Рабочая программа по родной литературе 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Колмакова Елена Григорьевна

         Школа России .Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 4 класс: В 2 ч.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение: 4 класс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rodnoy_literature_4_klass.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

.09     Пояснительная записка

           Рабочая программа по курсу « Литературное чтение на родном языке» 4 класс составлена на  основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • ФГОС начального общего образования приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г «О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвежденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерация от 6 октября 2009 № 373», Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе  на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной  программы начального общего образования  по литературному чтению;
  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  •  Положением  о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ»

               Целями

изучения предмета литературное чтение в начальной школе являются:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Описание места учебного предмета:

        Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год  – 1 час в неделю.

Учебно-методический комплект:

         Школа России .Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 4 класс: В 2 ч.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение: 4 класс».

1.Планируемые результаты учебного предмета

            Реализация программы обеспечивает достижение учащимися  4 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6)   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

   10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

     1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

     2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

     3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5)   использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

   10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

   11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

   12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

    1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

   5)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

   6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

   7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

    8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

2.Содержание учебного предмета

Былины. Летописи. Жития

 «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики

 А. С. Пушкин.  «Туча», Творчество Л.Н.Толстого

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

Делу время — потехе час

В.Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Природа и мы

М. Пришвин. «Выскочка»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»;

Родина

А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; Проекты

Страна «Фантазия»

К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

3.Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Летописи. Былины. Жития.

2

2

Чудесный мир классики.

3

3

Поэтическая тетрадь.

7

Литературные сказки

14

5

Делу время – потехе час.

2

8

Природа и мы.

8

9

Поэтическая тетрадь.

6

10

Родина.

5

11

Страна Фантазия.

3

12

Зарубежная литература.

6

Итого:

34

Приложение 1

Календарно-учебный график

Родная литература 4 класс

№ урока

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Количество часов

Дата

 ( план)

Дата

(факт)

Примечание

(причина корректировки)

Раздел 1.  Летописи, былины, сказания, жития (2ч)

1

1.2

Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

2.09

2

1.3

Сергей Радонежский – святой земли Русской. В Клыков «Памятник Сергею Радонежскому»

1

9.09

Раздел 2. Чудесный мир классики (3ч)

3

2.1                  

А.С.Пушкин.  «Туча».  «Унылая пора!»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1

16.09

4

2.2

Урок КВН по сказкам А.С. Пушкина

1

23.09

5

2.3

  Творчество Л.Н. Толстого

1

30.09

Раздел 3. Поэтическая тетрадь (5 ч)                            

6

3.1

Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…»

1

7.10

7

3.2

А.А.Фет. «Бабочка».

1

14.10

8

3.3

Е. А.Баратынский «Где сладкий шёпот..

1

21.10

9

3.4

Н.А.Некрасов. Школьник

1

28.10

10

3.5

И.А.Бунин. Листопад

1

11.11

Раздел 4. Литературные сказки (14ч)

11

4.1

Текст-описание в содержании художественного произведения.

1

18.11

12

4.2

С. Т. Аксаков Аленький Цветочек

1

25.11

13

4.3

С. Т. Аксаков Аленький Цветочек

1

2.12

14

4.4

С. Т. Аксаков Аленький Цветочек

1

9.12

Раздел 5. Делу – время, потехе – час (2ч )

15

5.1

Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского.

1

16.12

16

5.2

В. В. Голявкин Никакой я горчицы не ел.

1

23.12

17

5.3

Что такое серия книг и каково их назначение

1

13.01

Раздел 6 . Природа и мы(3 ч)

18

6.1

М.М.Пришвин. «Выскочка».

1

20.01

19

6.2

Е.И.Чарушин. «Кабан».

1

27.01

20

6.3

Проект «Природа и мы».

1

3.02

Раздел 7. Поэтическая тетрадь (2 ч)

21

7.1

Б. Л. Пастернак. Золотая осень.

1

10.02

22

7.2

Н. М. Рубцов. Сентябрь.

1

17.02

Раздел 8. Родина (8 ч)

23

8.1

А. В. Жигулин О, Родина! В неярком блеске.

1

24.02

24

8.2

Проект: «Они защищали Родину».

1

3.03

25

8.3

Проект: «Они защищали Родину».

1

10.03

Раздел 9. Страна Фантазия (3 ч)

26

9.1

К. Булычёв. Путешествие Алисы.

1

17.03

27

9.2

К. Булычёв. Путешествие Алисы.

1

24.03

28

9.3

К. Булычёв. Путешествие Алисы.

1

7.04

Раздел 10. Зарубежная литература( 6 ч)

29

10.1                                                        

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».

1

14.04

30

10.2

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».

1

21.04

31

10.3

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».

1

28.04

32

10.4

С.Лагерлёф. «Святая ночь»,

1

5.05

33

10.5

С.Лагерлёф. «Святая ночь»,

1

12.05

34

10.6

Урок – путешествие «По дорогам любимых книг»

1

19.05

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по родной литературе (татарская) 2 класс ФГОС

Рабочая программа для учителей работающих в Республике Башкортостан....

Рабочая программа по родной литературе 3 класс в условиях ФГОС

В программе изложены личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД по предмету....

рабочая программа по родной литературе(башкирской) 2 класс

“Башҡорт әҙәбиәте”буйынса программа “Мәғариф тураһында”ғы законға, “Дөйөм белем биреү йөкмәткеһенең фундаменталь үҙәге” документына, “Рәсәй Федерацияһының икенсе быуын Федераль дәүләт хөкүмәт стандарт...

Рабочая программа по Родной литературе 3 класс

          Бу предмет нэдиэлэ5э устэ   уерэтиллэр, уопсайа уерэх сылыгар 112  чаас буолар. Аа5ыы уруогар Л.В. Захарова, Л.К. Избекова  «Кустук...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 3 КЛАССА УМК "ШКОЛА РОССИИ"...

Рабочая программа по родной литературе 3 класс

Рабочая программа по родной литературе. 3 класс 34 часа...