Конспект урока по литературному чтению по теме: Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Белова Екатерина Адольфовна

Данный конспект урока позволяет учителю с помощью разнообразных игровых форм закрепить полученные знания по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературное чтение-4 класс55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Екатерина Адольфовна  г. Ульяновск МБОУ СШ №62

учитель начальных классов

 Литературное чтение 4 класс

Тема урока: «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».

Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Цель: обобщить и закрепить полученные знания, умения и навыки  о данном произведении.

Задачи: 1.Научить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; умение давать характеристики героям сказки. Обобщить основные знания о композиции  художественного произведения. Развивать умение составлять кластер к произведению.

2.Развивать творческие способности учащихся: учить понимать и передавать чувства героев, через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в  группах. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом.

3.Введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.

Тип урока: Закрепление  изученного материала.

Применяемые технологии:

1. Технология проблемного обучения.

2. Игровая технология.

Оборудование: портрет писателя, шкатулка с зеркалом, видео – «Как распускаются цветы», иллюстрации, выставка книг «Путешествие в мир сказок Р. Киплинга», корзинка

Методы и приемы обучения: беседа, игра, мыслительная деятельность,  работа по карточкам, бинарное чтение цепочкой, краткий пересказ, и т. д.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в группах, фронтальная, парная.

Термины и понятия: композиция, сюжет, мультипликация, анимация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

-Встали все ровно. Настраиваемся на работу. Она должна быть плодотворной.

  1. Психологический настрой.

- Вдохните. Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит каждое сердечко благородными чувствами. И, подобно этому цветку, /видео – «Как раскрываются цветы»/ раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

3. Мотивация к уроку.

- Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. А пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

2. Объявление темы и цели урока.

- Ребята, тема нашего урока звучит так: «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».   А вот для того, чтобы узнать, над каким произведением мы сегодня будем работать, вам нужно расшифровать загадочную строчку. Изучите задание внимательно, подумайте, что нужно сделать, чтобы его выполнить?

- Правильно, вы должны найти среди букв, спрятавшееся название.

апдриккишежвтиккихцъасчтавивлп

- Сегодня у нас последний, обобщающий ваши знания, урок по сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» и мы постараемся вспомнить все основные события, главных персонажей сказки и понять, чему же она нас учит.

3.Обобщение знаний по теме.

Разминка. Работа над высказыванием.

- Прочитаем высказывание, четко проговаривая слова.

Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!

- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.

- Потренируемся по группам.

- Чтение высказывания хором все вместе.

- Кому принадлежат эти слова? (мангусту Рикки-Тикки-Тави)

- Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах.)

Бинарное чтение цепочкой.

- Мы уже читали художественное описание мангуста в сказке. Давайте перечитаем его, ещё раз и вспомним главного героя произведения, читать будем этот отрывок цепочкой парами.

Научное описание зверька.

- Сегодня Кирилл приготовил научное описание этого зверька, послушайте его.

- Мангуст – это хищник. Длина его тела равна примерно 65 см, хвост длиной 50 см. Шерсть серо-коричневая. Хвост покрыт длинными волосами. По-другому мангуста называют Фараонова крыса. Живёт в Африке, Азии, на юге Европы, в Индии. Обитает в зарослях кустарника, около жилья человека. Охотится ночью. Питается змеями, мышами, птицами, насекомыми. / показ иллюстрации/

-Ребята, скажите: а Вы бы хотели узнать больше о животном мире Индии?

-/ответы/ Тогда я предлагаю Вам поработать над проектом: «Животные Индии».

/Домашнее задание/

Составление кластера.

- А теперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения.

  1. Тест «Угадай - героя». Составляется на магнитной доске.

Семья Дарзи –хозяйка дома.

Чучундра – мангуст.

Наг –хозяин дома.

Нагайна –птицы - портные.

Рикки-Тикки-Тави –крыса.

Чучундра – мангуст.

Тедди –чёрная кобра.

Большой человек –мальчик.

Мать Тедди –супруга Нага.

2. Коррекционный приём: подбор подходящих характеристик характеров героев.

- Перед Вами конверты - Вам необходимо подобрать  слова+иллюстрации, подходящие к описанию характера каждого героя произведения Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». /Во время подбора ученики находят эти слова, и в соответствии с характеристикой каждого героя, эти слова крепятся на магнитную доску./

В итоге, при составлении кластера, должна получиться следующая таблица.

Семья Дарзи птицы-портные хитрые, смелые.

Чучундра крыса трусливая, глупая.

Рикки-Тикки-Тави мангуст преданный, отважный.

Наг чёрная кобра злобный, жестокий.

Нагайна супруга Нага подлая, беспощадная.

Тедди мальчик добрый, жалостливый.

Большой человек хозяин дома умный, сильный.

Мать хозяйка дома заботливая, любящая.

Работа над композицией сказки. Работа со словарными словами.

- Работая над произведением Р. Киплинга на прошлых уроках, мы изучали такое понятие, как композиция сказки, составили  план.

Вспомним! Композиция - построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.

Творческое задание./работа в группах/

- Мы смотрели мультфильм о Рикки-Тикки-Тави, а потом я предложила вам самим создать свою мультипликационную студию и стать мультипликаторами, т.е. создателями мультфильмов, и выпустить свой мультфильм о бесстрашном мангусте. Я, вижу,  Вы выполнили задание. Это кадры нашего мультфильма. Они и есть взаимосвязанные между собой части композиции сказки, озаглавленные нами на прошлых уроках.

 Но прежде чем Вы покажите Ваш мультфильм, мы поработаем с Вами над такими понятиями, как МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ, АНИМАЦИЯ.

-Скажите, где мы можем узнать новую для Вас информацию?

/Интернет, энциклопедии, словари, позвонить кому-нибудь из взрослых, либо написать СМС – учащиеся работают в группах, затем объясняют эти понятия/

План:

  1.  Рикки попадает в дом к людям.
  2.  Рикки знакомится с обитателями сада.
  3.  Рикки убивает -Карайт.
  4.  Отважный мангуст сражается  с Нагом.
  5.  Рикки перехитрил Нагайну.
  6.  Одна из главных побед Рикки.

Учащиеся презентуют свои работы: располагают свои работы в соответствии с планом и композицией сказки и кратко пересказывают части сказки.

-Прошу вас презентовать свои работы. Вы должны расположить свой сюжет в соответствии с композицией сказки и кратко пересказать каждую главу.

- Следующее задание для нашей мультипликационной студии. Я прошу вас побыть продюсерами  мультфильма о мангусте, но сначала помогу вам войти в роль. А для этого прошу вас вспомнить, что мы говорили о наших героях, немного подвигаемся и сделаем речевую разминку - физминутку.

Физминутка

- Крыса. Примем позу крысы и скажем хором:

- Ах-ах-ах-ах (на одном выдохе), погиб юный мангуст! – печально, жалостливо.

- Тедди. Давайте разделим вместе с Тедди радость, посмеемся с ним:

- Ха-ха-ха (на одном вдохе – тихо, громче, громко)

- Мангуст. Подпрыгнем на месте и с любопытством скажем:

-Я останусь тут и разузнаю все как есть!

Конкурс - продюсеров.

Показывается сюжет из мультфильма, а учащиеся ищут отличия и сходство между авторским изложением сказки и мультфильмом.

- Я объявляю конкурс лучшего продюсера в группах. Вы должны найти сходство и отличия между авторским текстом и мультфильмом. Какая из групп найдёт больше несоответствий, та группа и побеждает. Для этого мы сначала смотрим отрывок. Будьте внимательны. 

Итог урока.

Прием «Корзина предложений».

На доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть храбрым, смелым, бесстрашным?». Ученикам предлагается ответить одним словом, и положить жетон в «Корзину предложений».

Обсуждая свои ответы, ученики приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим», а поэтому обращаем внимание на тему урока:  «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».

 Рефлексия.

-Мы с вами работали над сказкой об Индии. А главным архитектурным украшением Индии являются храмы. И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.

Чтение притчи о строителях храма. Иллюстрации с храмами  Индии.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: «Что ты, делал целый день?»

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго мудрец спросил: «А что ты, делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

Поднимите руку:

- Кто работал на сегодняшнем уроке, как первый рабочий?

-А кто, как второй?

-А кто, как третий?

- Ребята, вспомните, в начале урока я задала вам вопрос: «Кто самый главный, важный, нужный человек на нашем уроке?» Теперь мы можем заглянуть в нашу шкатулку  и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.

В шкатулке - зеркало. Каждый видит себя.

- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным? Мне бы хотелось, чтобы вы стали отважными, бесстрашными, ну и конечно смелыми людьми. Спасибо за урок.