«Н. Матвеева «Картофельные олени»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3А класс
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Тема урока: «Н. Матвеева «Картофельные олени»
Цель урока: познакомить учащихся с такой особенностью поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями; формировать умение выражать своё отношение к прочитанному; развивать воображение; воспитывать любовь к природе, языку; формировать универсальные учебные действия.
Задачи (планируемые результаты)
Предметные:
- умение выразительно читать стихотворение, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.
- создать условия для совершенствования сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения;
- способствовать развитию умения работать с текстом, со словарем.
Личностные:
- создать ситуации, способствующие развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивание поступков героев с точки зрения моральных норм.
- умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением,
Метапредметные:
- способствовать развитию умения организовывать рабочее место;
- способствовать формированию способности определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- организовать условия для формирования умения выделять существенное;
- способствовать выработке умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- создать условия для совершенствования умения высказывать своё предположение; выстраивать логику рассуждения;
- создать условия для оценивания правильности выполнения заданий (регулятивные УУД)
- организовать деятельность учащихся для развития умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- умение описывать объект, передавая его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
- умение высказывать свою точку зрения и уважают мнение собеседника
(коммуникативные УУД)
- организовать деятельность учащихся для развития умения строить цепи рассуждения;
- способствовать формированию способности выделять существенное (познавательные УУД)
Оборудование:
1. Учебник «Литературное чтение. 3класс» Н. А. Чуракова
2. Мультимедийная презентация
Ход урока | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) | |
I. Организационный момент | ||
Фантазия, выдумка вместе живут, А с ними чудесные тексты нас ждут. В фантазию автора смело поверь — В прекрасное сразу откроется дверь! | Умение организовывать рабочее место (регулятивные) Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) | |
II. Актуализация знаний | ||
Речевая разминка Сейчас мы с вами поиграем, разогреем наши голосовые связки. Начнём с дыхательной гимнастики: - задуйте свечу - задуйте 4 свечи - задуйте свечи на вашем праздничном торте. |
| Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера (познавательные УУД) |
III. Постановка цели урока | ||
– Новую тему сейчас мы начнем. Что ж интересного в ней мы найдем? Хочется тему урока узнать? С доски предлагаю ее прочитать. «Постараемся понять, почему люди фантазируют». — Как вы думаете, о чем произведения, которые мы будем изучать? - Какую цель мы поставим? | Совершенствование сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения. | Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД) |
IV. Открытие нового (10 мин) | ||
Работа по учебнику на с. 101. Пофантазируем и мы. Учитель выставляет картинку с изображением жука. — Что вы знаете об этом представителе животного мира? Вспомните свои наблюдения. (Работа в группах.) — Представьте, что бы мог сказать вам жук, если бы... 1 -я группа — вы его потревожили в тот момент, когда он грелся на солнышке; 2- я группа — вы его потревожили в тот момент, когда он спе¬шил по делам; 3- я группа — вы его потревожили в тот момент, когда он упал в ямку. (Инсценировка ситуаций.) — Что помогло вам придумать эти маленькие истории? (Фантазия и наблюдательность.) Учитель читает текст на с. 102. — Вы согласны с мнением Главного Библиотекаря? Прочитайте запись на плакате Летучей Мыши на с. 102. («Фанта-зерам все вокруг кажется одушевленным и живым».) Пример такого одушевления мы найдем в произведении, которое будем сегодня читать. | Совершенствование сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения. Представление об идее художественного произведения. | Умение работать с текстом; выделять существенное (познавательные УУД) Умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД) |
V. Физкультминутка | ||
Гномик Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте) Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу») Колпачок был непростым Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши) Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте) Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте) | Лидерство и согласованность действий с партнерами (коммуникативные УУД) | |
VI. Продолжение работы с текстом | ||
— Откройте учебник на с. 102 и прочитайте фамилию поэтессы, автора стихотворения. (Новелла Матвеева.) — Вам знакома эта поэтесса? Что вы знаете о ней? Материал для учителя Новелла Николаевна Матвеева (р. 1934) — известная поэтесса, автор-исполнитель песен, литературный критик и переводчик, лауреат Пушкинской премии в области поэзии за 1998 г. Новелла Николаевна Матвеева родилась в г. Пушкине под Ленинградом, училась в Подмосковье, там же начинала и трудовую деятельность, семь лет проработав в Щелковском детском доме Московской области. Семейное окружение и воспитание во многом способствовали формированию лучших душевных качеств ее личности, интереса к поэзии, путешествиям. Особое место в творчестве Матвеевой занимают детские стихи. Это стихи и веселые, и грустные, и даже сердитые. Но все они радуют, потому что их освещает солнечный зайчик поэтического воображения», — пишет поэт В. Берестов в предисловии к книге «Солнечный зайчик» (1966). Матвеева — тонкий пейзажный лирик, ее стихи напоминают иногда живописные полотна благодаря наблюдательности автора и способности увидеть необычное в окружающем мире. Поэтесса смотрит на природу глазами горожанина, поэтому так трепетна ее любовь к ней — к лесу, солнцу, тишине, зелени. Настроение в ее стихах соединяется с массой впечатлений, выраженных настолько свежо и зримо, что кажется, будто сам только что вернулся с прогулки и видел этот пейзаж. — Кто из вас помнит, какое ее произведение мы уже изучали? («Путаница», отрывок, в 1 классе.) — Познакомимся еще с одним ее произведением. Прочитайте его название. («Картофельные олени».) — Предположите по названию, о чем оно. Учитель читает произведение. — Кто рассказал нам эту историю? — О чем это произведение? (О картофеле, который лежал в подвале всю зиму и к весне пророс.) — Кто из вас наблюдал, как весной прорастает картофель? — Прочитайте самостоятельно стихотворение и найдите, как об этом рассказывает герой. — На что похожи проростки картошки? (На оленьи рога.) — Что помогло герою представить такую картину? (Его фантазия, герой представляет картошку живым существом.) — Какие литературные приемы использует поэтесса в своем стихотворении? (Сравнение и олицетворение.) — Перечитайте и найдите их в тексте. (Сравнение: ростки ветвились подобно оленьим рогам; овощной склад похож на разъяренное стадо. Олицетворение: бедной картошке не хочется лезть в кастрюлю; она отращивает «рога».) | Представление об идее художественного произведения; Совершенствование сознательности, правильности чтения. |
Умение работать с текстом, умение работать со словарем (познавательные УУД) Поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной (познавательные УУД) Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; умение высказывать свою точку зрения и уважают мнение собеседника (коммуникативные УУД) Умение работать с текстом; выделять существенное (познавательные УУД) Умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД) Умение описывать объект, передавая его внешние характеристики, используя выразительные средства языка (коммуникативные УУД) |
VII. Первичное закрепление | ||
— Просмотрите запись стихотворения. Что вы заметили? (Жирным шрифтом выделена буква «р».) — Зачем? (Поэтесса хотела усилить эффект «разъяренного стада» картофелин-оленей.) — Какой еще прием использует поэтесса? (Звукопись.) — Кто же, по мнению героя-рассказчика, является врагом, против которого картофелины каждую весну обзаводятся «рогами»? (Человек, который хочет их съесть.) — Найдите подтверждение в тексте. (Последняя строфа.) — А вы знаете, почему у картофелин отрастают «рога»? (Ростки при хранении картофеля образуются по той простой причине, что держат клубни чаще всего в теплых и темных помещениях. Если температура высокая, а света нет, то ростки картофеля слишком вытягиваются и становятся слабыми и ломкими. На свету рост ростков приостанавливается. Известно, что чем больше крепких ростков, тем больше образуется стеблей на растении картофеля, тем выше будет урожай.) | Представление об идее художественного произведения. Совершенствование сознательности чтения. Умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием. | Лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом, со словарем (коммуникативные УУД) Умение описывать объект, передавая его внешние характеристики, используя выразительные средства языка (коммуникативные УУД) |
VIII. Рефлексия | ||
- Наш урок подошёл к концу. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? (Да) - С каким настроением вы завершаете урок? Оцените свою работу на уроке У каждого на столе лежит листочек. Если на уроке вам было интересно, и вы всё поняли, то раскрасьте листочек в зелёный цвет. Если на уроке было интересно, но у вас остались вопросы, то в жёлтый. Если было не интересно и вы ничего не поняли, то в красный. | Оценка правильности выполнения заданий (регулятивные УУД) | |
IX. Итог урока | ||
- С каким стихотворением мы сегодня познакомились? (Н. Матвеева «Картофельные олени») - Понравилось вам стихотворение? | Представление об идее художественного произведения. | Умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД) |
X. Домашнее задание | ||
Выразительно читать стихотворение. С. 102 - учебник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46758.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия "Картофельный банкет"
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 4 классов. Оно носит большой познавательный характер, т.к. учащиеся получают много информации о простом заморском овоще - картофеле. Праздник состоит из ...
урок по окружающиму миру Картофельная гостиная
показать происхождение картофеля,приготовление блюд из него, какую пользу он приносит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-102934-1364667633.jpg)
Праздник "Картофельный банкет"
Этот праздник лучше всего проводить осенью. Для составления сценария праздника использованы тематические стихи, песни, частушки, конкурсы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-151625-1354452227.jpg)
Внеклассное мероприятие - праздник "Картофельные посиделки"
Цель – приучить маленького человека видеть красоту окружающего мира, и, если в школе его окружает подлинная радость жизни, доброта, чуткость, он не вырастет чёрствым и жестоким. Особое значение имеет ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572773-1422199980.jpg)
Большерогий олень (Ирландский олень). Окружающий мир. 2 класс.
Большерогий олень(Ирландский олень)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673619-1443126163.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: Новелла Матвеева "Картофельные олени".
Знакомство с биографией поэтессы. Знакомство со стиотворением и его анализ....