Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Морозова Галина Владимировна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе ("Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_l.n.tolstoy_staryy_ded_i_vnuchek.odt731.17 КБ

Предварительный просмотр:

               МБОУ СОШ №2

  г.Задонска Липецкой области

Урок литературного чтения

2 класс

(Школа России)

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

                               

                           Учитель: Морозова Г.В.

                         

 2019 г.

Тема. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Цели: повторить изученные ранее произведения Л.Н.Толстого;

           познакомить с усадьбой «Ясная Поляна» и образом жизни писателя;

           учить вдумчивому прочтению произведения с целью осознания главных    

           героев;

           учить давать характеристику героям по поступкам и словам;

           формировать оценочное суждение;

          добиться глубокого понимания детьми авторского замысла;

          обогащать словарный запас детей;

          совершенствовать навык чтения;

          создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти,    

          вербального, наглядно-образного мышления;

          формировать культуру поведения при фронтальной работе и при работе в

          паре;

          воспитывать интерес к чтению;

          воспитывать уважение к родителям и пожилым людям.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по  иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Ресурсы: учебник, интерактивный комплекс, презентация, словари, выставка книг, карточка-ребус, цветные карточки, портреты писателей, пословица, картинка «Солнышко», цветные лучики.

Ход урока

I.Организационный момент.

 - Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем  хорошего настроения и плодотворной работы.

- Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлых уроках? (С творчеством Крылова)

- Что писал И.А.Крылов?  (Басни)

-  Что такое басня? ( Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть поучение или мораль. Действующие лица животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.)

  • Какие басни Крылова вам известны? («Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей»)
  • Соотнесите на доске: рисунок и название басни. (Интерактивное задание.)

- Дома вы отрабатывали выразительное чтение басни  «Стрекоза и Муравей» по ролям.  (Выразительно читают 3 ученика.)

- А есть группа детей, которая подготовила басню в виде инсценировки. (3 ученика)

- Ребята, в чём же мораль этой басни? (Нужно знать меру  отдыха и труда.)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и цели урока.

- Разгадайте ребус (карточка на доске): 7я. (Семья)

- А что такое семья? (Семья — это близкие родственники, живущие вместе.)

- А как должны относиться члены семьи к друг другу?

- Ребята, а кто такие пожилые люди? (Это бабушки и дедушки, с определённым жизненным опытом.)

- А как нужно относиться к пожилым людям? (Помогать, любить, заботиться, быть терпимыми.)

- Прочитайте предложение  на  доске:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

  • Как называется такое высказывание? (Пословица)
  • Что значит почитать? (Относиться с уважением.)

– Как вы понимаете эту пословицу? (Если в семье есть любовь, уважение, доброта, понимание к родителям, то когда вы будете родителями и вас будут   беречь и  уважать ваши дети.)

- Подробно понять смысл этих слов нам поможет произведение, которое мы будем изучать сегодня.

- Предположите, о ком будет наше новое произведение? (О семье, о пожилых людях.)

- Прочитайте название произведения  (на доске) – «Старый дед и внучек».

Это произведение написал известный русский писатель. Его знают все: и взрослые, и дети. Жизнь этого человека была необычной. Он был графом.

- Кто знает, кто такой граф? (Богатый человек у которого есть слуги).

А он был необычным графом. Он не хотел, чтобы люди на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских людей в школе, много ходил пешком, занимался гимнастикой, хорошо ездил на лошади и писал много книг. Он не устраивал, как другие богатые, балы и развлечения.

  • Кто догадался о ком идет речь? (О Льве Николаевиче Толстом).

IV.Работа по теме урока.

1.Знакомство с портретом писателя.

- В учебнике  на с.108 перед вами портрет писателя. Такой же на доске.

- Обратите внимание, какой у него взгляд? (Строгий.)

- Несмотря на его пристальный строгий взгляд, глаза его светятся добротой и мудростью.

2.Экскурсия в Ясную Поляну.

- А вот мы  в Ясной Поляне. Это родина Льва Николаевича и находится она в Тульской области. Здесь и прожил писатель большую часть своей долгой, 82-летней жизни.

Мы идём по главной аллее. Сейчас это дом-музей. Его дом сохранили в неприкосновенном виде, и создается впечатление, что это жилой дом и хозяин куда-то ненадолго отлучился.

Терраса – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда. Здесь они любили обедать, пить чай и разговаривать о жизни.

Передняя – здесь начинается обширная библиотека писателя. Мы видим березовые желтые шкафы, наполненные книгами. Книги нас встретили и будут сопровождать по всему дому.

Зал – столовая – самая большая комната в доме. Здесь нет роскоши. Обстановка скромная. Все предметы быта говорят о теплоте и уюте. Здесь проходили семейные праздники, концерты, ставились домашние спектакли.

Комната жены писателя - Софьи Андреевны Толстой. Здесь она занималась рукоделием, а по вечерам переписывала рукописи мужа.

Кабинет – тут он писал много произведений. Письменный стол – свидетель долгой и упорной работы над каждым произведением.

Спальня – поражает своеобразием и скромностью обстановки.

Недалеко от основного дома Л.Н. Толстого есть небольшой домик (флигель).

Здесь была открыта Толстым школа для крестьянских детей. Он сам преподавал в ней и создал «Азбуку», по которой учились ребята. Эта «Азбука» существует.  В ней много интересных заданий и занимательных рассказов для детей.

Лев Николаевич любил один сидеть в парке на своей любимой скамейке и размышлять о жизни.

Давайте отдохнём и мы.

V.  Физкультминутка.

Подустали мы немного,

Отдохнём же не надолго.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

VI.Продолжение работы по теме урока.

  - Вот в такой тишине в Яснополянской усадьбе им были задуманы и написаны многие произведения.

1.Литературная викторина.

- Вспомните, из каких произведений данные отрывки.

  1. «Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге...»

                                                                                          («Два товарища»)

  1. «Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хотелось есть...»                                               («Три калача и одна баранка»)

     3) Иллюстрация в учебнике на с.109. (Сказка «Три медведя»)

 - К какому произведению Толстого данная иллюстрация?

 - Книги великого русского писателя уже более 100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Он писал произведения как для взрослых, так и для детей. Некоторые рассказы вы сегодня и вспомнили. Посмотрите на выставку книг, все эти рассказы вы изучали раньше или будете изучать позже.

2.Чтение статьи про Толстого в учебнике с.108.

  • Прочитайте  статью и скажите, что ещё нового вы узнали об этом человеке.              (Читают 2 ученика.)

- Что ещё интересного вы узнали об этом авторе? (Любил детей, не боялся отвечать на вопросы, был недоволен собой, ставил перед собой сложные задачи, ничего не боялся, кроме собственной совести.)

3.Первичное знакомство с текстом.

-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас, быть внимательными, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?

                                                         (Читает учитель)

4.Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам произведение?

- Понравилась ли вам семья, о которой написал Толстой?

- Хотите быть членом этой семьи?

- Почему?

- Какое это произведение по настроению? (грустное)

- Какие чувства вы испытали? Продолжи  предложение (слайд)

Я почувствовал…

(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

5.Работа с иллюстрацией в учебнике.

- Рассмотрите иллюстрацию на с.110. Кого вы видите на ней? (Мы видим семью.)

- А как вы думаете, семья живёт в наше время или нет? (Нет.)

- Почему вы так считаете? (Герои в старинной одежде, в лаптях, стоят лавки, печка.)

- А это богатая семья или бедная? (Бедная, крестьянская.)

- Эта история написана давно. А может ли в наше время произойти подобная ситуация в семье? (Да, конечно.)

6.Вторичное чтение (читают про себя)

- Прочитайте ещё раз про себя и найдите слова, которые в наше время практически не употребляются.

7.Словарная работа.

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы?

ЛОХАНКА  - круглая или продолговатая  деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды

  • Лексическое значение слова ЛОХАНКА найдём в словаре устаревших слов. (Работа по словарю.)

НЕВЕСТКА – жена сына

БРАНИТЬ - ругаться

СЛАЖИВАЕТ – складывать, собирать

8. Анализ произведения. Выборочное чтение.

  • Назовите главных героев рассказа. (Дед, невестка, сын и внучек.)
  • Почему деда стали кормить за печкой? (Он стал стар.)
  • Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
  • А как вы думаете, почему дед уронил и разбил чашку? (Был бессильный, беспомощный.)
  • Как вы считаете, всегда ли дедушка был беспомощным? (Нет.)
  • Прочитайте, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? (Станет давать обед в лоханке.)
  • Охарактеризуйте невестку.

(Работа в паре: на розовом листочке слова — добрая, злая, ласковая, грубая, скромная, неуважительная)

  • Прочитайте, чем ответил  старик, когда его бранила невестка? (Старик вздохнул и ничего не сказал.)
  • Почему? (Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына и о том, что сыну досталась плохая жена.)
  • Что можно сказать о сыне деда? Какой он?

(Работа в паре: на голубом листочке слова — любящий, равнодушный, задиристый, безразличный, жадный)

  • Почему он не заступился за своего отца? (Он слепо подчинялся жене, безвольный человек.)
  • Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши.)
  • Прочитайте эти слова. (Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.)
  • Что испытали родители Миши после таких слов? ( Стыд.)
  • Почему родители заплакали? (Сын преподнёс им урок.)
  • Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Работа в паре: на белом листочке слова — умный, глупый, добрый,  трусливый, справедливый)

VII. Физкультминутка.

  •  Давайте вспомним всех членов семьи в нашей физкультминутке.

 Встали все, приготовили ладошки.

Это дедушка, бабушка, папа, мама, я, а вместе дружная семья!

  • Я желаю дружбы  в ваших семьях. Пусть никогда не происходят подобные ситуации, как в этом изученном рассказе.

VIII.Закрепление знаний.

1)Сравнение басен Крылого и Толстого.

- Дети, а зачем Толстой рассказал нам эту историю?

- Ребята, а можно ли это произведение назвать басней? (Да.)

- Да, действительно, Л.Н.Толстой это произведение считал басней.

- А басни какого писателя мы изучали на прошлых уроках? (Басни Крылова.)

- Сравните басни Крылова и Толстого. В чём различие? (У Крылова главные герои — животные, у Толстого — люди. У Крылова басни написаны в стихотворной форме, у Толстого — в прозе.)

- А в чём сходство? (Есть мораль, поучение.)

- В чём же мораль басни Толстого? (Уважать старших, быть терпимым к старым людям, проявлять заботу и уход. Потому что все когда-нибудь будут старыми.)

2)Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы. Выберите ту, которая больше всего подходит к нашему произведению.

При солнышке тепло, при матери — добро.

Семья в куче, не страшна и туча.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

       - Авторы учебника согласны с вашим мнением. Поэтому эту пословицу разместили в сиреневой рамке на с.111.

- А когда мы уже знакомились с этой пословицей? ( В начале урока.)

- А теперь ещё раз объясните её смысл. (Если вы родителей сейчас уважаете, любите, то вы эти чувства передадите и своим детям. А значит, к вам никогда так плохо не отнесутся, а будут заботится о вас и любить.)

- Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.

          IX.Итог урока.

- А сейчас скажите, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов:

- Обещаю ..

- Постараюсь..

- Я хочу..

- Я буду…

          X. Домашнее задание. Оценивание.

- Составьте несколько советов для детей, о том, как нужно относиться к пожилым людям, с.110-111 выр.читать.

Хорошо поработали сегодня.....

        XI.Рефлексия.

Наше солнышко весь урок дарило вам свои тёплые лучики и оно может ещё ярче засиять от ваших лучиков, которые лежат у вас на партах. Если вы поняли, как нужно относиться к членам семьи — поднимите жёлтый лучик, если вы считаете, что вы ещё маленькие и у вас нет никаких обязательств в семье — поднимите оранжевый лучик.

От жёлтых лучиков стало тепло и светло. Я вам желаю, чтобы в ваших семьях всегда вы были ярким, ласковым, добрым и любящим солнышком! Любите, берегите, цените и радуйте своих родителей! Прикрепите выбранные лучики к нашей доске.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтеня по теме: "Старый дед и внучек" Л. Н. Толстой

УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисков...

урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

урок литературного чтения  2 класс  Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»   УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания  по тексту....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Раработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Сценарий урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек" во 2 классе.Учебник  «Литературное чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Г...

Урок литературного чтения Л.Н. Толстой " Старый дед и внучек"

Конспект урока литературного чтения 2 класс Л,Н,Толстой " Старый дед и внучек"...

Урок литературного чтения Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Урок   литературного   чтенияТема  урока: Л. Н. Толстой «Старый  дед  и  внучек».Цели  урока: познакомить  учащихся  с  биографи...