Урок русского языка. Текст. Типы текстов. УМК «Перспектива», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тельнова Наталья Александровна

Тема: Текст. Типы текстов. Закрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок русского языка.  

                              УМК «Перспектива», 3 класс

Работу выполнила: Тельнова Н.А.

учитель начальных классов, МБОУ «Инжавинская СОШ»

Тема: «Текст. Типы текстов. Закрепление.»

Цель: 

— учить дифференцировать тексты;

— обобщить знания по разделу «Текст»;

— развивать умение работать в группах;

— развивать умения высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ).

Задачи: Систематизировать знания учащихся  о типах текстов.

 Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся. Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.


Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение.
Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия.
Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

                                                   Ход урока:

I Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок. Начинаем наш урок!

Повернитесь друг другу по парте,

нагнитесь тихо шепните друг другу - «Удачи друг!»

 - Пальчиковая гимнастика

- Записываем число, классная работа.

- Минутка чистописания

ттт     ттт     ттт    

те   те   те

текст

II Организация целеполагания

- Определите по признакам, о чём идёт речь:

-Он выражает законченную мысль.

-Его всегда можно озаглавить.

-Он имеет свою тему и законченную мысль.

-Каждое следующее предложение раскрывает мысль предыдущего предложения.

-Правильно, ребята. Это все вместе назовём ТЕКСТ.

- Вспомним, что же такое текст? (Работа с толковым словарём)

- Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

(Текст. Должны хорошо уметь работать с текстом, определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации).

III Актуализация знаний.

 Понятия «текст, тема, главная мысль». Определение типа текста.

- Определите. Какой из предложенных отрывков является текстом и почему?

1) Собака - друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.

2) Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несет три орешка. Вот старый дуб, остановилась белочка. Здесь, в дупле дерева, её домик.  Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.  Сыта будет белочка зимой.

Определите тему текста. Какова же главная мысль? Что автор хотел до нас донести? Озаглавьте текст.

- С какими типами текстов мы знакомы? Дайте им определение.

а)  Чтение текста учеником.

     Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

- О ком этот текст?

- Что можно представить, читая его?

- Так как же называются тексты, в которых описываются животные, люди, природа, предметы?

Вывешивается табличка зеленого цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.

б) Чтение текста учеником.

    Раз пошли ребята в лес. За ними побежал щенок. Щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал.

- А о чём этот текст?

- Давайте вспомним, как называется  текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?

Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – СООБЩЕНИЕ.

в) Чтение текста учеником. 

       Пластмассовых полотенец пока нет. Потому что ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

- Что объясняется в этом тексте?

- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?

Вывешивается табличка жёлтого цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.

Игра «Да-нет»( да-синяя карточка, нет –жёлтая)

1.Текст состоит из одного предложения - НЕТ

2. Текст состоит из нескольких любых  предложений - НЕТ

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу - ДА

4. Текст обязательно имеет заголовок - НЕТ

5. Текст не всегда имеет заголовок - ДА

6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму - НЕТ

7. Текст может быть не большим по объёму - ДА

8. Текст всегда состоит из одной части - НЕТ

ФИЗМИНУТКА

Шли по крыше 3 кота, 3 кота Базилио.

Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.

Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз

И сказали 3 кота: «Красота, красота!»

 IV.     Самоопределение к деятельности.

Определение типа текста в зависимости от ситуации.

- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:

а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.

в) Друг спрашивает тебя, почему ты написал контрольную работу лучше всех.

- Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Как мы делали новогодние игрушки», «Моя любимая игрушка», «Зачем нужны в классе цветы?»

- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать их в зависимости от ситуации).

Работа в группах. 

- Итак, сейчас мы должны разделиться на группы. Каждая группа получает конверт с заданием. В конверте находится текст, несколько иллюстраций, задания к тексту. Каждая группа выполняет задания и рассказывает о проделанной работе у доски. Мы  повторили, что такое текст и вспомнили, с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашим мини-проектом?

 

- Перед тем как работать в группах повторим правила работы.

Найдите инструкцию по выполнению работы.

Перед вами стоит задача:

  1. Прочитать вдумчиво текст
  2. Определить тему и главную мысль, записать заголовок на строке.
  3. Составить к тексту два вопроса
  4. Выбрать к тексту иллюстрацию, подходящую по содержанию, наклеить её в рамочку.
  5. Оценить свою работу по пятибалльной шкале.
  6. Поменяться работами с другой группой. Оценить её работу.
  7. Подготовиться к выступлению у доски.

V.  Итог урока. Рефлексия

- Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? – С каким настроением заканчиваем наш урок? (ответы детей)

– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.

      VI. Д/З

Источники информации:

1. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.

2. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.

3.  Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина Уроки русского языка 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Серия «Академический школьный учебник» Серия «Перспектива». – М., 2012.

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/02/04/tipy-tekstov

Типы текстов.


                                                                                             Приложение 1

_____________________________________

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка вживую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Тип текста __________________________

Вопросы к тексту:

_____________________________________________________

_____________________________________________________________

                                                                             

                                                                               

   Приложение 2

______________________________________________

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

                                                                                     (А. И. Куприн)

Тип текста __________________________

Вопросы к тексту:

_____________________________________________________

_____________________________________________________________

                                                                 Приложение 3

_____________________________________

Почему нельзя брать птенчика домой?                                                                              Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.                                         Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.                                                                                                          Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Тип текста __________________________

Вопросы к тексту:

_____________________________________________________

____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Текст. Тема текста. Монолог." 2 класс

Урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова...

Урок русского языка. Текст-рассуждение. 3 класс.

Урок руссого языка. Текст-рассуждение. 3 класс....

Презентация к уроку русского языка "Текст. Типы текстов" (3 класс)

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в третьем классе по учебнику В.П.Канакиной....

Урок русского языка текст.Типы текстов

Систематизация знаний учащихся по теме текст.Групповая деятельность.Личностно-ориентированный урок...

Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...

Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс

Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс....