урок литературного чтения "Л.Толстой. Какая бывает роса на траве"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Пяткова Надежда Ивановна

В данном уроке представлены три стратегии смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.52 КБ
Файл prilozhenie.docx11.62 КБ
Binary Data urok_chteniya.flipchart1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Л.Н.Толстой "Какая бывает роса на траве"

Цель урока: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста; видеть в художественном тексте сравнения,

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.  Формировать технику чтения и приёмы понимания текста, способствовать развитию связной речи.

Задача: углубить представление детей об изобразительной природе        художественного текста; показать, что автор может изобразить всё, что нас окружает; начать  работу над средствами изображения; дать представление о «рисующих» словах.

УУД: Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному, выражать эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с разными источниками информации

Оборудование: мультимедиа (ИАД), таблички для работы в парах, листочки бархатной  бумаги или ткани

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (рассказ Л.Н.Толстого «Как ходят деревья»)

-Можно ли утверждать, что деревья могут ходить? Докажите примерами.

     3. Предтекстовая деятельность. (стратегия направлена на постановку задач чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих знаний, опыта, имеющих отношение к теме текста, на создание мотивации)

Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент Э.Григ "Утро".

-Что себе представляли? Какое время года? Суток?

-Какие явления природы можно наблюдать утром? (составление  кластера)

-О каком явлении идет речь?

 Загадка:

Утром бусы засверкали,

всю траву собой заткали,

а пошли искать их днем,

ищем, ищем, не найдем.

-Какая бывает роса?(картина художника)

-С помощью чего изобразить картины природы? (краски, звуки)

-А как вы думаете, можно ли "нарисовать" словом?

-О чем пойдет речь? Как называется рассказ? ("Какая бывает роса на траве")

-Как вы думаете, почему название рассказа без вопроса?

-Кто автор? Что вы можете предположить?

-Чтобы ответить на вопрос, что надо сделать?

Определение детьми цели урока и задач урока 

(Познакомится с текстом. Поработать с ним. Сделать выводы)

4.Стратегия текстовой деятельности - управление процессом осмысления, проверка понимания читаемого вслух текста.

Первичное "Чтение в кружок" с вопросами.

Работа с текстом.

1 абзац.

-Как автор называет капли росы? А с чем бы вы сравнили? (с записью на доске)

-При каком условии можно увидеть, что это капли росы? Выберите слова-действия. О чем они говорят?

2 абзац.

Составление мини-пирамиды

листок

мохнат,  пушист

катаются,  не мочат

-Почему это важно?

  Дети  пробуют на ощупь кусочки бархата. Делятся своими впечатлениями.

3 абзац

-Приходилось ли вам пить росу? Как это надо делать?

неосторожно сорвешь-быстро сорвешь-случайно сорвешь

-Это одно и тоже?

 -А что произойдет? А что же тогда такого особенного в слове "неосторожно"?

3. Послетекстовая стратегия - обучение пониманию текста.

Прием «Детали» - работа в парах. Дописать слова из текста.

алмазы-

листок-

капелька-

листок с росинкой-

-как можно назвать слова, которые вы вписали? (сравнения)

Заполнение таблицы (работа в парах)

ФИО  

заголовок          

  жанр      

тема

- Почему "описание"? Докажите.

-Удалось ли Толстому с помощью слов "нарисовать" росу на траве?

5. Итог. Рефлексия.

-Почему так много рассказов о природе? С какой целью они написаны?

-Давайте посмотрим на этот рассказ с разных точек зрения: ученый, библиотекарь, собиратель устного народного творчества.

-Чтобы вы могли сказать о рассказе?

-что вас заинтересовало? Что будет интересно дома подготовить? (можно узнать историю слова «роса», создать мини-проект, стихи, загадки, народные приметы и т.д.)

Послушайте и насладитесь этим путешествием по утренней росистой поляне.

Чтение рассказа (наизусть) учащегося класса Миши Андреева. Сопровождается презентацией и музыкой Э.Грига «Утро»



Предварительный просмотр:

ФИО автора

Заголовок

Жанр

Тема

        оценка за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Толстой Какая бывает роса на траве? Как ходят деревья?"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Бунеева Р.Н. построен в виде путешествия по Ясной поляне, где Л.Н.Толстой написал большинство своих рассказов. Урок предусматривает групповую работу....

Презентация к уроку литературного чтения. Л.Толстой "Какая бывает роса на траве".

Презентация предназначена для работы с произведением Л.Н.толстого "Какая бывает роса на траве". Подготовка к подробному пересказу....

Урок по литературному чтению. Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?», «КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»

Изучение нового материала.– Знаете ли вы, отчего на небе бывают тучи, что такое туман, почему идет дождь, какой бывает роса?– На все эти вопросы нам помогут ответить рассказы Льва Толстого...

Рабочий лист по литературному чтению 3 класс (Л.Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря?")

Знакомство с новыми расскааами Л.Толстого. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. Развивать умение видеть изобразительные средства яз...

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве»

В данной работе представлен конспект урока литературного чтени 3 класса по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве» УМК «Школа России». В конспекте отражены цель, предм...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Данная методическая разработка предназначена для учителей , работаюәих по программе "Школа России"...