СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
методическая разработка по чтению (2, 3 класс)

СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.  Занятие состоит из 2-3 уроков, с подготовительной работой и рабочими листами для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булька

Лев Николаевич Толстой

У меня была мордашка¹. Её звали Булька. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые.

           У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней, и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое, глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа². Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубами и повиснет, как тряпка, и его, как клещука³, нельзя никак оторвать.

          Один  раз его пускали  на медведя,  и он вцепился  медведю в ухо и повис, как пиявка4. Медведь бил его лапами, прижимал  к  себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить  Бульку;  но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.

         Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную5, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее. Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой.

         Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

         Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст6 двадцать в самый жар.

1. Мордашка – старинное название собак породы бульдог.

2. Арап – чернокожий человек, в старину называли негров.

3. Клещук – клещ – вредитель животных и человека, переносчик возбудителей инфекционных заболеваний.

4. Пиявка – кровососущие черви, которые живут в болоте и используются в медицине.

5.Перекладная - экипаж, запряжённый лошадьми, которые менялись на почтовых станциях; "на перекладных" путешествовали в России до проведения железных дорог.

6. Верста - это древнерусская единица измерения расстояния, она равна примерно 1066 метрам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЦЕЛЬ: УЧИТЬСЯ …

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой

Слайд 4

БУЛЬКА

Слайд 6

Упорный, смелый, сильный, преданный, трусливый, умный, смирный, выносливый, верный, слабый, бесстрашный, храбрый, безрассудный . Я думаю, что Булька не остался дома, а бросился вслед за хозяином, потому что …

Слайд 7

ТЕМА: СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЦЕЛЬ: УЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Слайд 8

Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. Какой? Какая? Какое? Какие? Объясняется, доказывается что-либо, говорится о причинах явлений, событий. Почему? Содержит тезис, доказательства, вывод.

Слайд 9

ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. Какой? Какая? Какое? Какие? Объясняется, доказывается что-либо, говорится о причинах явлений, событий. Почему? Содержит тезис, доказательства, вывод.

Слайд 10

ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ 1. Определить тему текста 1. Определить тему текста 2. Определить главную мысль текста 2. Определить главную мысль текста 3. Подобрать опорные слова для описания. Составить предложения. 3. Определить тезис, подобрать доказательства, сделать вывод. 4. Расположить предложения в определенной последовательности. 4. Расположить предложения в определенной последовательности. 5. Составить текст. 5. Составить текст. 6. Оценить текст. При необходимости внести изменения. 6. Оценить текст. При необходимости внести изменения.

Слайд 11

ТЕМА ТЕКСТА Булька Могла ли эта история закончиться по-другому?

Слайд 12

Критерии оценивания Текст соответствует теме. Текст соответствует главной мысли. Сохраняются особенности типа текста.



Предварительный просмотр:

1. Прочитай слова для описания Бульки. Определи опорные слова и допиши  в пустые строки.

Опорные слова

Слова для описания

была вся чёрная

кончики белые

нижняя длиннее верхней

верхние заходят за нижние, белые торчали наружу

широкое

большие, чёрные, блестящие

характер

2. Прочитай предложения. Определи, с какого предложения можно начать текст-описание. Подчеркни.

  • Булька –  удивительная собака.
  • У одного офицера была собака Булька.
  • Была у мужчины мордашка по имени Булька.

3. Прочитай предложения. Определи, каким предложением можно закончить текст-описание. Подчеркни.

  • Мне очень понравилась Булька.
  • Я мечтаю, чтобы у меня была такая собака.
  • Собака Булька удивила меня.

4. Прочитай слова и подчеркни простым карандашом одно слово, которое описывает характер Бульки.  

Упорный,  смелый,  сильный,  преданный,  трусливый,   умный, смирный,   выносливый, верный,  слабый,  бесстрашный,  храбрый, безрассудный.

5. Прочитай фразы. Выбери одну. Продолжи.

Я думаю,  что эта история могла закончиться по-другому,  потому что  Булька

_____________________________________________________________________.

Я думаю,  что эта история не могла закончиться по-другому,  потому что Булька

_____________________________________________________________________.

6. Подбери доказательства к тезису. Запиши.

Во-первых, __________________________________________________________

____________________________________________________________________

Во-вторых, __________________________________________________________

____________________________________________________________________

В-третьих, __________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Определи, какой вывод можно сделать. Подчеркни.

  • Только собаки могут быть такими верными, преданными друзьями, которые продолжают служить своим хозяевам, что бы ни случилось.
  • Собаки - настоящие друзья людей и всегда бок о бок живут со своими хозяевами.
  • Преданность собаки человеку не имеет границ.

8. Составь текст-описание или текст-рассуждение.

Текст-описание

План работы

Текст-рассуждение

План работы

1.        Определить тему текста.

2.        Определить главную мысль текста.

3.        Подобрать опорные слова для описания. Составить предложения.

4.        Расположить предложения в определенной последовательности.

5.        Составить текст.

6.        Оценить текст. При необходимости внести изменения.

1.        Определить тему текста.

2.        Определить главную мысль текста.

3.        Выбрать тезис, подобрать доказательства, сделать вывод.

4.        Расположить предложения в определенной последовательности.

5.        Составить текст.

6.        Оценить текст. При необходимости внести изменения.

Тема ________________________________________________________________

Главная мысль

  • Доказать, что история могла закончиться по-другому.
  • Доказать, что история не могла закончиться по-другому.
  • Рассказать, какой был Булька.
  • Рассказать о хозяине Бульки.

9. Выбери критерии. Оцени созданный текст.

  1. Текст соответствует теме.
  2. Текст соответствует главной мысли.
  3. Текст содержит описание героя.
  1. Текст соответствует теме.
  2. Текст соответствует главной мысли.
  3. Текст содержит тезис, доказательства, вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования

Начальная школа — фундамент образо­вания каждого человека. Именно в этот пе­риод важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Период обучения в начал...

Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

Конспект урока по русскому языкуна тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...

ТЕМА: СОЗДАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: УЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ТИПОВ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ) НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ....

Банк заданий (примерный) по финансовой грамотности на основе литературных произведений

БАНК ЗАДАНИЙ (ПРИМЕРНЫЙ) ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ  НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ- 4 класс...

Задания к текстам разного типа.

Задания учебника уже в 1 классе позволяют развивать:- умения работать с информацией, осмысливать её содержание, определять её ценность, анализировать, приобретать с её помощью новое знание (с. 6, 8, 1...