КТП по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Латышева Дарья Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 4 класс. УМК Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie.docx68.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по предмету «Литературное чтение», авторской программы программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской, М. В. Бойкиной «Литературное чтение» 1-4 класс и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программа

Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2011.

Учебник

Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Дидактические средства для учащихся

Рабочая тетрадь. Литературное чтение. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Портфель читателя. Учимся успешному чтению. Галактионова Т.Г., Саввина С.О., Назаровская Я.Г., Жук С.Г.

Дидактические средства

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой, 4 класс. МР3 ОАО «Просвещение» 2013

       

В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебных недели)  

Цели:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического     отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений  вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,  потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

        Задачи:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии

героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

  1. Планируемые образовательные результаты освоения предмета обучающимися.

 Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Требования к уровню подготовки учащихся

Четвероклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для общего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • бегло, выразительно читать текст;
  • выработать умение ускоренно читать произведение за счет отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного(скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
  • улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
  • описывать устно содержание репродукции картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
  • самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Четвероклассники получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии:
  • применять в учебной ив реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ, историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим ( систематическим) каталогом;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

4 КЛАСС (102 ч)

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Введение. Знакомство с учебником

Былины. Летописи. Жития (8 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (17 ч)

 П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки (13 ч)

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе сейчас (7 ч)

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Стран детства (7 ч)

 Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (10 ч)

 Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;  С. А. Клычков. «Весна в лесу»;  Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов. «Сентябрь»;  С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (5 ч)

И. С.  Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна Фантазия (5 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (14ч)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение. Знакомство с учебником. Летописи, былины, жития

8

2

Чудесный мир классики

17

3

Поэтическая тетрадь

8

4

Литературные сказки

13

5

Делу время- потехе час

7

6

Страна детства

7

7

Поэтическая тетрадь

4

8

Природа и мы

10

9

Поэтическая тетрадь

4

10

Родина

5

11

Страна Фантазия

5

12

Зарубежная литература

14

Итого

102

3. Календарно - тематическое планирование по литературному чтению

4 класс

Тема урока

Планируемые результаты

План

Факт

Летописи, былины, жития (8 ч)

1

Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Нахождение в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Понимать значение слова «летопись».

Оценивать свои знания и достижения.

Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы

2

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источнико

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения

3

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси.

Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения

5

«Три поездки Ильи Муромца». Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой Сравнение поэтического и прозаического текста былины.

Выделять языковые средств выразительности. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам.

6

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

7

Житие Сергия Радонежского

8

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проект создания календаря исторических событий

Различать жанры произведений.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль

Чудесный мир классики (17 ч)

9

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове

Научатся прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке

10

П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок»

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

11

П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Сравнивать народную и литературную сказки

12

П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок». Характеристика героев.  

Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

13

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

Авторское отношение к изображаемому

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять

средства выразительности.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства

14

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Знать название и основное содержание  изученного произведения.

Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним.

Анализировать поведение героев

15

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . Характеристика героев.

Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Объяснять понятие «литературная сказка»

16

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление на части.

Называть сказки А.С. Пушкина.

Различать сказки народные и литературные.

Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

17

М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. «Дары Терека».

Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова.

Различать жанры произведений.

Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение»

18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Хорошие и плохие поступки людей

Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам

20

Л.Н. Толстой , Жизнь и творчество Л.Н. Толстой «Детство»

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

21

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

Умный и находчивый герой.

Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Делить текст на составные части, составлять его простой план.

Называть особенности басни

22

А.П. Чехов «Мальчики».

Главные герои рассказа, герои своего времени

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

23

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

24

Обобщающий урок «Чудесный мир классики».

Называть литературные произведения и их авторов.

Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений.

читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения

25

Оценка достижений

Поэтическая тетрадь (8 часов)

26

Знакомство с названием раздела.

Тоска по Родине и красоте родной природы в лирике

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы.

Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

Читать стихотворные
произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

27

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»  

Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении

Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении.

Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения

28

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»  Картины весенней природы и настроение в стихах

Передавать настроение и чувства в стихотворении.

Называть лирические произведения о весне.

Развивать умения воссоздавать художественные образы

29

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения 

Определять эмоционального характера текста  

Определять темы, идеи произведения. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

30

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

Тема любви к Родине в стихотворении

Прослеживать изменения картин природы в стихотворении.

Называть произведения о Родине.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах

31

Н.А. Некрасов

Тема детства в стихах

«Школьник» , «В зимние сумерки нянины сказки...»

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

32

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина

Описывать картины осени в стихотворении.

Определять слово как средство художественной выразительности.

Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ

33

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь».

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Понимать значение слова «строфа»

Литературные сказки (13 ч)

34

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Читать выразительно и осознанно текст сказки

35

Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф.Одоевского

« Городок в табакерке»

Называть особенности данного литературного жанра.

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

36

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

Делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать

37

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . Особенности данного литературного жанра

Называть особенности данного литературного жанра.

Определять сказка или рассказ.

Находить текс-описание в содержании художественного произведения

38

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Текст-описание в содержании художественного произведения

Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.

Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально-эстетическая оценка изображения героев

39

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герой литературного текста

Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Отражение в сказке реальной жизни.

Определять мотивы народных сказок в авторском тексте.

Рассказывать об авторском отношении к героям произведения.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях

41

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Читать выразительно и осознанно текст сказки.

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце» Герой художественного произведения

Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

43

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

Мотивы народных сказок в литературном произведении.

Анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

44

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек» Герои произведения

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

45

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словестное иллюстрирование

Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

46

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Контрольная работа

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине

Делу время – потехе час (7 ч)

47

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки.

Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

48

Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

49

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

50

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Средства создания комического эффекта.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

51

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Смысл заголовка

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге

52

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Анализ поступков героев.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям

53

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений

Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

Страна детства (7 ч)

54

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

55

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» .

 Герой произведения

Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему

56

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Поступки как средство  характеристики

героев.

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

57

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Музыкальное сопровождение произведения

Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

58

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения

59

М.М. Зощенко «Елка».

Комическое в рассказе, средства его создания

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства. Составлять план, пересказывать произведение

60

Обобщение по разделу «Страна детства».

Оценка достижений

Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Поэтическая тетрадь (4ч)

61

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Тема детства в произведениях

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности

62

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Стихи

 о счастливых днях детства.

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Определять различные средства выразительности.

63

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» , «Наши царства»

Тема природы и Родины в стихах

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

64

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Природа и мы (10ч)

65

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

66

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Отношение человека к природе

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям

67

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Характеристики и портреты животных в рассказе..

Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения

68

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»  

Тема самопожертвования в рассказе

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Создавать небольшой устный текст на заданную тему

69

М.М. Пришвин «Выскочка»

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

70

М.М. Пришвин «Выскочка» Характеристика героя на основ поступка

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки

71

Е.И. Чарушин «Кабан»

Писательская наблюдательность  

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.  Характеризовать героев на основе их поступков

72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тема природы в рассказе

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

73

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Герой рассказа

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки

74

Обобщающий урок . Проект «Природа и мы»

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе

Поэтическая тетрадь (4 ч)

75

Поэтическое настроение в стихах.

Б.Л.Пастернак  «Золотая осень».

С.А.Клычков  «Весна в лесу».

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение)

76

Д.Б.Кедрин   «Бабье  лето».

Н.М. Рубцов   «Сентябрь»

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения

77

С.А. Есенин «Лебедушка»

Иносказательный смысл произведения

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

78

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» . Оценка достижений

Называть произведения русских поэтов.

 Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений  литературы с другими видами искусства

Родина (5 ч)

79

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

Осознанно и выразительно читать текст литературного произведения.

Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

80

С.Д. Дрожжин

«Родине». Авторское отношение к изображаемому

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение

81

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Красота и величие

Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл произведения.

82

Обобщение по разделу «Родина».

Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

83

Проект «Они защищали Родину»

Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине

Страна Фантазия(5 часов)

84

Знакомство с названием раздела., прогнозирование его содержания Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Особенности жанра

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра.

Прогнозировать содержание текста по заголовку

85

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Герои фантастического рассказа

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

86

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра.

Прогнозировать содержание текста по заголовку. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения

87

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Сравнение героев рассказа фантастического жанра

88

Обобщение по разделу «Путешествие по стране Фантазии».

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Придумывать фантастические истории

Зарубежная литература (12 ч)

89

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Фантастические события, персонажи в произведении

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику

90

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера» Герои приключенческой литературы

Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

91

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Персонажи сказки

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения

92

Г. Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка

Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища

93

Г.Х. Андерсен «Русалочка»  Деление произведения на части

Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения

94

Г.Х. Андерсен «Русалочка»  Рассказ о русалочке и характеристика героев

Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

95

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Тема первой  любви в произведении

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

96

М. Твен «Приключения Тома Сойера»  Сравнение героев и их поступков

Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано

97

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

98

С. Лагерлеф «В Назарете»  Святое семейство

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

99

С. Лагерлеф «В Назарете»  Иисус и Иуда

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Участвовать в работе группы

100

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. Самостоятельно оценивать свои достижения

101

102

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...