Методическая разработка "Воробьишко" М. Горький
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Лобская Екатерина Юрьевна

Конспект урока "Воробьишко" М. Горький , 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnoechtenie_lobskayaekaterina.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение, УМК «Перспектива».

Класс: 3 «а»

Тема: М. Горький «Воробьишко»

Цель урока: познакомить учащихся со сказкой «Воробьишко».

Планируемые результаты: Предметные: формирование умения правильного, осознанного и выразительного чтения; умение выделять основную мысль сказки, характеризовать героев; умение анализировать прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Метапредметные: умение формулировать тему и цель урока; прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.

Личностные: формирование чувства ответственности за свои поступки.

Ход урока:

Орг.момент.

Учитель настраивает детей на работу.

Актуализация знаний.

– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира.

Послушайте загадку.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей.

Я бывалый … (Воробей.)

-Подберите однокоренные слова. (Воробьиха, воробьенок, воробушки.)

Постановка темы и цели.

-Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О маленьком воробушке.)

-А почему вы решили, что о маленьком? (Автор называет его ласково: не «воробей», а «воробьишко». Наверное, он его любит и хорошо к нему относится.)

-Какими из этих слов можно также назвать маленького воробья? («Воробушек», «воробьенок».)

-Но автор назвал его по-другому: «воробьишко». Какой смысл он вложил в это название? Сегодня мы об этом узнаем.

Первичное восприятие.

-Сейчас, я предлагаю вам послушать эту сказку.

-Какие чувства вы испытали?

- О ком это произведение? (О воробьиной семье.)

-К какому жанру относится произведение? (Сказка.)

-Почему? (Герои – воробьи, они разговаривают, как люди. И начало здесь такое же, как во многих сказках: «Жил-был..». Автор изображает жизнь воробьев, похожую на жизнь людей.)

Вторичное восприятие.

Чтение первой части текста по цепочке.

-Ребята читаем по цепочке до слов «…улетая на охоту» и отмечаем непонятные слова. Следите за выразительностью.

Беседа по 1 части сказки.

-Какие неизвестные слова вам встретились? (Пичужки, наличник, пакля, чересчур, чванятся, чадо,

Пичужки – птицы.

Наличник – накладная планка вокруг окна или двери.

Пакля – грубые нити, полученные из растений.

Чересчур – слишком.

Чванятся - хвастаться, горделиво превозноситься.

Чадо – ребенок.

-Что вы узнали о героях сказки по этой части? (Главный герой – Пудик. Он был очень маленький.)

-А из чего вы сделали такой вывод? (В сказке говорится «Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал…». А еще он ничего не знал об окружающей жизни. Пудик недавно появился на свет и «все выглядывал из гнеда: хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него».

-А что вы скажите о родителях Пудика? (Они заботились о нем, опекали. Отец приносил ему пищу: букашек и червяков. Родители все время предупреждали Пудика, чтобы он не высовывался из гнезда, а то упадет на землю и достанется кошке на обед.)

 Чтение второй части текста по цепочке.

Читают текст до слов: «…это плохо кончится», после чего идет обсуждение содержания сказки по вопросам.

Беседа по 2 части сказки.

- Как вы понимаете слово «чин»? (Чин – порядок, должность.)

-Как вы думаете, нравился ли Пудику окружающий мир? (– Нет, он все критиковал. Ему казалось, что вокруг все устроено не так, как надо. Вот здесь автор пишет: «Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал: - Чересчур черна, чересчур!». - Ему не нравилось, что деревья качаются: «А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет». - А еще он смотрел на человека и ему не нравился он бескрылый.)

-А почему он так думал? (Он был еще маленьким, глупеньким, поэтому многого в жизни не понимал. - Пудик думал, что все должно быть так, как ему хочется. - А еще он ни чему не верил. Он не верил даже своей маме.)

-Давайте узнаем, что же случилось дальше.

Самостоятельное чтение последней части текста.

Как вы понимаете слово «благополучно»? (Благополучно – удачно, успешно.)

- Научила ли его чему-нибудь встреча с кошкой? (Встреча с кошкой научила Пудика слушаться взрослых.)

- Что помогло ему взлететь? (Страх.)

Беседа по прочитанной сказке.

-Ребята, произошло то, что и должно было произойти, когда не слушаешься старших. 

- М. Горький в самом начале своей сказки написал: У воробьев совсем так же, как и у людей…», что он имел ввиду? О чем эта сказка? Только ли о воробьях? (Он имел ввиду, что воробьи также, как и люди познают мир в детстве. И на этом пути с ним может приключиться беда. Но мама, не задумываясь, всегда придет на помощь и не задумываясь, отдаст жизнь за свое дитя. Эта сказка показывает, что нет ничего сильней любви мамы. Также она показывает, что детям надо слушаться родителей.)

-Что вы можете сказать об отношении Пудика к своим родителям? (Он был к ним не справедлив, не благодарен. Не слушался их, все время упрямился и делал по-своему.)

-Ну а что-нибудь хорошее можно сказать про воробьишку? Или он вам совсем не нравится? (Я заметил в нем хорошую черту: он был любопытным, любознательным, ему хотелось поскорее все узнать. - Еще он был жизнерадостный. - Он был талантлив. Сам сочинял песни и распевал их.)

-Молодцы, что замечаете не только плохое в героях, но и хорошее.

-А теперь давайте посмотрим, а как же автор относился к своему герою. (Он его любит, называет ласковым именем Пудик. - Ему нравится его любознательность. - Рассказывает о нем с юмором, особенно в том месте, где Пудик распевает свою песню.)

-Ну а теперь, когда мы так много уже сказали о Пудике, можете ли вы объяснить название сказки «Воробьишко»? какой смысл автор вложил в это слово? (у этого слова есть суффикс «ишк», который предает слову уменьшительное и в то же время пренебрежительное значение, неодобрение и осуждающее отношение к чему-либо..)

(Примеры слов с этим суффиксом: «городишко», «мужичишко», «человечишко» и так далее.)

-Он осуждает главного героя за его характер и необдуманные, легкомысленные поступки и в то же время автор любит воробышка, жалеет его, показывает маленьким, глупеньким по неопытности.

Работа с карточками.

- Перед вами карточки. Давайте с помощью них составим характеристику Пудику и его маме.

- Подчеркните:

1 вариант – характер Пудика.

2 вариант – характер мамы-воробьихи. 

маленький            храбрая       любящая     непослушный      

ленивая           послушный         преданная     хвастливый         

умная          мудрый                    смелая         отважный

глупенький        отважная             смелый             заботливая    

трусливый         заботливый           храбрый        

Чтение по ролям.

Сейчас мы с вами будем читать по ролям отрывок на стр.137.

-Распределение ролей.

Сочинение продолжения сказки.

-Как вы думаете, как может сложится дальнейшая жизнь Пудика? (Например, Воробьишко подрос, стал самостоятельно жить, но прилетал к своим родителям и приносил червячков. Или, у мамы летом появились птенцы и Пудик учил их уму разуму, чтоб они не делали таких ошибок, как он.)

Итог урока.

- С каким произведением мы работали на уроке?

- Какой полезный урок вы извлекли из этой сказки?

- Какое задание понравилось больше всего?

Домашнее задание.

Творческое: нарисовать рисунок к сказке.

Обязательное: пересказать любую часть.

- Спасибо за урок! Вы работали очень хорошо! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горькие плоды сладкой жизни.

шоу про наркотики....

Горькие плоды сладкой жизни.

ток-шоу про наркотки...

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО Байгазакова Саулеш Турсынбаевна СШ имени М.Горького сДМЦ Внеклассное мероприятие по культуре поведения 4 класс

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРОБайгазакова Саулеш Турсынбаевна СШ имени М.Горького сДМЦВнеклассное мероприятие по культуре поведения 4 классОформление кабинета:на экране изображение яркого солнца со словами В. Г...

Проет урока по краеведению "Знакомство с родовым домом "Горьких" (соавтор Филиппова Ю,С,)

Цели занятия: 1.Познакомить с родовым домом Горьких в селе Усть-Цильма; сообщить факты появления и жизни этого дома и его жителей; ввести новые термины (родовой дом, хлев, стая, поветь). За...

Презентация к рассказу М. Горького "Случай с Евсейкой"

Презентация к рассказу М.Горького "Случай с Евсекой". Данная презентация знакомит учащихся с морскими обитателями, что способствует лучшему усвоению текста....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»...