Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Рябых Оксана Генннадьевна

Сценарий урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек" во 2 классе.

Учебник  «Литературное чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом  (прогнозировать  имя автора произведения  по выставке книг и содержания произведения по ряду картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).

 Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры  поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к чтению

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке  .

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Задачи:

познакомить детей с биографией и басней Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

- развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

- совершенствование навыков чтения, развитие речи;

- воспитание чувства уважения к пожилым людям, родителям.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь воспринимать на слух художественные произведения, высказывать своё мнение о прослушанном, о прочитанном;

 определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:
Усвоение моральных норм (потребность в нравственном поведении, человеческое отношение к другим, умение отличать добро от зла, хорошее от плохого).

Метапредметные:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; сравнивать произведения одного жанра между собой; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, характеризовать герое на основе анализа их поступков (Познавательные УУД).

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, карточки для составления половиц, карточки для работы в паре у доски, презентация к уроку, экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.              

Используемые учебники и учебные пособия: учебник  «Литературное чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

                                                   

   Содержание урока.

  1. Оргмомент

II.Речевая разминка

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

- Прочитайте цепочкой по 1 строке медленно.

- Прочитайте всё четверостишие грустно.

- Прочитайте всё четверостишие весело.

- Прочитайте всё четверостишие выразительно.

II. Самоопределение.

-Ребята, а ваша семья, это кто?

-Какие отношения между вашими членами семьи?

-Есть ли в ваших семьях прабабушки или прадедушки?

-А как вы к ним относитесь?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной семьей, поговорим о том, какие отношения должны быть в семье.

А поможет нам в этом произведение замечательного русского писателя (демонстрация портрета писателя). Узнали?

Лев Николаевич Толстой.

-Какие произведения Толстого Вы уже читали?

III. Актуализация знаний.

Откройте учебник на странице 108 и познакомьтесь с информацией об этом писателе.

Контроль понимания прочитанного.                            Слайд

  -выбери правильный ответ:

Л.Н. Толстой считал, что друзьями могут быть    (одноклассники, родители, книги)

Л.Н.Толстой   (любил детей, обижал детей, понимал детей)

Писатель ничего не боялся, кроме   (волков, детей, собственной совести)      

Ханыков Серёжа приготовил для Вас дополнительную информацию о Л.Н.Толстом.  

Рассказ о писателе

Л.Н.Толстой - великий русский писатель, жил почти 200 лет назад. Он изучал историю, музыку, медицину, но большее внимание уделял литературе. Его книги любят и читают во всем мире на разных языках. Полное собрание сочинений занимает 90 томов. Лев Николаевич очень любил детей. В своем селе он открыл школу для бедных, сам учил детей и сам составил для них учебник. Лев Николаевич писал свои рассказы специально для школьников, стараясь, что бы его ученики почувствовали на себе настоящую силу слова и мысли.

-Спасибо, Серёжа. Мы тоже с вами сегодня постараемся почувствовать на себе великую силу русского слова и мысли.

Прогнозирование содержания по иллюстрации

Переверните страницу учебника (с.110) прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем пойдет речь в басне? (о семье)

- О какой семье? (крестьянской)

- Где живет семья?

- Когда это было? Как Вы поняли?

Первичное прослушивание

Итак, слушайте рассказ и подумайте могла ли произойти эта история в наше время?

Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже.

Беседа после прослушивания

-Понравилась ли Вам эта история?

-Оправдались ли наши предположения?

-Что вы почувствовали во время прослушивания?

Могла ли произойти подобная  история в наше время?

Словарная работа

Басня «Старый дед и внучек» рассказывает  об истории, которая произошла в одной семье очень давно. При чтении нам встретились слова, которые могут быть вам не понятны.

Учитель читает из текста:

НЕВЕСТКА стала БРАНИТЬ старика

-Кто такая невестка?

-Что значит бранить?

Теперь она будет давать ему обедать в лоханке

Что такое лоханка?

 (круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости»).

Сынишка на полу с дощечками играет – что-то слаживает (складывать, собирать, мастерить)

Физминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Анализ текста

Перечитайте жужжащим чтением 1 абзац

Ответьте на вопрос: какой был дедушка?

На доске:

СТАРЫЙ

БОЛЬНОЙ

БЕСПОМОЩНЫЙ

СЛЕПОЙ

ГЛУХОЙ

БЕЗЗУБЫЙ

- Почему его перестали сажать обедать за стол?

(Им было неприятно смотреть на него, брезговали.)

2 абзац читаем по цепочке, начиная с ______________

-За что невестка стала бранить старика?

-Какой выход она нашла? (кормить из лоханки)

-Права ли она?

-Почему?

-Старик специально разбил чашку?

- Прочитайте, как на это отреагировал старик.

(Старик только вздохнул и ничего не сказал.)

Как вы думаете, каким человеком был этот старик, ведь он ни разу не возразил своей невестке.

ДОБАВЛЯЕМ НА ДОСКУ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

ДОБРЫЙ

МУДРЫЙ

3 абзац прочитайте про себя и подчеркните строки, в которых говорится, что сделал Миша, глядя на своих близких людей.

4 абзац  читает 1 ученик.

-Почему заплакали муж с женой?

-Что помог понять родителям их сынишка? (Когда-нибудь они будут старенькими, и как они относились к своим родителям, так же и к ним будут относиться их дети.)

СРАВНЕНИЕ БАСНИ Л.Н. Толстого с баснями И.А. Крылова

Ребята, мы с вами на прошлых уроках знакомились с творчеством И.А.Крылова.

-С каким жанром литературы он работал?

Давайте вспомним, что такое басня?

(Это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей- звери, птицы, деревья, вещи.)

-Что всегда есть в басне?

( В басне всегда есть мораль – нравоучение.)

-Еще, какие особенности есть в басне?

(В басне всегда высмеиваются пороки людей).

-Так вот, ребята, это произведение тоже басня.

Давайте сравним басню Толстова с баснями А.И.Крылова. Что в них есть общего и чем они отличаются.

(1.У Крылова басни в стихах, а у Толстого басня в прозе, она похожа на рассказ.

2.У Крылова главные герои животные, а у Толстого – люди.)  

- Высмеивает ли Л.Толстой пороки людей?

(Нет. Он осторожно нам подсказывает, как надо относится к старым и беспомощным людям.)

Закрепление изученного материала

- У Вас на партах лежат листочки, только начало и конец у них перепутаны. Соедините начало и конец высказываний так, чтобы получились верные пословицы. Работайте в парах.

А пара __________ и ____________ поработает у доски и разделит на 2 группы данные слова по такому принципу: как бы вы хотели, что бы к вам относились Ваши близкие люди и как бы вы не хотели, что бы к вам относились.

Прочитайте пословицы, которые у вас получились.

Кто родителей почитает – тот вовек не погибает. 

Как вы понимаете значение слова почитать? (Уважать, заботиться, любить)

Будешь почитать отца и мать, узнаешь почёт от своего  сына.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

- Чему нас учат все эти пословицы? (уважать родителей, жить в семье мирно, дружно)

Какая из этих пословиц ярче всего отражает главную мысль басни?

Давайте посмотрим, что у ребят получилось на доске?

1 столбик                                                2 столбик

 внимание                                                 равнодушие

 доброта                                                 безразличие

 забота                                                 грубость

 уважение                                                

сочувствие

Итог урока

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

Работа в парах: составление синквейна.

Синквейн слова  «семья»

Семья.
Крепкая, дружная.

(весёлая, большая)
Заботится, помогает, любит.

                                             Я люблю свою семью.
                                                         Ребенок.

Рефлексия

Ребята, возьмите свои смайлики.

Если вам понравился наш урок, этот рассказ тронул вас до глубины души и заставил задуматься об отношении к близким и пожилым людям – то покажите желтые смайлики.

Если вам было скучно на уроке и не интересно, если эта басня вас не тронула, не заставила задуматься  – поднимите красный смайлики.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить рассказ о своей семье по плану и приложить к нему рисунок или фотографию.

Можно предложить план рассказа

Проект моя  семья.

(приложите фотографии)

1. С кем ты живешь?

2. Как зовут маму, папу, братьев, сестер…?

 Есть ли у тебя бабушки и дедушки?

3. Где работает мама? Папа?

4. Чем занимаешься ты?

5. Какая ваша семья? Почему ты так решил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"

Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...