Конспект урока на тему: "Типы текстов: повествование, описание, рассуждение" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

учебно-методический материал по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Типы текстов: повествование, описание, рассуждение»

Цель урока: сформировать умение различать разные типы текстов.

Задачи урока:

  • формировать умение различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение; восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст; составлять повествовательный текст на основе жизненного опыта;
  • способствовать развитию связной речи, логического мышления, умению сравнивать и делать выводы, вырабатывать навыки грамотного письма, формировать коммуникативные навыки работы в парах и группах;
  • воспитывать аккуратность, умение слушать учителя и товарищей, уважать чужое мнение, воспитывать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы, расширять кругозор учащихся.
  • Планируемые результаты:

Предметные:

  • выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста;
  • закрепление умения различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
  • формирование умения восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста;

Метапредметные:

  • формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Личностные:

  • определять, формулировать, понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
  • закреплять полученные знания;
  • выработка умения быть внимательным и аккуратным;
  • слушать и понимать речь других, работать в парах и группах;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;
  • воспитание вежливого общения с учителем и товарищами;

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации педагогической деятельности: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: толковый словарь; компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки со словами для работы в группах, полоски бумаги для предложений, листы бумаги для текстов, смайлики для самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

Письмо по образцу:

Нн

Наст.ящий дру. позн.ётся в б.де.

- Как понимаете эту поговорку?

(Ответы детей.)

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу предложения.

2. Словарная работа.

III. Самоопределение к деятельности.

(Читаю тексты.)

У Миши пропал щенок. Мальчик долго искал Дружка, громко звал его, но щенка нигде не было. Миша был сильно расстроен и ходил грустный.

Щенок был весь чёрненький, а грудка и лапки – беленькие. Глазки блестели, как пуговки.

Почему пропал щенок? Его никто не обижал. Может он просто пошёл погулять и заблудился?

- Что я сейчас прочитала? (Тексты.)

- Как догадались? (Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет тему и главную мысль.)

- Сколько текстов я прочитали? (Три текста.)

- Чем похожи тексты? (Темой.)

- А чем различаются тексты? (Разные типы текстов.)

- Определите тип каждого текста. (Первый текст – повествование, второй – описание, третий – рассуждение.)

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

(Сегодня на уроке мы будем учиться … (различать типы текстов).)

- Правильно. А ещё мы будем учиться восстанавливать деформированный текст.

- Как определить тип текста? (Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?)

IV. Работа по теме урока.

1. Восстановление деформированного текста.

- Отгадайте загадку:

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех,

Называется…

(Орех.)

- Какую букву нужно запомнить в этом слове? (Букву «о».)

- Запишите это слово в словарик и подчеркните букву, которую необходимо запомнить.

Работа по учебнику.

Выполнение упр. 14, с. 14.

(Определение значения слова набекрень по толковому словарю.)

Набекрень – с наклоном набок, сдвинувшись к уху.

- Определите тип текста. (Это текст описание.)

#1060;изкультминутка.

Устное выполнение упр. 15, с. 14.

2. Работа с текстами.

Дети определяют тип текста, подбирают к нему заголовок.

Барсук.

Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.

Сорока.

У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.

Узоры на стекле.

Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.

VI. Подведение итогов урока.

- Как определить тип текста? (Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?)

VII. Рефлексия.

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Испытывал ли кто на уроке затруднения? В чём?

(Ответы детей.)

VIII. Домашнее задание: с. 14, упр. 16.

Адрес публикации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:«Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»

Цель урока: закрепить  знание у учащихся о тексте, о его роли в общении людей;познакомить  с видами текста: повествование, описание, рассуждение, его  структурных частях; развивать...

Конспект урока русского языка "Деление текста на части" (2 класс, Перспективная начальная школа)

Конспект урока русского языкаТема: Деление текста на частиЦели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.Планируемые результатыПредметные:Уметь самостоятельн...

Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Составление текста-повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: углубление представлений учащихся о понятии «текст-повествование» и его отличительных признаках; формирование у учащихся умения составлять связный текст повество...

Конспект урока по русскому языку: «Текст – повествование. Составление текста на заданную тему» во 2 классе

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»        Конспект урока по русскому языку: «Текст – повествование. Составление тек...