Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Порошина Ольга Алексеевна

Технологическая карта урока, конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx450.13 КБ
Файл rabochiy_list.docx371.73 КБ

Предварительный просмотр:

Порошина Ольга Алексеевна

ГБОУ школа № 453 Колпинского района

УМК Перспектива

Литературное чтение

2 класс

Тема: Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений.

Тип: урок открытия нового знания.

Цель урока для ученика: научиться видеть картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто, для создания личного образа весны.

Цель урока для учителя: обогатить словарь учащихся для построения речевого высказывания.

Планируемые результаты.

Предметные

1. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение.

2. Находить в тексте лирического стихотворения  средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения).

3. Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

4. Читать стихотворение, передавая настроение с помощью  различных  выразительных  средств (выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении).

5.Задавать  вопросы  по  прочитанному или  прослушанному  произведению.

Метапредметные

1. Формулировать цели урока.

2. Строить  речевое высказывание и аргументировать свою точку зрения.

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу).

Личностные

1. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

2. Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

3. Эмоционально воспринимать текст.

4. Развивать творческие способности каждого ученика.

Ресурсы урока: учебник, мультимедийный проектор, репродукции картин, аудиозаписи.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1. Организационный этап.

Здравствуйте, проверьте, пожалуйста, готовность вашего рабочего места.

Проверяют готовность к уроку.

2. Мотивационный этап. Речевая разминка.

Послушайте, пожалуйста,  запись (звуки весны).

Попробуйте, одним словом назвать ваши впечатления.

Любите ли вы весну?

На доске короткий текст о весне. Прочитайте. Определите жанр.

Матушка весна всем красна.

Прочитайте шёпотом. Прочитайте вполголоса. Громко.

А теперь прочитайте,  меняя голосом логическое ударение. Сначала на первое слово, потом на второе и так далее.

Попробуйте прочитать слова в обратном порядке, называя последнее слово первым.

Это весна.

Ответы детей.

Пословица.

Выполняют задания речевой разминки.

3.Актуализация и целеполагание

Пожалуйста, напомните название раздела, который мы изучаем.

Чтобы вспомнить произведения, которые мы изучали на прошлых уроках, заполните таблицу.

Соедините  имя автора и название произведения.

Автор

Название произведения.

Фёдор Иванович Тютчев

«Весна»

Алексей Николаевич Плещеев

«Подснежники»

Тимофей Максимович Белозёров

 «Зима недаром злится»

Что общего у этих произведений?

Определите жанр этих произведений.

Докажите.

Сегодня мы продолжим изучать произведения о весне.

Какую цель поставили на раздел?

Прочитайте тему урока.

Давайте определим задачи:

1. Анализировать произведения А. П. Чехова, А. А. Фета, А. Л. Барто.

2. Высказывать свою точку зрения.

3. Выразительно читать.

4. Задавать вопросы.

Скажите, что вам  нужно для того, чтобы лучше понимать другого человека?

Для начала внимательно посмотрите на 3 портрета, определите, кто на них изображён? Соотнесите портрет с фамилией писателя

1                                      2                                   3

    C:\Users\Dmitry\Desktop\Урок л чт Весна\фет.jpg   C:\Users\Dmitry\Desktop\Урок л чт Весна\бартоо.png       C:\Users\Dmitry\Desktop\Урок л чт Весна\чехов 2.jpg     

       А) А.П. Чехов          Б) А.А. Фет          В) А.Л. Барто

С творчеством этих авторов мы уже знакомились, если останется время в конце урока, освежим информацию.

Весна, весна! И всё ей радо!

Автор

Название произведения.

Фёдор Иванович Тютчев

«Весна»

Алексей Николаевич Плещеев

«Подснежники»

Тимофей Максимович Белозёров

 «Зима недаром злится»

- Это стихи о весне.

-Пейзажная лирика.

Здесь описываются чувства человека, вызванные картинами природы.

Цель: Научиться видеть картины весны в художественных произведениях, чтобы создавать рассказ о личном  образе весны.

Картины весны в произведениях А. Чехова,  А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений.

Совместно с учителем определяют цель и задачи урока

-Знать об этом человеке.

 Вспомнить о жизни поэта, познакомиться с его биографией.

1

2

3

Б

В

А

4. Первичное усвоение новых знаний.

В художественных произведениях нет ничего лишнего, и заголовок может многое сообщить. Откройте учебник на стр.54. Прочитайте название произведения А. Чехова. Как вы думаете, о чем оно может быть?

Чтобы проверить  ваши предположения, послушай те текст.

Учитель даёт установку на осмысленное, творческое восприятие текста. Я попрошу творчески отнестись к услышанному. Представьте себя оператором или художником и мысленно рисуйте картины услышанного. Не стесняйтесь, можно закрыть глаза, пусть слова перенесут вас в мир фантазии.

- Какие чувства у вас возникли?

- Поднимите, пожалуйста, руки у кого картины совпали? У кого различны? Как вы думаете, почему так получилось?

Чтение и анализ произведения.

Прочитайте текст про себя (Чтение цепочкой, по абзацам),

отмечайте слова, которые вызывают затруднение.

-Где вы можете найти информацию о лексическом значении слова?

- Какие слова в тексте требуют уточнения?

Ученикам заранее было дано задание составить карточки со славами. Слова имеют несколько значений. Выберите тот вариант, который подходит по тексту.

- Почему автор, чтобы увидеть окрестности, предлагает залезть на колокольню, голубятню? (Это самые высокие строения в деревне.)

- Какими чувствами хотел поделиться с читателем автор?

- Что заставляет вас так думать? Докажите словами из текста.

(Найдите в тексте предложение, где это выражено.)

- Какие картины весны рисует А.П. Чехов?

Найдите в тексте: какие объекты изображает автор ( о чём?)

Если дети затрудняются с ответом, обращаем внимание  на абзацное членение текста.

Найдите в тексте, как автор описывает землю, воздух, солнце, речку, деревья. Подчеркните  описания карандашом или фломастером соответствующего цвета( по ассоциации) палитра настроения. Обратите внимание, что интенсивность цвета зависит от нажима.

- Прочитайте ещё раз, как автор описывает солнце? Какой приём он использует?

- Попробуйте найти еще одно олицетворение

- Для чего автор использует олицетворения?

- Почему автор видит природу как живое существо?

- Какие ещё изобразительные средства используют поэты при создании образа?

Вспомните, что такое эпитеты и попробуйте найти их в тексте.

Цветом вы передали своё настроение, а какое настроение передаёт автор? – обсудите в паре.

Если возникает затруднение, можно воспользоваться словарём чувств и настроений:  удивленноё, мечтательное, радостное, грустное, восторженное, восхищенное, веселое, взволнованное, жизнеутверждающее,  тревожное, приятное….

1 Динамическая пауза

 Дыхательная гимнастика «Сдулся шарик» Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку

2. Чтение и анализ произведения А. Фета.

Послушайте текст в художественном исполнении ( читает Н. Беседин).

-В чём особенность этого исполнения?

-Какой образ у вас возник уже по первой строчке стихотворения?

-Опишите, как выглядит ваша верба ( в паре).

- Что такое верба?

Вербочка - символ весны. Она первая просыпается после зимних стуж. Наверное, именно потому она и стала на Руси символом пробуждения жизни, возрождения.

Прочитайте текст самостоятельно.

Какие слова вызвали затруднения?

Уточним значение некоторых выражений:

Как вы понимаете выражения весна душистая,

 какой-то тайной жаждою мечта распалена?

- Какие чувства испытывает поэт?

Найдите в тексте слова- действия.

Обратите внимание,  что в стихотворении достаточно слов- действий.  Для чего?

И если зима в художественной литературе ассоциируется со сном, то весна это долгожданное пробуждение. Она легкая, веселая, звенящая. Это можно почувствовать и из строения стихотворения. Короткие строки перемежаются с длинными, создавая эффект легкой небрежности, воздушности, присущий весне.

Какие художественные средства использует автор?

Найдите в тексте скрытое сравнение?

С кем автор сравнивает весну?

Почему?

Как называется такое художественное средство?

Попробуем прочитать стихотворение выразительно.

Что для этого важно помнить?

Подготовьте выразительное чтение: выделите главные слова, отметьте паузы, какой темп и интонацию  выберете?

- Какое чувство вызывает у поэта картина ранней весны?

Весна пробуждает душу человека, наполняет её радостью, любовью.

2 Динамическая пауза

Упражнения для работы над жестами и мимикой.

Попробуем сделать пантомиму к стиху А. Фета.

3. Чтение и анализ произведения А. Л. Барто.

Прочитайте, послушайте стихотворение.

Какие слова требуют уточнения.

- Какая птица прилетает первой?(скворец, зачитывают строчки).

Какой приём позволяет услышать голос скворца?

Приём "Слышу, вижу, ощущаю"- попробуйте мысленно представить всё, что изобразил автор.

Заполните таблицу.

Вижу

Слышу

Ощущаю

- Какое настроение вызывает это произведение?

- Определите самый яркий художественный приём?

- Попробуйте прочитать выразительно (читают в паре).

Читают название, высказывают предположения.

Слушают установку учителя.

Творчески прослушивают текст.

- Потому что мы все разные, и весну все видят по-разному, у каждого своя.

В толковом словаре. Словарная работа.

Хлюпает

голубятня

колокольня

вселенная

ревёт

1. Издавать всасывающие, чмокающие звуки. Хлюпает грязь под ногами.

2. Идти по чему-н. жидкому, нетвёрдому, издавая такие звуки. Х. по болоту, по грязи.

3. Плача, всхлипывать. Обиженно х.

4. Делать втягивающие движения носом при насморке, плаче. Х. носом.

Специальное помещение для домашних голубей (обычно на крыше, на чердаке).

Башня с колоколами на здании церкви или у церкви. 

1.  Всё мироздание, весь мир. Тайны Вселенной.

2. Вся земля, все страны. Объехать всю вселенную.

1. Издавать рёв (в 1 знач.). Бык ревёт. Ревут моторы.

2. Громко плакать, а также вообще плакать (разг.). Дети ревут.

…С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна…

Земля, воздух, солнце, речка, деревья

…С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна…

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! 

   Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края.

  Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

  Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревёт.

  Деревья голы, но уже живут, дышат.

- Олицетворение (лучи, играя и улыбаясь, купаются…)

- Олицетворения- это образный приём, когда неодушевлённые предметы наделяют свойствами  живых.

- Река уже проснулась.

- Оживляет природу.

- Потому что любит.

- Эпитеты, сравнения, метафоры.

-Земля холодна; воздух ясен и прозрачен; деревья голы.

Ответы детей:

Жизнеутверждающее, радостное…

Выполняют упражнение.

Слушают аудиозапись.

Мелодекламация.

Образ вербы.

- Кустарник с красноватыми ветками и нежными пушистыми почками Ранней весной, в конце марта-начале апреля на ветках появляются серо-белые пушистые почки. По мере созревания они раскрываются, и на концах удлинившихся тычинок появляется желтая пыльца.

душистая

повеяла

распалена

Имеющий приятный сильный запах. Душистые цветы.

 Начать веять, дуть. 

Повеял ветерок.

1.Нагреть сильно, до жара (разг.). Распалить печурку. Лицо распалило на солнце.

 2. Перен. Привести в сильное возбуждение. Р. воображение.

- Начинает всё цвести, наполняя своим ароматом землю.

- Привести в сильное возбуждение, внушить сильное чувство.

- Первое впечатление этого стихотворения- радость от приближения весны.

- Раскинулась, повеяла, распалена, проносится.

Автор пытается передать атмосферу стремительного оживания природы.

По словам Фета, весна может разбудить от глубокого сна не только природу, но и человека. В душе каждого человека наступает весна.

Эпитеты (душистая, пушистая, тайная).

Весна…повеяла крылом

С птицей.

Птицы- вестники весны.

Метафора.

Паузы, логическое ударение, темп, интонация.

Это стихотворение нужно читать умеренно, потому что в нём происходит смена различных событий, которые важно отметить, и показать радостное весеннее настроение

Уж верба вся пушистая/
Раскинулась кругом;//
Опять
весна душистая/
Повеяла крылом.//

Какой-то тайной жаждою/
Мечта
распалена —//
И над
душою каждою/
Проносится
весна.///

Читают текст выразительно.

Оживляют текст.

Чтение стихотворения

Скворечня

Здешний

скворечня

скворечник [шн], - Маленькая деревянная будочка для скворечьего гнезда, укрепляемая на шесте или на дереве недалеко от дома.

ЗДЕ́ШНИЙ, -яя, -ее.

1. Находящийся, живущий, имеющийся здесь, в этом месте. Здешние жители. Здешние порядки.

2. О жизни: земной, не потусторонний. Здешние помыслы.

- Самый, самый первый прилетел скворец.

- Звукопись, обилие свистящих (з-с)

Вижу

Слышу

Ощущаю

Верба

Скворец

Скворечня

Свист

Радость

(зиме конец)

Верба, верба, верба,
Верба
зацвела.
Это значит
верно,
Что
весна пришла.
Это значит
верно,
Что зиме
конец.
Самый, самый первый
Прилетел
скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я
здешний.

Повтор

5. Первичное закрепление

Давайте обобщим.

Вставьте пропущенные слова:

На уроке я познакомился с произведениями  _____________, _____________________, __________________________. Эти тексты объединяет ____________________- наступление весны. Эти стихотворения передают _________________ от прихода весны. Значит у них схожее _______________. Однако эти произведения отличаются ___________________________________________________.

- Какими фразами вы пополнили свой словарь для создания личного образа ранней весны? Запишите и сохраните их в облако слов.

Умеющие мыслить – умеют задавать вопросы.

Составление вопросов

Кубик вопросов (тонкие вопросы):

Что?

Кто?

Какой?

Как?

Когда?

Верно ли что?...

Заполняют карточку с пропусками слов (в паре).

На уроке я познакомился с произведениями  Чехова, Фета, Барто. Эти тексты объединяет тема- наступление весны. Эти стихотворения передают радость от прихода весны. Значит у них схожее настроение. Однако эти произведения отличаются картинами природы/ образами, которые рисуют авторы.

- Дети записывают фразы сначала самостоятельно, потом в паре обсуждают и дописывают облако слов.

Составляют вопросы, примерные варианты:

1.Какими признаками можно описать весну? (душистая, долгожданная, зеленая, ласковая, тёплая, свежая).
2. Какие цветы будут указывать на приход весны? (ландыши, подснежники).
3. Какое растение символизирует приход весны? (Верба)
4. Какие птицы возвращаются из далеких краев весной? (скворцы, грачи, дрозды, соловей).

5. Что объединяет стихи о весне?

6 . Как можно назвать стихи о весне одним словом?

7. Кто посвящал своё творчество весне?

8. Что радовало поэтов весной?

9. Как поэты изображают приход весны?

10. Верно ли утверждение, что весна-это символ молодости, расцвета сил, прекрасной юности.

11. Когда прилетают птицы?

12. Когда появляются проталины, капель, первоцветы? 

Рефлексия деятельности.

Как от одного брошенного камня бегут круги по воде, так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок  для новых ассоциаций и приводит к созданию новых образов.

Попробуем создать новый образ весны:

В-

Е-

С-

Н-

А-

На каждую букву приведите признак и запишите.

Поделитесь получившейся картинкой с соседом.

Слова для справок: Весёлая, волшебная, ветреная, волнительная;

Ежегодная, единственная, еловая, едущая; Смутная, смелая, странная, случайная, смолистая, сильная, славная, серая, скучная; Настойчивая, народная, научная, новая, настоящая, нежная; Активная, азартная, ароматная.

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке

по пиктограмме

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\ухо.jpg

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\глаз.jpg

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\сердце.jpg

Домашнее задание:

- Прочитать стихотворение выразительно, передавая его настроение- для всех. Выписать в «облако слов» из этих произведений слова и выражения о весне, которые пополнят ваш  творческий багаж.

Для творцов

- Составить синквейн со словом апрель

Апрель___

__________________   ,    _______________.

__________________, _______________, ___________________.

__________  _______________ ______________  ______________

_________________ .        

Для книголюбов:

Прочитать эти произведения в полном варианте.

Для знатоков.

Привести примеры художественных средств.

Эпитет

олицетворение

сравнение

метафора

Составить вопросы на тему: «Стихи о весне»

Слушают залание.

В-есёлая,

Е-жегодная

С-мутная

Н-астоящая

А- ктивная

Составляют гнездо слов, делятся в паре.

Оценивают

Самооценка учащихся:

1.-Я услышал идею стихотворения.

   - Представил образ.

   - Почувствовал настроение.

Слушают инструктаж и выбирают домашнее задание по уровням.



Предварительный просмотр:

Соедините  имя автора и название произведения.

Автор

Название произведения.

Фёдор Иванович Тютчев

«Весна»

Алексей Николаевич Плещеев

«Подснежники»

Тимофей Максимович Белозёров

 «Зима недаром злится»

Соотнесите портрет с фамилией писателя

1                                      2                                   3

    C:\Users\Dmitry\Desktop\Урок л чт Весна\фет.jpg   C:\Users\Dmitry\Desktop\Урок л чт Весна\бартоо.png       C:\Users\Dmitry\Desktop\Урок л чт Весна\чехов 2.jpg     

       А) А.П. Чехов             Б) А.А. Фет               В) А.Л. Барто

1

2

3

Антон Павлович Чехов   « Весной».

…С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна…

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо!

   Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края.

  Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

  Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревёт.

  Деревья голы, но уже живут, дышат.

Афанасий Афанасьевич Фет

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Агния Львовна Барто    «Апрель»

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
Это значит верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Прилетел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний…

Заполните таблицу.

Вижу

Слышу

Ощущаю

Вставьте пропущенные слова:

На уроке я познакомился с произведениями  _____________, _____________________, __________________________. Эти тексты объединяет ____________________- наступление весны. Эти стихотворения передают _________________ от прихода весны. Значит у них схожее _______________. Однако эти произведения отличаются ___________________________________________________.

- Продумайте вопросы на тему: «Стихи о весне» и запишите:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- «Круги по воде»- составьте свой образ весны, подобрав на каждую букву слово (при затруднении можно использовать слова для справок)

В-_________________________________________

Е- _________________________________________

С- _________________________________________

Н- _________________________________________

А- _________________________________________

Слова для справок:

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\ухо.jpg

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\глаз.jpg

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\сердце.jpg

Весёлая, волшебная, ветреная, волнительная; Ежегодная, единственная, еловая, едущая; Смутная, смелая, странная, случайная, смолистая, сильная, славная, серая, скучная; Настойчивая, народная, научная, новая, настоящая, нежная; Активная, азартная, ароматная.

Предлагаю оценить свою работу на уроке по пиктограмме

Д.З.

Творцы.

- Синквейн «Апрель».

Книголюбы.

- Прочитать эти произведения в полном варианте.

Знатоки.

- Вспомнить и привести примеры художественных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

Технологическая карта урока литературного чтения «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто»

Учащиеся знакомятся с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивают навыки выразительного и осознанного чтения.Прививают любовь и бережное отношение к природе, формируют интерес к предмету на ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто»

Конспект урока по литературному чтению на тему «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто» + презентация...

«Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто»

laquo;Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто»...

ТЕМА: СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: УЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ....

СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.  Занятие состоит из 2-3 уроков, с подготовительной работой и рабочими листами для учащихся....