Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Качай Галина Викторовна

Конспект урока по русскому языку

на тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

3 класс.

Учитель: Качай Галина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3_klass.docx75.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

на тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

3 класс.

Учитель: Качай Галина Викторовна

Москва.

2007

Тема урока: Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение

Цели урока: Повторить основные признаки текста и его функции (речевые задачи, назначение), познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче), наблюдение за текстами разных типов, повторить знания о предложениях, о правилах написания слов. Развивать слуховую и орфографическую зоркость, продолжать работу над каллиграфией, развивать речь детей, учить работать в парах и в коллективе. Воспитывать уважение друг к другу, прививать любовь к природе.

Оборудование урока:

  1. Индивидуальные карточки с буквами;
  2. Картинки с животными и птицами;
  3. Плакат собственной разработки «Как «вырастает» текст».

Методическая литература: «Русский язык» Л.Я. Желтовская 3 класс, методическое пособие «Обучение в 3 классе» по учебнику Русский язык» Л.Я. Желтовской 2006 г.

Ход урока:

I. Организационный момент (переключение внимания, проверка принадлежностей(.

II. Повторение пройденного:

1). Работа в тетрадях. Запись и проверка записи числа (словом).

2). Чистописание:

- Зачем заниматься чистописанием?

- Какая сегодня на очереди буква по алфавиту? (Шш – название буквы, характеристика звука [ш], правила с этой буквой: согласный, глухой, парный [ж], всегда твёрдый (+ [ж][ц]); орфограммы: жи-ши, парные согласные на конце слов и в середине слов, Ь на конце им. сущ. после шипящих).

        Запись в тетради:

Шш Шш Шш……

жи – ши мышь, шалаш

3). Работа по карточкам:

ложка, игрушка, низкий,  краски, шапка, легкий.

- На какое правило эти слова?

грязнуля, сестра, чёрный, почитать, заглянуть, варить.

- На какое правило эти слова?

4). Мы повторяли средства языка – буквы, звуки – самую низкую ступеньку в речи, а что они составляют? (слова).

- А слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически что составляют? (предложение);

- Что такое предложение? (Правило);

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (побудительное, вопросительное, повествовательное);

- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске, по интонации? (восклицательные, невосклицательные);

- Когда ставится, в каких предложениях вопросительный знак? точка? восклицательный знак? Приведите примеры предложений, дайте им характеристику по цели высказывания и по интонации.

III. Основная тема:

1). – Я вам прочитаю предложения, а вы сосчитайте сколько в них ! и ?.

Чтение учителем текста:Лев – царь зверей. Раньше львы водились даже у нас под Москвой. Сейчас в природе львы уцелели только в Африке. Мало осталось на земле львов. А жалко. Хорошие это звери. (по И. Акимушкину)

- Сколько предложений? (6);

- Как узнали? (в устной речи считаем паузы);

- Все эти 6 предложений как-то связаны между собой?

- Что же это я сейчас прочитала? (текст);

- Что такое текст?

- Что можно определить в тексте? (название(заголовок) – в нём главная мысль);

- Как бы вы озаглавили  текст о львах (……);

- А можно и предложением. Каким? (Лев – царь зверей);

- Где пишется заголовок (посередине строчки, перед текстом);

- Запишите в тетрадь заголовок предложением из текста (1 ученик у доски с комментированием);

- Ещё раз: что определяется по названию, по заголовку текста? (основная тема текста, о ком пойдёт речь или о чём, о каких событиях или описаниях…);

- Что нового, интересного вы узнали из этого тектса? (Жили под Моквой раньше, сейчас их мало, а отсюда следует, что их надо беречь! Занесены в Красную книгу);

- Запишите в тетрадь вывод: Львов надо беречь! (внимание на ЧЬ!);

- Какое предложение по цели высказывания? по интонации?

- Запишите в тетрадь: Львов надо беречь! (побуд., восклиц.);

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А у меня есть ещё, что хочется вам  прочесть (не назвать «текст»)

Чтение учителем текста:

        Молодей лев Симба стоял на краю пропасти. Он соскальзывает. Перед ним стоял его дядя-лев, готовый столкнуть молодого льва с обрыва. Дядя лев говорил как погиб отец молодого льва – король джунглей, что это он его погубил на этом самом месте, чтобы самому стать королём. Говоря, он подходил всё ближе и ближе. Молодой лев, вспомнив, как всё произошло тогда, когда он был ещё львёнком, ощетинился и бросился на обидчика. Схватка была трудной. Но молодой лев одолел своего корыстного (жадного) дядю.

- Из какого произведения, мультфильма эта сцена («Король Лев»);

- Это текст? Почему вы так думаете?

- А кто попробует рассказать, как выглядит это животное? (Львы – из семейства кошачьих, дикое животное, у них мощные, сильные лапы, острые клыки. Тело покрыто гладкой шерстью, а вокруг головы – большая густая грива);

- Что рассказали? (текст);

- Почему так решили? (описывается одно животное);

2). Сейчас вы прослушали 3 текста.

- Чем они похожи? (речь идёт о львах)

- Чем они отличаются? (по содержанию, по назначению

- есть текст, в котором объясняется что-то

- текста, в котором сообщается о событиях, происходящих где-то, с кем-то

- текст, в котором описываются признаки предмета (его цвет, размер и т.д.));

- Посмотрим правило в учебнике, узнаем, как называются все типы текстов. Страница 83 – правило. Чтение, разбор.

- Вернёмся к нашим текстам о львах, дадим определение типа каждого.

Учитель перечитывает каждый текст о львах. Учащиеся определяют тип текста.

- Запишите в тетрадь к 1 тексту (т.-р.)

IV. Закрепление.

1). Упражнение 2. Работа в парах. Прочитайте задние. Обсудите друг с другом данные тексты, ответьте на вопросы:

- Какие по типу текста под цифрами 1,3 (по заданию к упр.);

- Проверка (с доказательством);

2). Страница 84 упражнение 3.

- Прочитайте задание, найдите текст – описание.

- Как можно озаглавить? Запишите

- Самостоятельное выполнение

- Ответы на вопросы после списывание текста упражнения.

3). Страница 83. Какие бывают типы текстов? Запишите в тетрадь .

                                                Тексты

текст – описание                текста – рассуждение                 текст – повествование

4). Узнайте и докажите к какому виду относятся эти тексты (учебники открыты на стр. 83 с правилом!)

1. Проплясали по снегам

Снежные метели,

Снегири снеговикам

Песню просвистели. (текст – повествование)

- Почему?

2. Наступила зима. Птицам стало холодно и голодно, потому что (обратить внимание, подписать эти слова в правило!) снег покрыл землю, насекомые спрятались. Ребята, помогайте птицам зимой! (текст – рассуждение)

- Почему?

3. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфиком (синица) (текст – описание)

- Почему?

V.Итог урока:

- Какой раздел изучаем? (проводники наших мыслей и чувств, т.е. язык и речь)

- С чего начинали урок? Посмотрите в тетради. (говорили о звуках и буквах, затем – слова, предложения и тексты).

Учитель на доске составляет схему:

                        текст – описание

Текст                        текст – рассуждение

                        текст – повествование

Предложение

Слово

Звуки и буквы

- А какая была тема урока?

- Ведь я её не называла? (типы текстов, текст)

Учитель подписывает в схему.

Оценки за урок.

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Текст. Типы текстов" (3 класс)

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в третьем классе по учебнику В.П.Канакиной....

План-конспект урока по теме: Текст. Части текста.

План-конспект к уроку Класс: 2 Тип урока: открытие нового знания...

Урок русского языка текст.Типы текстов

Систематизация знаний учащихся по теме текст.Групповая деятельность.Личностно-ориентированный урок...

Конспект урока "Речь Предложение. Текст. Признаки текста" 2 класс

Конспект урока "Речь Предложение. Текст. Признаки текста"  Работа с деформированным текстом 2 класс УМК Школа России...