Литература 3 класс. Какая бывает роса на траве Толстой
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Литература 3 класс. Какая бывает роса на траве Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_tolstoy_kakaya_byvaet_rosa_na_trave.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Чтение Л. Н. Толстой «какая бывает роса на траве»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с новым рассказам Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

Задачи

Расширение знаний о типах текста рассуждение и описание

Формирование умения находить выразительные средства языка

Воспитание бережного отношения к природе, коммуникативной культуры, расширение кругозора детей

Планируемые результаты

Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, метафора, эпитеты)

Основные понятия

Роса, алмазы, бархат

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир

Ресурсы

Учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 3 класс 1ч. Стр. 162; презентация

Организация пространства

Работа с текстом, работа в парах, самостоятельная работа, фронтальная работа.


Сценарий урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка учебной задача

-Ребята, сегодня мы продолжим работать над художественным текстом. Какое родственное слово к слову «художественный»?

- А мы продолжаем знакомиться с текстами, в которых писатель «рисует» словами.

-Послушайте загадки и попробуйте догадаться о чём сегодня пойдёт речь в произведениях.

Загадка о росе:

Вот так дивные проказы - 

На траве горят алмазы. 
Миллионы их, а все ж 
В сундучки не соберешь.

-------

Обильная ночью выпала,

На солнце в траве искрится.
Пчела в ней лапки вымыла,
И шмель прилетал напиться…

- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?

- Прочитайте, как об этом явлении написал С. И. Ожегов в " Словаре русского языка".

- «художник», человек, который рисует красками, карандашами.

Выслушиваются ответы детей

Дети читают  текст с экрана доски

  1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.
  2. Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Построение проекта выхода из затруднений

Сейчас я прочитаю рассказ Л. Толстого «Какая бывает роса на траве»

  - Подумайте, в какой сборник может войти это произведение? С какой целью Толстой написал такой рассказ?  

Чтение рассказа учителем.

Что вы представили во время моего чтения? Какие ощущения вызвал у вас этот текст?

- Давайте теперь с вашей помощью прочитаем рассказ

- Найдите в тексте сравнения.

- А что такое алмазы?  . Он, правда, видит алмазы? Что общего между алмазом и росинкой?

-С чем сравнивает листок?

- А что такое бархат?

Показать лоскутки бархатной ткани

- Какие выразительные средства языка использует автор?

-Какой тип текста мы прочитали?

- Докажите, что это текст описание.

- Теперь мы сможем на вопрос автора, какая бывает роса на траве? Найдите в тексте и прочитайте.

- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте

- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению? Подтвердите словами из текста.

-А как называется текст, в котором автор передаёт свои эмоции?

( писал для крестьянских детей книги, написал азбуку; чтобы привлечь внимание детей к окружающему миру, чтобы заинтересовать)

-Ответы детей

Дети с экрана читают текст.

-капельки-алмазы, лист- как бархат

-Алмазы - драгоценные камни

- блестит, переливается

-с бархатом.

- Бархат- плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом

-  метафора, эпитеты, сравнения

- описание

- описывается роса

- как алмаз, жёлтого, красного, синего цвета, как шарик светлый).

-  алмазы блестят и переливаются разными цветами

Да. Автор любуется, восхищается, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «Росинка эта вкуснее всякого  напитка кажется»

- Художественный

Работа в парах

Работа с текстом «Какая бывает роса на траве»

  1. С чем сравнивает  капельки росы автор
  • С травой
  • С бриллиантами
  • С алмазами
  • Драгоценными камнями
  1. Какой формы листы, на которых собираются капли росы
  • Вытянутой
  • Прямоугольной
  • Треугольной
  • Круглой
  1. Продолжи предложение

Листок этой травы внутри _______________________

_____________________________________________ .

  1. На вкус росинка
  • Как вода
  • Имеет солёный вкус
  • Как сок
  • Сладкая
  • Вкуснее всякого напитка кажется

  1. Какие приёмы использует автор рассказа
  • Сравнения
  • Олицетворения
  • Эпитеты

Учащиеся выполняют в парах задание.

Проверяют все вместе.

Реализация построенного проекта

- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась, чем могу!

- За что расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу?

-Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили.

- О чём данный текст?

- В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

- Откуда вода попадает в моря?

- Почему туча у всех морей в долгу?

- Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

- Какая цель у автора?

-к какому типу текста относится это произведение? На какие вопросы отвечает этот текст?

-О круговороте воды в природе

-Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?                  

- из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв- в речки, из речек- в большие реки, а из больших рек течёт в моря.

– С поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи.                      

-Нет.

- Он объясняет, доказывает, куда девается вода.

- Это текст - рассуждение.

Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Н. Толстой "Какая бывает роса на траве"

Рассказ Л. Н. Толстого `Какая бывает роса на траве` в красочной презентации....

Л.Н.Толстой "Какая бывает роса на траве"

Презентация поможен ребятам выучить наизусть произведение Л.Н.Толстого "Какая бывает роса на траве"....

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Презентация к уроку по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."

Презентация к открытому уроку по литературе в 3 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."  разработана в соответствии с техно...

Рабочий лист по литературному чтению 3 класс (Л.Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря?")

Знакомство с новыми расскааами Л.Толстого. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. Развивать умение видеть изобразительные средства яз...

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве»

В данной работе представлен конспект урока литературного чтени 3 класса по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве» УМК «Школа России». В конспекте отражены цель, предм...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Данная методическая разработка предназначена для учителей , работаюәих по программе "Школа России"...