Проет урока по краеведению "Знакомство с родовым домом "Горьких" (соавтор Филиппова Ю,С,)
методическая разработка (4 класс) по теме

Семикова Надежда Леонидовна

 

Цели занятия:

1.Познакомить с родовым домом Горьких в селе Усть-Цильма; сообщить факты появления и жизни этого дома и его жителей; ввести новые термины (родовой дом, хлев, стая, поветь). Закрепить навык работы с источником знаний:  справочной литературой.  

2.Формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,  развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у старинных и современных домов, развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, выдвигать гипотезы и предположения, тренировать память.

3.Воспитывать интерес к истории своего села. Формировать желание узнать больше об истории появления и жизни села Усть-Цильма. Воспитывать патриотизм.

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представление о родовом доме Горьких. Знать и правильно употреблять термины «родовой дом, хлев, стая, поветь».

Универсальные  личностные учебные действия:эмоциональное осознание самого себя как составляющей части жителей древнего села Усть-Цильма, имеющей уникальную историю и традиции, которые нужно знать и уважать.

Универсальные  регулятивные учебные действия:формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные  познавательные учебные действия: формирование представления о родовых домах, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.

Универсальные  коммуникативные учебные действия:формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.

Формы работы: фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Родовой дом Горьких», сообщения учеников, опорные схемы, усть-цилемские песни, толковые словари, словарь-памятка усть-цилемских слов.

Литература: 1.Словарь-памятка усть-цилемских слов. Усть-Цильма 2009г. Чупрова А.М;

2.Паспорт родового дома;

3.Для меня Усть-Цильма место, где родиться повезло. Сборник материалов юбилейной конференции.Усть-Цильма, 2006 г;

4.Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. А.Миловский. Москва. «Детская лит-ра»,1987г;

 5.Архивные данные;

6.Семейные воспоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodovoy_dom_gorkih.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

 этапы урока

цели

используемые средства

(слайды презентации, музыкальное сопровождение, опорные схемы)

содержание этапов урока

задания для понимания и  усвоения материала

1.Оранизационный этап.

Цель: подготовить учащихся к работе -знакомству  с родовым домом.

Звучит усть-цилемская песня.

Учитель:

        Строитель, возведи мне дом,

        Без шуток, в самом деле,

            Чтобы леса росли на нём

        И чтобы птицы пели.

        Построй мне дом, меня любя,

        Построй, продумав тонко,        

            Чтоб был похож он на меня

            На самого и только.

2. Этап всесторонней проверки знаний.

Цель: выяснить степень усвоения простейших знаний о селе; определить типичные недостатки в знаниях; ликвидировать обнаруженные недочёты и пробелы в знании о памятниках старины села Усть-Цильма.

Слайды с изображениями села Усть-Цильма и музыкальное сопровождение (усть- цилемские песни).

Учитель: Ребята, вы все являетесь жителями села Усть-Цильма, а значит вы по праву носите звание «усть-цилёма». А это, как известно, свои традиции, свой уклад жизни. И некоторые вам уже известны. Я предлагаю вам фото-викторину о нашем селе, которая предложена в виде теста. Она поможет нам выяснить, что мы знаем или не знаем о своём селе.

Тест для каждого ученика

«Путешествие по Усть-Цильме»

 (см. приложение 1)

Слайд 2.(ул. Советская)

Звучит усть-цилемская песня.

  1. Определите название улицы.

Учитель: Гордость Усть-Цильмы её старинная часть – улица Советская с деревянными мосточками и удивительно стройными двухэтажными домами. Правда жаль, что этих домов становится всё меньше и меньше. Если в песнях, обрядах, нарядах мы сохраняем и передаём традиции предков, то в строительстве, архитектуре эти традиции не передаются.

Варианты ответов:

  1. Ул.Набережная
  2. Ул.Советская
  3. Ул.Нагорная

Слайд 3.(Староверческий молельный дом с.Усть-Цильма)

  1. Знаком ли вам этот дом?

Учитель: Молельный дом в данном здании находится с 1988 года. В 1991 году данному молельному дому была выдана лицензия . А вот много лет назад здесь находилась начальная школа.

Варианты ответов:

  1. Старинный дом.
  2. Молельный дом.
  3. Современный дом.

Слайд 4.

(народный праздник  «Горка»)

3.Какой праздник вы видите на слайде?

Учитель: Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника."Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.

Варианты ответов:

  1. Масленица.
  2. Петровщина.
  3. Горка.

Слайд 5.

(усть-цилемский наряд)

  1. Чей наряд изображён на снимке?

Учитель: Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры усть-цилём, наполненное могучей животворной силой. Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сарафана , фартука , коротенькой. Обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор невесты - повойник (мест. побойник) . Женский головной убор - плат. . Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.

Учитель: Я рада, что вы неплохо знаете нашу культуру. Тогда мы можем продолжить знакомство с ней.

Варианты ответов:

  1. Усть –Цилёмский.
  2. Коми.
  3. Русский народный.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Слайд 6.

(родовой дом Горьких)

Проблемная ситуация:

Учитель:

-Ребята, поднимите руку, кто видел этот дом в нашем селе?

-Как вы думаете, относится ли он к памятникам нашей старины? (выслушиваются варианты ответов детей)

Фронтальная работа.

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на  уроке? Какие задачи предстоит решать? (Будем знакомиться с этим домом. Узнаем, какое отношение он имеет к памятникам старины?)

Фронтальная работа.

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах родового дома. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

На доске появляется опорный плакат

Родовой дом Горьких

См. приложение 2.

Учитель: Тема нашего урока – знакомство с родовым домом Горьких. 

-Какие у вас  возникли вопросы? (выслушиваются варианты ответов детей)

-Что такое родовой дом?

-Где он находится?

-Откуда пошло его название?

-Кто его построил? Когда?

-Кто жил в этом доме?

-Что сейчас в нём находится?

-Какие дома носят такое гордое название?

Учитель:

-А зачем нам необходимы эти знания? (выслушиваются варианты ответов детей)

Учитель: Ребята, хорошо зная свою историю, мы можем гордиться уникальными  традициями нашего старинного села. Соблюдать и передавать их. Рассказывать о них нашим гостям, которым мы всегда рады.

Фронтальная работа.

5.Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.  

Учитель: Давайте вернёмся к понятию  «родовой дом», которое заставило нас задуматься. Это одна из новых традиций, возрождающихся в последнее время в нашем селе.

- Где мы можем найти значение этого выражения? (в толковом словаре)

Задание в группы: работа со словарём с целью выяснения нового понятия. (выслушиваются варианты ответов детей)

Дети: Родовой дом - наследственный, переходящий в роду из поколения в поколение (устар. ). Родовое поместье. Родовой дом.

Учитель:

-Как вы думаете, сколько родовых домом в нашем селе? (5) Итак, у нас появилась уникальная возможность  познакомиться с одним из этих домов.

На доске появляются опорные  плакаты:

См. приложение 2:

Ул.Советская, 121

1870 год

Дуркин Михаил Григорьевич

Учитель: Находится этот родовой дом на улице Советской, 121. Построен  дом в 1870 году Дуркиным Михаилом Григорьевичем. До сих пор он сохранил свою первоначальную планировку.

Учитель:

-Как вы думаете, откуда пошло такое необычное название?

(выслушиваются варианты ответов детей)

Любопытную информацию приготовил для нас Иванов Петя.

Физминутка:

У Маланьи у старушки.(Сложить руки углом, показать избушку.)

Жили в маленькой избушке (Показать семь пальцев.)

Семь сыновей, (Очертить брови пальцами.)

Все без бровей, (Растопыренные ладони поднести к ушам.)

Вот с такими ушами,

(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)

Вот с такими носами

(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)

Вот с такими усами,(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой головой,

(Показать руками большую окладистую бороду.)

Вот с такой бородой!

(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)

Они не пили, не ели,

(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)

На Маланью все глядели,

(Дети показывают загаданные действия.)

И все делали вот так...

Слушается краткое сообщение ученика:

Много лет назад в Усть-Цильме  жила семья Дуркиных : Григорий и Татьяна с тремя сыновьями Спиридоном, Герасимом и Михаилом. Григорий умер рано и Татьяна осталось вдовой. Оплакивая на похоронах сына Григория, бабушка назвала младшего Михаила (в будущем строителя этого дома) «горькое ты дитя безотцовское» и кличка «Горький» прилипла к Михаилу и позднее к его дому и всему роду.

Слайд 7.

(вид с Советской улицы)

Учитель: Перед вами дом-шестистенок.

- Попробуйте догадаться, откуда пошло это название? (выслушиваются варианты ответов детей)

Фронтальная работа.

Опорный плакат

(вид сверху)

Учитель: Обратите внимание на схему строительства этого дома.   Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными рублеными стенами.   Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений. Тип связи дома с хоздвором – слитная.

- Откуда такое название? (дом и двор под одной крышей)

Фронтальная работа.

Учитель: дом и двор под одной крышей. Хоздвор развёрнут к северу, а жилая часть к югу.

-Как вы думаете, почему? (Для уюта и тепла в жилой части. Удобства ведения хозяйства со стороны дороги.)

Фронтальная работа.

Слайд 8.

(вид с юга)

Учитель: со стороны Советской улицы ( справа)  2 жилые комнаты (друг над другом). Со стороны реки (слева) – светличка (сверху). Это жилая комната для единственной дочери Михаила Григорьевича – Анны. А внизу (под светличкой) раньше находилась кладовая. Позднее кладовую переделали в жилую комнату и сделали в ней окна.

- Ребята, подумайте, откуда пошло название детской комнаты –«светличка»? (это была самая светлая комната в доме)

Фронтальная работа.

На доске появляются опорные плакаты:

хлев

стая

поветь

Слайд 9. (хлев)

Слайд 10.(стая)

Слайд 11. (поветь)

Учитель: Ребята,  назовите  знакомые вам части дома (стены, крыша, пол, потолок, окна, крыльцо, комнаты)

-Знакомы ли вам эти слова? (выслушиваются варианты ответов детей и выясняется, что это части старинных домов.)

Фронтальная работа.

Учитель: Давайте уточним наши знания в справках (значения местных слов)

Работа в группах:

Хлев – крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот. Стая- помещение рядом с хлевом для хранения инвентаря.

Поветь- проветриваемое помещение под навесом в доме для хранения сена .

Учитель: Давайте попробуем, используя информацию из этих сообщений, определить , где находились  эти части дома. Работать вы будете в парах, обсуждая различные варианты ответов.

Работа в паре.

6.Этап закрепления новых знаний.

Цель: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

 

Слайд 12.(кластер)

Части старинного

дома.

Учитель:

-Ребята, назовите все основные части старинного дома.

(стены крыша ,пол, потолок, окна, крыльцо, хлев, стая, поветь) Составьте в группах кластер-схему , используя эти понятия. После завершения работы проверка по слайду №12.

Работа в группах –составление кластера.

Слайд 13

(паспорт родового дома)

Учитель:

-Почему же всё-таки старинный дом на улице Советской получил такое красивое название? (выслушиваются варианты ответов детей)

Учитель: на самом деле такое звание рекомендуется присвоить тем старинным домам, которые содержатся в порядке, а  жители этих домов являются уважаемыми и почётными жителями данного села, которые приносят пользу и пользуются уважением окружающих. Данный дом получил паспорт в 2010 году и на законных основаниях признан родовым домом. (по щелчку слайд 13)

         Сейчас дом Горьких продолжает оставаться жилым домом для потомков, которые уже составляют 8 поколение этого рода.

Фронтальная работа.

7. Этап коррекции новых знаний.

Цель: ввести дополнительные знания о жителях родового дома, показать мужественность людей.

Слайд 14. Фотографии некоторых жителей этого родового дома.

Учитель:  -Ребята, хотелось бы вам узнать, что объединяло судьбы многих жителей этого дома?

Перед вами фотографии некоторых жителей дома и рода Горьких.

Сообщения учеников и учителя:

Тиранов Яков Степанович – лейтенант, участник финской войны, затем ВОВ. Погиб в августе 1941 году под Ленинградом. Захоронен в Братской могиле.

Тиранов Степан Степанович –лейтенант. Признан на ВОВ в июле 1941 года. Погиб в декабре 1941 года. Захоронен в Братской могиле под Ленинградом.

Тиранова (Горшенина) Анастасия Ивановна –в1941 году окончила 10 классов нашей школы, а летом 1942 года добровольцем ушла на фронт. Прошла всю войну ефрейтором медицинской службы. Живёт в г.Сочи.

Тиранов Михаил Иванович – призван на фронт из 10 класса нашей школы в 1943 году. Был ранен. После войны окончил юридический институт г.Ленинграда. являлся заслуженным юристом России.

Учитель:

-Какое мнение сложилось об этих людях? (Это были смелые люди. Они были защитниками нашей Родины во время Великой Отечественной Войны)

7.Этап применения новых знаний.

Цель :установить степень усвоения темы.

Плакаты на доске переворачиваются.

Плакаты на доске переворачиваются обратно на лицевую сторону.

Учитель: Я предлагаю проверить полученные знания. Для этого необходимо закончить начатые предложения на листах.

После заполнения пропусков проходит проверка в ходе которой исправляются ошибки и уточняются знания учеников.

Учитель: я хочу подарить вам эти памятки, чтобы вы могли поделиться этими знаниями со своими близкими.

См. приложение 3:

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Домашнее задание:

  1. Нарисовать родовой дом.
  2. Побеседовать с бабушкой (дедушкой) о строительстве их дома.

9. Подведение итогов работы (рефлексия).

Цель: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

 

Учитель: я благодарю вас за работу и надеюсь, что сейчас, проходя мимо этого дома, вы вспомните услышанное на уроке. А также будете интересоваться историей нашего села.

-Появилось ли у вас желание познакомиться с внутренней планировкой дома и убранством комнат. Я надеюсь , что мы продолжим наше сотрудничество.

-Ребята, понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение мне и друг другу.


Приложение 2 (оформление доски)

Родовой дом Горьких

Улица Советская, 121

Дуркин Михаил Григорьевич

1870 год

Приложение 1Тест ««Путешествие по Усть-Цильме»

  1.  Определите название улицы.

Шестистенок

1.Ул.Набережная2.Ул.Советская

3.Ул.Нагорная

 2.Знаком ли вам этот дом?

1.Старинный дом.

2.Молельный дом.

3.Современный дом.

3.Какой праздник вы видите на слайде?

1.Масленица.

2.Петровщина.

3.Горка.

4.Чей наряд изображён на снимке?

1.Усть –Цилёмский.

2.Коми.

3.Русский народный.

Приложение 3 «Проверь себя»

стая

1.Родовой дом  - это дом….(передаваемый по наследству)2.Я познакомился с родовым домом под названием …..(Горьких)

3.Он находится по адресу….(ул.Советская,121)

хлев

поветь

4.Построил его….(Дуркин Михаил Григорьевич)  в…(1870) году.5.Дом имеет две поперечные стены и поэтому называется….(шестистенок)

6. Старинные дома, в отличие от современных,  имели такие части как….(хлев, стая, поветь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя начальных классов Филипповой Татьяны Николаевны

Данное портфолио содержит 1. Самооценку результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки, состоящей из шести критериев....

Урок по русскому языку "Письмо - забытый способ общения" (соавтор Филиппова Ю.С.)

Цели урока: 1. Образовательные: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром; с особенностями  написания текста письма; учить выделять смысловые части письма,предварительно составляя план ...

Конспект занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» Авторы программы: Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т.А. – М.: «Вентана – Граф», 2003. 3 класс. Тема: "Как научиться разговаривать с людьми ".

На занятии учащиеся знакомятся и отрабатывают фразы, используемые при знакомстве, отказе, просьбе, извинении; развивают групповую сплоченность, умение конструктивн...

Конспект урока по русскому языку "Родовые окончания имён прилагательных".

Конспект урока по русскому языку " Родовые окончания имён прилагательных"....

Доклад Использование метода проетов в современной школе

К докладу есть проект Альбом о Великобритании...

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕТ, посвящённый Году Финского залива

Проблема:  антропогенное воздействие на регион Финского залива.Цели нашего проекта: Ø Изучить влияния города и его жителей на состояние Финского залива и найти пути снижения отрицательного в...

Конспект урока русского языка. Правописание родовых окончаний им. прилагательных. 3 класс.

Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.Цели урока:  развитие умения употреблять в речи имена прилагательные; сформировать навык пра...