"Кто он, герой нашего времени?"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Наталья Викторовна Серегина

Читатаельская конференция в 4 классе по проблеме хороших, общественно значимых посупков детей - героев литературныз произведений второй половины 20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ “Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»

__________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ И ОПК

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Читательская конференция

Возраст детей, на которых рассчитана данная работа: дети 10-11 лет, 4 класс

Срок реализации данной работы: 2018 г

Автор: Серегина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

____________________________________________________________

с.Хвастовичи

2018

Цель: создание среды для критического мышления по формированию духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов.

Задачи и ожидаемые результаты:

1. Обучающие получат возможность познакомиться с произведениями детских писателей второй половины 20 в.- начала 21 в..

2. Смогут проанализировать поступки литературных героев, выделить наиболее значимые для понятия «положительный герой»

3. Научатся приводить аргументы, делать выводы, проявят творческие способности

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Стратегии: чтение с пометами, кластер, многоуровневые вопросы для совместного обсуждения, синквейн, эссе.

Оборудование: книги современных писателей, пословицы и высказывания о книге и чтении, наглядный материал, слайдовая презентация, аудио записи, раздаточный материал - разрезные карточки, таблицы, листы для работы в группе.

Подготовительный этап. После прочтения и анализа рассказа А.Гайдара «Тимур и его команда» дети получили задание найти книги, которые рассказывают о хороших поступках современных детей.

Ход занятия:

  1. Организационно-мотивационный этап.

Звучит песня «Тот, кто любит читать». Ребята занимают места в классе, рассаживаются по группам, в которых они готовили тексты для читательской конференции.

Приветствие учителя: Сегодня здесь собрались те, кто любит читать, размышлять, находить ответы на вопросы, задавать вопросы и задаваться вопросами. Посмотрите на слайд (изображение Ильи Муромца, Гагарина, Кутузова, Любови Егоровой) и скажите, что может объединять этих людей? (они совершали подвиги в разные времена истории) Как можно назвать их одним словом? (герои)

2.  Работа с лексическим словом «герой»

На слайде выведены 3 понятия – герой. Как вы думаете, какое из этих значений мы будем использовать на сегодняшнем занятии?

1) Герой – это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиг.

2) Герой – это главное действующее лицо литературного произведения

3) Герой – это лицо, воплощающее в себе, характерные черты эпохи, среды.

3. Осмысление характерных черт человека, которого можно назвать героем:

  1. В какие времена совершаются подвиги?
  2. Каковы внешние особенности героев?
  3. Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем?
  4. Герои – это люди особой профессии или рода занятий?
  5. Герой появляется или растёт в каких-то особенных условиях?
  6. Герои живут в необычных местах?

- Какой вывод можно сделать? (Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек).

4. Самоопределение к деятельности:

Как вы узнали о таких героических человеческих поступках и о том, кто их совершил? (из газет, из рассказов людей, из теле- и радиопрограмм, из Интернета)

Найдите синоним словосочетанию «героический поступок». (подвиг)

Определение слово «подвиг» на слайде.

Помните, маленьких подвигов не бывает! Подвиг – он и есть подвиг! Не важно, кто его совершил: мужчина или женщина, а может быть мальчик или девочка, важно, что сделал этот человек великую вещь – спас чью-то жизнь, помог предотвратить несчастье.

Какие произведения о подвигах вы читали?

А возможно ли, чтобы подвиг был совершён ребёнком? Какие примеры вы можете привести? А какие литературные произведения это доказывают? («Тимур и его команда») Какой подвиг совершала команда Тимура? Какое это было время? Можно ли Тимура назвать героем своего времени? Какую эмблему выбрала команда Тимура?

Многое изменилось на земле с тех пор. Есть ли место подвигу в наше время? Отправимся в путешествие по страницам детских книг.

Охватим период послевоенных лет и до сегодняшнего дня. В конце занятия перед нами предстанет собирательный образ героя нашего времени. На доске появляется изображение человечка и надпись «Герой нашего времени». Рядом с изображением каждая группа будет прикреплять табличку с качеством, на которое обращает внимание автор выбранного ими произведения.

5. Представление прочитанных произведений

Дети в группах представляют прочитанные произведения по данной проблеме:

Конструктор рассказа: Герой- его характер- его поступок- ради кого или чего совершён- вывод

На доске команда вывешивает листок с качествами, которые привлекли чтецов и эмблему этого качества.

1 группа

 В.Катаев «Цветик – семицветик».

Эта сказка рассказывает о девочке Жене, которая получила возможность воспользоваться волшебством. Шесть лепестков волшебного цветка она использовала напрасно: ни ей, никому другому они не принесли никакой пользы. Последний лепесток помог вернуть здоровье мальчику – инвалиду. Женя испытала радость от исполнения этого желания, оно было полезным и нужным для больного ребёнка. Этот поступок можно назвать подвигом, во-первых, потому что Женя пожертвовала пользой для себя ради пользы для незнакомого ей человека, во-вторых, она одержала победу над своим неразумным поведением. На доске появляется первый плакат  «Пожертвовать своими интересами ради пользы для другого человека»

2 группа

Г.Скребицкий «Передышка» - Если совершил ошибку- исправь её. Эмблема- берёзовый листок.

3 группа

Е.Пермяк «Надёжный человек» - Забота о слабых-превыше всего.

Эмблема- саночки.

4 группа

Николай Носов «Огородники» - Важно быть честным.

Эмблема- огурец.

5 группа

М.Пришвин «Ребята и утята» - любовь к природе. Эмблема- утёнок.

6 группа (повышенный уровень)

А.Волков «Волшебник Изумрудного города» - Стремись стать лучше и проявляй свои хорошие качества в нужную минуту. Эмблема- зеркало.

  1. Осмысление.

Давайте посмотрим, что у нас получилось, какими качествами обладает собирательный образ героя нашего времени?

Вывод: это добрый, честный человек, который умеет заботиться о других, стремиться стать лучше, любит природу.

Хотели бы вы оказаться именно таким человеком? Что для этого необходимо делать?

  1. Обобщение.

А теперь давайте установим связь представленных произведений и мировоззрение православного христианина. Есть ли между ними что-то общее?

Вывод: детские писатели ставят во внимание те же качества, что и православие.

Как мы называем эти добрые качества? (Добродетели)

  1. Творческое задание.

Я предлагаю вам вырезать из листка цветной бумаги свою ладошку, это будет символ нашей дружбы со всеми людьми. Подпишите свои имя в середине ладошки, а на каждом пальчике напишите свои добрые качества, которыми вы больше всего гордитесь. Прикрепим эти эмблемы-ладошки к солнышку, они станут лучиками, которые освещают наш путь в жизни.

Спасибо всем за интересную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герой нашего времени

Герой нашего времени. Это внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов....

Конкурсно-игровая программа "Последний герой нашего Романа"

Цели: развивать ловкость, быстроту; воспитывать дисциплину, сплоченность, умение выполнять команды; создать возможности для самовыражения, самопознания и саморазвития детей; вызвать положительные эмоц...

Проект "Герой Нашего Времени"

В нашей гимназии ежегодно проводятся Гимназические чтения.Тема этого года - Герой нашего времени.Мы, с моим классом, решили продолжить изучение Санкт - Петербурга. Наша гимназия расположена в При...

"Герой нашего времени"

Цель: воспитание гражданско-патриотического чувства....

Герой нашего времени

Классный час о Шаварше Карапетяне....

Презентация "Герой нашего времени – Крикалёв Сергей Константинович"

Сергей Константинович Крикалёв — советский и российский космонавт, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе....