Конкурс "Сказок Пушкина чудесное творенье"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Бурмистрова Светлана Ивановна

Конкурс "Сказок Пушкина чудесное творенье" предназначен для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin_2.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказок Пушкина чудесное творенье…

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
• проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;
• развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным 
сказкам, расширять кругозор школьников;• воспитывать уважение к творчеству А. С.Пушкина, культурному наследию страны.

Ход мероприятия Учитель: 

Сценка

Внук. -Бабушка, расскажите мне сказку. 
Бабушка. -А какую хочешь сказку, внучек? 
Внук. -Бабушка, а разве сказки бывают разные? 
Бабушка. -Есть сказки волшебные. Они могут все. Превратить лебедя в девицу, лягушку – в царевну, молодца в комара, а за одну ночь построить серебряный дворец.
Внук. -А есть еще сказки про зверей. 
Бабушка. -Правильно, но в них нет волшебных превращений. 
Внук. -Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. 
Бабушка. -А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки. 
Внук. -Бабушка, а почему А. С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Бабушка. - «Сказка – ложь» оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит понимать чужую беду. 
Внук. - Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее. 
Бабушка. -Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по…

Исполняется песня на мотив «Маленькая страна»

1. Не за горами, за лесами

Пушкинская страна -

Может, средь книг в читальном зале

Встретится вам она.

Там чудо-озеро клубится,

Там зла и горя нет,

Сказок чудесные страницы

Дарят нам добрый свет.

Припев.

Пушкинская страна, пушкинская страна,

Это страна волшебных сказок,

Тайн и чудес полна.

Пушкинская страна, пушкинская страна,

Там, где всегда светло и ясно,

Где круглый год весна.

2. Годы летят, как будто птицы,

И нужный час придет:

С детством придется нам проститься -

Взрослая жизнь зовет.

Но пронесем мы через годы

В сердце своем весну

И сохраним в душе надолго

Пушкинскую страну.

Слайд 1
Сегодня день совсем не прост,
О Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи
Мы прославляем в эти дни!
Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.

В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».

Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.

Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня мы поговорим о детстве и семье Пушкина, вспомним его сказки. Слайд 2

 6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. Слайд 3

 Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. Слайд 4 

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Слайд 5

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга,  второй  - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.

Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. В семье говорили на французском языке. У них в доме была большая, богатая библиотека. Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. Слайд 6

А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна.

«Подруга дней моих суровых

    Голубка дряхлая моя …» -

Напишет Пушкин позже о ней. Няня Пушкина знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Александр часами мог сидеть и слушать их. «Что за прелесть эти сказки..» напишет он в письме к брату. Слайд 7

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его в музей в царское село. Детство кончилось. Слайд 8

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, и вторично в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. Слайд 9

 С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г Слайд 10

8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен. Слайд 11

Прожив 2 дня  в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г.

(Звучит романс Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель»).Ученики читают на фоне музыки.
1 ученик:
Мы чтить тебя привыкли с детских лет, 
И дорог нам твой образ благородный. 
Ты рано смолк, но в памяти народной 
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт. 
2 ученик:
Мне Пушкин чем-то очень дорог,
Его читаю и теперь.
Пусть путь земной его недолог.
Но как прожить нам без потерь?
3 ученик:
Поэт великий. Потеряли
Его в расцвете зрелых лет.
Другого мы найдём едва ли,
Чтоб был на все века поэт

-А сейчас вспомним эпизоды его биографии. Слайды 12-17
Ведущий: 
- Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок 
каждому человеку. Как солнечный луч входит он в наше детство, и с тех пор мы 
помним его сказки и стихи.
1 ученик: 
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
2ученик : 
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
3 (родитель)
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
4(родитель).
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
Ведущий:
Сегодня волшебство случится-
К нам сказка в гости постучится.
Любимые герои на бал придут,
Когда ребята тропинку к Лукоморью найдут.
Слайд 18
1 ученик. 

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
2 ученик. 
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
3 ученик: 
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
4 ученик. 
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
1 ученик. 
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
2 ученик. 
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
3 ученик.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
4 ученик. 
Там царь Кащей над златом чахнет;
Хором. Там русский дух... там Русью пахнет!
За дверью слышится мяуканье.
Ведущий: 
Мне кажется, кто-то мяукает. 
Из-за двери появляется кот.
Ведущий: 
Как вы сюда попали?
Кот: 
Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.
Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…( принести книгу со сказками Пушкина)

Кот:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик выйдет к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит...
Слайд 19

Кто скажет, что это за сказка? Слайд 20
Инсценировка фрагмента "Cказки о рыбаке и рыбке"

Автор:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

Рыбка:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".

Автор:
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:

Старик:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

Автор:

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:

Старик:
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".

Автор:
Старика старуха забранила:

Старуха:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Автор:

Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;

Рыбка:
"Чего тебе надобно, старче?"

Автор:
Ей с поклоном старик отвечает:

Старик:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".

Автор:
Отвечает золотая рыбка:

Рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто".

Автор:

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:

Старуха:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

Автор:

Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:

Рыбка:
"Чего тебе надобно, старче?"

Автор:
Ей старик с поклоном отвечает:

Старик:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".

Автор:
Отвечает золотая рыбка:

Рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".

 Кот:
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
В мире Пушкина чудесные краски!
Откроем страницу следующей сказки. 
Балда:
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Зовут меня Балда, иду сам не знаю куда.
Прошелся я по базару – полно там всякого товару.
К вам пришел не просто так.
На вопросы отвечайте,
Героев сказки вспоминайте!
Слайд 21
Балда задает вопросы:
1. Какого работника искал поп?
Недорогого.
2. Что должен делать работник в хозяйстве попа? 
Готовить еду, работать с деревом и ухаживать за лошадьми.
3. Какую оплату попросил Балда за год работы?
Три щелчка
4. Почему Балда нравился всем, кроме попа? 
Поп боялся расплаты
5. Куда посоветовала попадья своему мужу отправить Балду?
К чертям за оброком.
6. Что придумали черти, чтобы не отдавать оброк Балде?
Испытания. 
7. Кто бежал вместо Балды вокруг моря?
 Зайцы.
8. Как Балда перехитрил черта в испытании с лошадью?
«Поднял» лошадь ногами – сел и поехал. 
9. Что стало после третьего щелчка с попом? 
Вышибло ум. 
10. За что был наказан поп? 
... За жадность..
Балда:
На все мои вопросы вы ответили,
Откроем страницу следующей сказки... 
Слайд 22
Выход Шамаханской царицы.
Шамаханская царица:
Я сказку эту каждый день читаю,
Её почти уж наизусть всю знаю,
Но снова, снова книгу открываю
И Шамаханскою Царицей стать мечтают  
Танец Шамаханской царицы
Автор:
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
За руку его взяла
И в шатер свой увела.
А потом увез Девицу
Шамаханскую Царицу.
Но погубит Дадона жадность к концу,
Когда в просьбе откажет он мудрецу!
Слайды 23-24

Кот:
В мире Пушкина чудесные краски!
Откроем страницу следующей сказки. 

Автор:
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил:
1 богатырь:
"Что за диво!
Все так чисто и красиво.
2 богатырь:
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
3 богатырь:
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
4 богатырь:
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
5 богатырь:
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.

6 богатырь:

Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
7 богатырь:
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица"
Автор:
Как и в сказке,так и в жизни-
Победила Доброта
Помогает в жизни дружба,
Вместе: Друга верная рука!  

Кот: 

-Что это за сказка? Слайд 25

1.Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

2.Назовите имя её жениха? (Елисей)
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

3. Что приказала царица Чернавке?
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

4. Сколько богатырей жило в тереме и чем они занимались?
Семь богатырей,
Семь румяных усачей.
--------------------------------
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять…

Кот: Слайд 26
Белка песенки поёт,
Да орешки все грызет
Мой вопрос совсем простой:
Как названье сказки той? 
 Слайд 27
Выходит Белочка и поёт песню."Во саду ли в огороде"

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко.

 

За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодчик,

Он и звал красну девицу

В сыр бор по груздочки.


Белочка:
-Здравствуйте, мои друзья.
Меня узнали ?Белка я.
Звонко песенки пою,
Да орешки все грызу.
А орешки золотые ,
В них вопросы не простые.
Орешек смело выбирайте,
И на вопросы отвечайте!
Конкурс «Вопросы в орешках». Необходимо вытянуть орешек, прочитать вопрос и назвать правильный ответ

 1Почему царь взял в жены третью девицу? Обещала родить богатыря.
2. Кем назначил царь остальных двух девушек?
 Ткачихой и поварихой.
3. Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане?
 Они ей завидовали. 
4. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану?
 Очень быстро рос. 
5. Какое оружие смастерил царевич? 
Лук. 
6. Какую птицу он спас от коршуна? 
Лебедя. 
7. В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца? 
В комара, в муху, в шмеля. 
8. Из какого материала князь построил белочке дом? 
Из хрусталя. 
9. Кого прислала лебедь для охраны города? 
Своих братьев (33 богатыря) и Черномора
10. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо — города? 
Что его жена и сын живы. 
Белочка:
На все вопросы нашли вы ответы,
Узнайте же Чудо 
По этим приметам:
Говорят , царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Инсценировка" Сказки о Царе Салтане..." 
Автор:
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Лебедь:
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" 
Автор:
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
Гвидон:
"Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу".
Лебедь:
- "А кого же на примете
Ты имеешь?" 
Гвидон:
- "Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?"

Автор:
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
Лебедь:
"Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом".
Автор:
Князь пред нею стал божиться,
Князь:
Да пора уж мне жениться,
И об этом обо всем
Передумал я путем;
И готов душою страстной
За царевною прекрасной
Я пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Автор:
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила:

Лебедь:
"Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта - я".
Автор:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Лебедь:
Злость и зависть – вот пороки,
Нам они мешают жить.
Князь:
Только в дружбе и согласье
Вместе:
Зло мы сможем победить!–Давайте ещё раз назовём все 5 сказок Пушкина.
Слайд 28-29

1 ученик: Слайд 30
Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными словами.
2 ученик:
Ветер по морю гуляет, дует в паруса
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает, злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор.
3 ученик:
Где Балда с чертями спорит, белочка поёт,
Где разбитые корыта рыбка раздаёт.
Где шумит волна морская, нас туда зовёт
Лукоморье, цепь златая и учёный кот.
4.ученик: Люблю я Пушкина творенья,

 И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

  1. ученик:
    Мы с детских лет его читаем сказки,
    В них жар души, природы краски.
    Добро цветёт в них, злоба чахнет.
    Вместе:
    В них русский дух, в них Русью пахнет!

    Говорят, что сказки не бывает…
    Ты не верь! Кто так тебе сказал?
    Тот, кто вырос, напрочь забывает,
    Как когда-то в детстве он мечтал.
    Говорят, что нет чудес на свете.
    Врут! Поверь, бывают чудеса!
    Главное лишь верить в них, как дети,
    И они тебя не медля посетят!

Хоть и нет давно тебя среди живых

Ты живешь и в сказках и в стихах своих,

Знаем, что любил ты город Петербург,

Пушкин - наш поэт и очень близкий друг!

              Проигрыш

Мы к фигуре бронзовой твоей идем,

И к ногам букеты бережно кладем,

Посещает ли нас радость или грусть -

Мы твои стихи все знаем наизусть.

               Проигрыш

Со старухой у корыта погрустим,

У Руслана и Людмилы погостим,

Эту нашу песню о тебе поем,

Гордостью России мы тебя зовем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Второй-пятый дни творения мира"

Цель:продолжить знакомить с библейским  изложением творения мира.Задачи урока: 1.     Познакомить с содержанием книги Бытие о 2-5 днях творения мира.2....

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» НА ТЕМУ: «НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР. ТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА»

Представление о происхождении мира; развивать нравственные качества личности; воспитывать бережное отношение к природе...

"О,Пушкин! Люблю твоё творенье!"

Приобщать учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать её значимость для России, гордиться Пушкиным, удивляться ему, читать, заучивать наизусть, осознавать, что «Пушкин – это наше в...