Особенности произведений Саши Чёрного
методическая разработка по чтению (3 класс)

Кирилкина Елена Владимировна

Урок контроля и оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sasha_chyornyy.docx86.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: литературное чтение

ТЕМА: Особенности произведений Саши Чёрного

«КЛАСС: 3

ТИП УРОКА: урок контроля и оценивания

ЦЕЛЬ ТЕМЫ: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • формирование умения анализировать и интерпретировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
  • формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение, отношение к изображаемому в произведении;
  • формирование регулятивных и универсальных действий:
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ,  ПОНЯТИЯ: изобразительные средства произведения, «ошибкоопасные» места, образ героя.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  • Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
  • Создание учебной ситуации
  •  Контроль и оценка использования способа действия
  • Создание учебной ситуации. Выразительное чтение стихотворения Саши Чёрного «Жеребёнок»
  • Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
  • Контроль и самооценка использования действия

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные  связи

Ресурсы

Формы  работы

Литературное  чтение      Развитие речи

Информационный ресурс

4) Е.И. Матвеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе».

5) Е. И. Матвеева «Критериальное оценивание в начальной школе».

Демонстрационный ресурс

  1. Портрет Саши Чёрного
  2. Анализ проверочной работы по стихотворению С.Чёрного «Жеребёнок»
  3. Таблица «Критерии выразительного чтения стихотворения»

Интерактивный ресурс

Электронное приложение к уроку

 Индивидуальная

                   Парная

        Групповая

ХОД  УРОКА

1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Предоставить учащимся  проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме;
  • Создать условия для формулировки им собственных целей-мотивов.
  • Способствовать фиксации и систематизации информации.
  • Дать возможность услышать учащимся разные мнения по поводу стихотворения.

Учитель представляет портрет поэта и писателя ХХ века Саши Чёрного.

http://900igr.net/up/datas/91993/002.jpg

 Предлагает учащимся вспомнить уже прочитанные произведения писателя.

(Это стихотворения «Песня солнечного луча», «Воробей»).

- Можно ли в целом охарактеризовать настроение произведений Саши Чёрного?

Автор описывает смешные ситуации. Часто произведения написаны с юмором.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2. Создание учебной ситуации

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Чтение стихотворения Саши Чёрного «Жеребёнок»

Хвост косичкой,

Ножки – спички,

Оттопырил вниз губу….

Весь пушистый,

Золотистый,

С белой  звёздочкой на лбу.

Юбку, палку,

 Клок мочалки –

Что ни видит, всё сосёт.

Ходит сзади

Тёти Нади,

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле –

 Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль – и вдруг

Взвизгнет свинкой,

Вскинет спинкой

И галопом к маме в луг.

- Выполним анализ произведения

- Назовите изученные изобразительные средства.

- Какие возможные ошибки могут возникнуть при выполнении этого задания?

- Так, при выделении эпитета надо помнить, что им является не каждое определение, а только художественное. Олицетворение относит неживой предмет к живому. Метафора как скрытое сравнение может не называть напрямую предмет сравнения. А простое сравнение можно перепутать со сложным предложением.

Постепенно на доске собираются так называемые ошибкоопасные места.

  • .умение структурировать знания;
  • постановка и формулирование проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3. Контроль и оценка использования способа действия

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск.

- Какие изобразительные средства удалось найти в стихотворении «Жеребёнок» (Есть эпитеты, метафоры, олицетворение.)

Пример детской работы и его анализ

Название изобразительного средства

Примеры из текста

Пометка о выполнении

  1. метафора

Хвост косичкой

Ножки – спички

Взвизгнет свинкой

  1. олицетворение

Жучку дразнит у ворот.

  1. эпитет

Весь пушистый, золотистый

- По каким критериям будем оценивать вашу работу по нахождению изобразительных средств произведения?

Найдены и названы изобразительные средства

Самооценка

Оценка учителя

  1. Эпитет

+

  1. Олицетворение

+

  1. Метафора

+ + +

Итог (норма: 5 правильных ответов)

100%

Используя знание «ошибкоопасных» мест и критериев оценивания, учащиеся проверяют и оценивают свою работу. Учитель объясняет технологию оценивания: работа считается полностью выполненной, если правильно найдено и названо не меньше 5 примеров разных изобразительных средств. Это принимается за 100% выполнения работы. Учащиеся подсчитывают итог выполнения работы. Только после этого учитель раздаёт оценочные листы для того, чтобы сверить самооценку и учительскую оценку.

Как только учащиеся получают лист с анализом и оценкой учителя, у них появляется возможность определить зоны расхождения между своей и учительской оценкой.

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

4. Создание учебной ситуации. Выразительное чтение стихотворения Саши Чёрного «Жеребёнок»

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Организовать обсуждение в группах.
  • Сравнить 2 варианта выполнения одного и того же задания и определиться с правильным ответом.
  • Учить оценивать ответ своих товарищей, соглашаясь или не соглашаясь, приводя свои доводы.

- Предлагаю вам перечитать стихотворение для себя, а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение?

- Как определить настроение стихотворения? Надо найти слова-настроения.

Приём «Кластеры»

Слова-настроения

                                           ___________

                                           _____________

Настроение                                ритм                                        темп

__________                                 ________                               _________

__________                                 _________                             __________

В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему.

-Так с каким настроением, по-вашему, автор создавал это произведение? 

Настроение игривое, шутливое.

- Что, по-вашему, решил сделать необычным поэт: персонажа, ситуацию или язык? Слова в этом стихотворении простые, ничего необычного в них нет. А вот сама ситуация, события – необычные.

- Итак, делаем первый важный вывод для исполнения: какое авторское настроение будем отражать при чтении?  Надо постараться создать игривое  настроение во время чтения.

- Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно? Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения.

- Раз вы решили, что надо ещё поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического? В стихотворении есть рифма. Обязательным в стихах является ритм.

- Действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах.

        Задание 1 для групповой работы:

  • Перечитайте стихотворение.
  • Выделите все рифмы в этом произведении.
  • Обратите внимание на то, все ли строки стихотворения рифмуются?
  • На какие рифмы падает логическое ударение?

Планируемый ответ по заданию1.

- Мы выделили следующие рифмы в этом произведении: вниз губу/на лбу;  и вдруг/в луг и др.  Логическое ударение падает почти на все рифмы.

Задание 2  для групповой работы

  • Перечитайте стихотворение.
  • Обратите внимание на то, каковы строки стихотворения по длине?
  • Вспомните, каким может быть ритм? Определите ритм этого стихотворения.

Планируемый ответ по заданию 2

- Ритм «скачущий»: 2 короткие строки, 1 длинная.

Задание 3 для групповой работы

  • Чем отличается последняя строфа от других строф? Какой темп надо выбрать для чтения последней строфы?
  • - Как ритмически рисунок работает на создание настроения?

Планируемый ответ по заданию 3

Ритмический рисунок напоминает игривые прыжки жеребёнка.

- Сделаем вывод о ритме и темпе чтения стихотворения.                          Выводы фиксируются на доске.

Слова-настроения

дразнит

взвизгнет

настроение                               ритм                                темп

игривое                                  скачущий                         быстрый

шутливое

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные:

применять правила  делового сотрудничества.

5. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

  • Формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев

Учитель раздаёт заготовки оценочных таблиц. Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Один ученик работает за компьютером и проецирует на интерактивной доске.

Заготовка оценочной таблицы

Заполняется оценочный лист

Критерии выразительного чтения стихотворения Саши Чёрного «Жеребёнок»

Самооценка

Оценка учителя

  1. Представлены……………..

  1. Точное знание…………….

  1. Выделены ключевые слова…….

Расставлены…………………….

  1. Тон…………….

Темп……………

Ритм……………

  1. Настроение……………..

В то время как класс работает индивидуально, один из учащихся выполняет свою работу за компьютером. В заготовку оценочного листа ученик вставляет по своему усмотрению необходимые критерии для оценивания выразительного чтения. По окончании работы учащиеся класса на отдельных листах-заготовках и ученика за компьютером заполненная таблица проецируется на экран.

Критерии выразительного чтения стихотворения Саши Чёрного «Жеребёнок»

Самооценка

Оценка учителя

  1. Представлены автор и название

  1. Точное знание текста

  1. Выделены ключевые слова (изобразительные средства)

Расставлены паузы

  1. Тон высокий

Темп подвижный

Ритм пульсирующий

  1. Настроение игривое

Учитель просит учащихся сравнить свою работу и работу на экране. Пункты 1-3 заготовки оценочного листа не вызывают затруднений у ребят, зона расхождений – пункты 4-5.


6. Контроль и самооценка использования действия

Когда сформулированные критерии к тому или иному виду работы войдут в ученическую практику, на них можно выстраивать самооценивание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»

Данный  урок  литературного  чтения «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки» был проведён в 4 классе в рамках областного семинара учителей-занковцев, совместно  с учит...

литературная гостиная "Подружись со мной" по творчеству Саши Чёрного

материал по внеклассной работе к дню чтения. Внеклассное меоприятие проводится в форме литературной гостиной. Учащиеся знакомятся с творчеством российского поэта Саши Чёрного. В ходе мероприятия учащи...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...

Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ

Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ...

Саша Чёрный. "Фокс Микки"

Урок по литературному чтению в 3 классе.  Саша Чёрный. "Дневник Фокса Микки". Акцентное вычитывание рассказа.Задачи:  развивать умение анализировать текст для формирования общеучебного умени...

Презентация к стихотворению Саши Чёрного "Жеребенок"

Презентация к стихотворению " Жеребёнок" Саши Чёрного...