит девять  вопросов и несколько вариантов ответов на каждый вопрос. В конце презентации есть правильные ответы, кото...

Урок по теме : Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави.

Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением....

Конспект урока по литературному чтению по теме: Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».

Данный конспект урока позволяет учителю с помощью разнообразных игровых форм закрепить полученные знания по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...

Викторина по сказке Р. Киплинга «Рикки – Тикки – Тави»

Викторина по сказке Р. Киплинга «Рикки – Тикки – Тави»...

Тест по сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Тест по сказке Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...

Технологическая карта урока литературного чтения. "Братья Маугли. Редьярд Киплинг". (3 класс), УМК "Перспектива"

Тип урока: рефлексия  Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли».Задачи урока Дидактические:Знать с...