Литературное чтение на родном языке 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Ибрагимова Жасмина Алимирзоевна

Литературное чтение на родном языке

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Мураховская МА\Desktop\РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 2019-2020\Титульные листы отсканированные\4 класс\Лит чтение на род яз.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке» для 4 класса разработана на основе примерной программы курса «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и образовательной программы МАОУ СОШ № 2.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном русском языке» являются:

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВЫОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий врамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

        Предметные

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

Учащиеся научатся:

• осознанно воспринимать содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературные сказки – 5 часов

Понятия: произведение, устная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.

Делу время – потехе час – 3 часа

Край родной – 4 часа

Зарубежная литература – 5 часов

Произведение, созданное писателем. Эпическое произведение.

Эпическое произведение-произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.

Место учебного курса в  учебном  плане

На изучение предмета «Литературное чтение на родном русском языке» отводится 0,5 ч в неделю (17 часов).  

.

Тематическое планирование по  литературному чтению  на родном русском языке

I четверть (ч)

II четверть (ч)

III четверть (9 ч)

IV четверть (8 ч)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Литературные сказки  

5 ч

1.

Край родной

 3 ч

2.

Делу время – потехе час

3 ч

2.

Зарубежная литература

5 ч

3.

Край родной

 1 ч

Итого:

9 ч

8 ч

Итого за год:

17 ч

                                                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Кол-во часов

Название темы/урока

Основные виды деятельности

ДАТА

план

факт

Литературные сказки-5ч

1

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному художественному тексту.

1

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

1

А. Линдгрен «Веселая кукушка»

Рассказывать о герое произведения, сравнивать его с другими героями,

наблюдать за особенностями языка сказок.

определять отношение и высказывать свое мнение о произведение и его героях.

1

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

«Делу время – потехе час» - 3ч

1

Н.Носов «Замазка»

Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.

1

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания).

1

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию.

Край родной – 4 ч

1

Путешествие в мир поэзии Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская  литература, структура текста, герой, автор) и средств  художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

1

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Понимать значимость чтения  для личного развития;   иметь представление о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятиях о добре и зле, дружбе, честности.

1

Н. Языков «Конь»

Понимать ценность и значимость русской литературы.

1

О родине. Проект: «Они защищали Родину»

Понимать значимость чтения для личного развития;   иметь представление о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятиях о добре и зле, дружбе, честности; рассказывать об  исторических событиях, используя материал летописи.

Зарубежная литература-5

1

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица главных героев; высказывать свое мнение о прочитанном произведении, давать оценку поступкам героев.

1

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

1

Шанкар «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу»

Выявлять специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному тексту.

1

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

1

С.Лагерлеф «Святая ночь»

Пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.

1

Обобщающий урок

Осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР

Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...