Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Груздева Марина Геннадьевна

В данной работе представлен конспект урока литературного чтени 3 класса по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве» УМК «Школа России». В конспекте отражены цель, предметные, метапредметные, личностные результаты. Подробно описаны деятельность учителя и учеников, учтены новые требования ФГОС.  Данный конспект можно использовать во время подготовки к уроку литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._n._tolstoy_kakaya_byvaete_rosa_na_trave_gruzdeva_marina.docx611.32 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы: Груздева Марина Геннадьевна

Учитель ГБОУ лицея №378 Санкт-Петербурга

Конспект урока по литературе

УМК, авторы учебника «Литературное чтение»: УМК «Школа России», 3 класс (1 часть), авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Тема урока: Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве»

Цель урока: познакомить с рассказом Л. Н. Толстого.

Планируемые результаты: 

Предметные

- умение анализировать текст;

- умение понимать содержание  текста и высказывать своё отношение к прочитанному;

- умение различать типы текстов.

Метапредметные

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- владение логическими действиями сравнения, анализа;

Личностные

-  воспитание у учащихся бережное отношения к природе;

- развитие самостоятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению.

Литература: учебник литературного чтения «Школа России» 3 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Оборудование: учебник, слайды презентации.

Скриншот учебника

Ход урока

1. Организационное начало урока

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. У вас на партах должны быть учебник, дневник и пенал. (Проверяют свою готовность к уроку)

- Присаживайтесь! (Садятся за парты)

2. Проверка домашнего задания

- Начнём урок с проверки домашнего задания. Вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка»)

- О чём идёт речь в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка»? (В рассказе «Лев и собачка» речь идёт о том, как, находясь в неволе, лев нашёл товарища по несчастью - собачку)

- Какое отрицательное человеческое качество осветил в своём рассказе Л.Н. Толстой? (В рассказе речь идёт о человеческой жестокости, о том, что жизнь в неволе – это зло, насилие над животными)

- К чему приводит жестокое отношение людей к природе? (К тому, что природа гибнет)

- Почему важно бережно относиться к природе? (Если мы не будем беречь природу, то она может погибнуть, а без природы погибнет и человек)

3. Постановка темы и цели урока

- Очень важно проявлять любовь к природе. С раннего детства у Льва Николаевича Толстого сформировалось чувство красоты и бережного отношения ко всему живому. Он представлял себя частью природы, постоянно ощущая близость к ней. Имение, в котором проживал писатель, называется Ясная Поляна. (На слайде появляются изображения Ясной Поляны, слайды 2-3) Ясная Поляна была для Толстого дорогим местом, где он творил, наслаждался природой, жил раздумьями о смысле жизни, о назначении человека. Он наслаждался окружающей природой: лесами, лугами, полевыми цветами. Л.Н. Толстой во всем и всюду находил красоту. Великий писатель был не только тонким наблюдателем происходящего в природе, но и бережно сохранял её: разводил леса, сажал аллеи и сады, оберегал лесные насаждения и деревья в усадьбе, занимался пчеловодством, принимал участие в полевых работах вместе с крестьянами. Его деятельность была направлена на сохранение природы.

- Произведение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, посвящено одному из явлений природы. Чтобы узнать, о каком явлении мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку:

Серебрится у крыльца

Разноцветная пыльца,

Будто радуга в траву

Опустилась наяву!

-Что это? (Это роса на траве)
- Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе, с которым мы сегодня познакомимся?
(Речь будет идти о росе)

- Что такое роса? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей)

- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (На слайде появляется значение слова «роса»:

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней,  или вечерней прохлады. )

- Откройте учебники на странице 162. Прочитайте название рассказа. (Открывают учебник на странице 162, читают название рассказа «Какая бывает роса на траве»)

- Подумайте, с какой целью Толстой написал это произведение? (Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного, чтобы привлечь наше внимание к окружающему миру)

4. Первичное чтение текста учителем

- Сейчас я прочитаю рассказ «Какая бывает роса на траве». Послушайте внимательно.

Учитель читает вслух рассказ.

5. Проверка первичного восприятия

- Что вы представляли себе, когда слушали рассказ? (Представляли солнечное утро, лес, трава вся покрыта росой)

- Представьте, что вы – художники. Какую картину вы бы написали, услышав этот текст? (Тонкие зелёные сочные листья травы, а на них прозрачные маленькие хрупкие капельки росы)

6. Чтение текста учениками

- Прочитайте текст ещё раз самостоятельно. (Ученики читают текст самостоятельно)

7. Анализ прочитанного рассказа

- Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? (Слова «алмаз», «бархат»)

- Алмаз – это прозрачные драгоценные камни. Посмотрите на слайд. (На слайде появляется изображение алмаза)

- Бархат – плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом. На слайде представлено изображение бархата. Также я принесла вам кусочек бархатной ткани. (Учитель демонстрирует кусочек бархатной ткани)

- Когда происходят события в рассказе? (Описывается летнее утро)

- Куда пришёл лирический герой? (В лес)

- Что привлекло внимание героя в лесу? (Алмазы)

- О каких алмазах идёт речь? О настоящих? (Нет, это капельки росы)

- На что ещё похожа капелька росы? (На светлый шарик)

- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

- С чем ещё сравнивает Толстой лист травы? (Сравнивает лист травы с чашечкой)

- Как нужно срывать листок с росинкой? (Потихоньку)

- Почему? Найдите ответ в тексте. (Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и проскользнёт мимо стебля)

- Почему автор использует в тексте слова «листок» и «шарик», а не «лист» и «шар»? (Автор хочет подчеркнуть нежность и хрупкость листочка и росинки)

- Как вы думаете, почему автору кажется, что росинка на вкус вкуснее всякого напитка? (Потому что это вода чистая, нетронутая рукой человека)

- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению? (Да, можно, автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями)

- Какие изобразительные средства использует автор? (Сравнения)

- Как называется тип текста, в котором автор подробно рассказывает о каком-то предмете или явлении и использует для этого приём сравнения? (Это текст описание)

8. Выразительное чтение текста вслух

- Обратимся к рассказу «Какая бывает роса на траве». Прочитаем его вслух. (Несколько учащихся читают текст вслух)

9. Чтение текста из энциклопедии о росе

- Прочитаем текст, представленный на слайде. (Слайд 7)

Учитель читает текст: Роса – это капли воды, оседающие на поверхности Земли и наземных предметах при охлаждении воздуха  и положительных температурах земной поверхности. Роса возникает в ясные безветренные ночи. Чем сильнее ночное охлаждение предмета, тем обильнее роса на нём. (Географическая энциклопедия)

- В данном тексте переданы чувства, эмоции автора? (Нет) 

- Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте - описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научному стилю речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

- К каким стилям относятся тексты? (Текст, написанный Л. Н. Толстым, написан в художественном стиле, а статья в энциклопедии это научно-познавательный стиль)

10. Подведение итогов

- С текстом, какого типа мы работали на уроке? (С текстом-описанием)

- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научно-познавательный, художественный)

11. Рефлексия

-  На протяжении всего урока мы говорили о росе. Составим синквейн к этому слову. Будем стараться использовать в синквейне слова из текста Льва Николаевича Толстого. Напомню правила составления синквейна:

  1. Существительное
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола  
  4. Предложение из 4 слов
  5. 1 синоним

Ученики вместе с учителем составляют синквейн:

1. роса

2. утренняя, хрупкая

3. блестит, сверкает, переливается

4. Роса блестит на солнце.

5. алмаз

12. Домашнее задание

Задание на выбор:

1. Нарисовать иллюстрацию к тексту и подобрать предложение из текста, выучить его.

2. Подобрать другие произведения о природе Л.Н. Толстого и подготовить анонс произведения (иллюстрация + пересказ).

13. Организованный конец урока

- Спасибо за урок! Подготовьтесь к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Презентация к уроку по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."

Презентация к открытому уроку по литературе в 3 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."  разработана в соответствии с техно...

урок литературного чтения "Л.Толстой. Какая бывает роса на траве"

В данном уроке представлены три стратегии смыслового чтения....

Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Толстой Какая бывает роса на траве? Как ходят деревья?"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Бунеева Р.Н. построен в виде путешествия по Ясной поляне, где Л.Н.Толстой написал большинство своих рассказов. Урок предусматривает групповую работу....

Презентация к уроку литературного чтения. Л.Толстой "Какая бывает роса на траве".

Презентация предназначена для работы с произведением Л.Н.толстого "Какая бывает роса на траве". Подготовка к подробному пересказу....

Урок по литературному чтению. Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?», «КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»

Изучение нового материала.– Знаете ли вы, отчего на небе бывают тучи, что такое туман, почему идет дождь, какой бывает роса?– На все эти вопросы нам помогут ответить рассказы Льва Толстого...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Данная методическая разработка предназначена для учителей , работаюәих по программе "Школа России"...