Конспект урока литературного чтения «Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данько Анастасия Николаевна

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой».

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»; развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитание любви и уважения/

 

 

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: биографию Э.Успенского и его произведения;

Уметь:  выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

 

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: «Просвещение» 2020., презентация PowerPoint. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.2021                                                                                                                Учитель: Седых Е.Ю.

Школа: ОЦ № 5                                                                                                                Студент: Данько А.Н.

Класс: 2 – 7                                                                                                                Методист: Солопова Т.В.

Кабинет: 3.49

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой».

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»; развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитание любви и уважения/

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: биографию Э.Успенского и его произведения;

Уметь:  выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: «Просвещение» 2020., презентация PowerPoint. 

Челябинск, 2021

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

Словесный: слово учителя

Психологический настрой.

2 мин.

Фронтальная форма работы

- Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться.

- Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Психологически готовятся на урок.

Слушают учителя.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: артикуляционная разминка

Практический: подготовка к восприятию текста.

4 мин.

Фронтальная форма работы

- Ребята, прочитайте  стихотворение.

     Тарарам

Говорят, что по утрам

В нашем доме – тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Все вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

- Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме – тарарам.

- Скажите, какие строчки нужно читать удивленно?

- Кто прочитаем это стихотворение весело.

- Отлично, а теперь давайте прочитаем его грустно.

- Как вы понимаете слово «тарарам»?

- Какими словами можно заменить выражение «устроить тарарам»? Выберите нужное:

Устроить беспорядок, организовать уборку, перевернуть вверх дном, навести порядок, поднять пыль столбом, навести чистоту, привести в порядок.

- Как называется раздел, который вы изучаете?

-Вы прочитали уже некоторые произведения этого раздела, скажите, чему они вас научили?

-А какие прочитанные произведения заставили вас посмеяться, улыбнуться?

- Знаете ли вы портрет автора?

Выполняют артикуляционную разминку

беспорядок

И в шутку и в серьёз

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: составление плана

2 мин.

Фронтальная форма работы

- Ребята, это Эдуард Успенский.

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

- Какие цели мы поставим на урок?

О произведениях Эдуарда Успенского

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П.: установление причинно-следственных связей,

IV. «Открытие» детьми нового знания

Словесный: слово об авторе

Наглядный:  работа с выставкой книг

Практический:

Первоначальное знакомство с текстом.

Наглядный: прослушивание аудиозаписи

Практически: повторное чтение: последовательное и выборочное

Словесный: анализ текста

Словесный: анализ теста

 10 мин.

Фронтальная форма работы

-Эдуард Николаевич Успенский родился 1937 года в семье служащих Успенских. У маленького Успенского была любимая плюшевая игрушка. Уши большие, хвост пуговкой, не поймешь - не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь, которого потом в своей сказочной повести Успенский назвал Чебурашка. В школе мальчик учился очень плохо, но потом взял себя в руки и к концу школы стал участником и победителем многочисленных олимпиад. Работал в пионерском лагере вожатым, читал ребятишкам разные интересные книги, но книжки и интересные закончились, пришлось сочинять самому. Так в 1966 году появился "Крокодил Гена и его друзья". Крокодил Гена, Чебурашка и их друзья прославили Эдуарда Успенского. У этого писателя очень много интересных произведений. Посмотрите на доску. Название, каких книг вам уже знакомо? А откуда вы их знаете? Правильно, по многим сказкам и рассказам Успенского создали мультфильмы. Но мультфильмы не всегда полностью рассказывают историю, и много интересного всегда остается за кадром. Поэтому очень важно и нужно читать книги.

- Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным  стихотворением, которое поселилось в одной из книг Эдуарда Успенского.
 - Посмотрите на первое произведение. Прочитайте, как оно называется, рассмотрите картинки.

- Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении? Какое оно по характеру, серьезное оно или юмористическое?

- Давайте послушаем это стихотворение и проверим, верны ли ваши предположения. АУДИЗАПИСЬ СТИХОТВОРЕНИЯ.

- О чём это стихотворение?

-Прочитайте стихотворение о мальчике самостоятельно и расскажите, какой он? Используйте слова, предложенные на слайде:

Хвастун, лентяй, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый.

-Что вы должны делать всегда, независимо от того, мальчик вы или девочка?

-Почему герой стихотворения мечтает стать девчонкой?

-Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье?

-Можно ли назвать это стихотворение юмористическим? А почему оно юмористическое?

- Ребята, а вы помогаете своим мамам и бабушкам? А как?

Слушают учителя.

 Анализируют.

Из мультфильмов.

О помощи маме

Юмористическое

Мальчик не любит помогать маме по дому. Он представил, что если бы был девчонкой, то не терял бы время и делал всю домашнюю работу

Мы должны помогать маме .

Герой стихотворения мечтает стать девчонкой, чтобы делать всю домашнюю работу.

Несоответствие содержания стихотворения и последние строчки

Это стихотворение радостное и веселое.

Автор в юмористической форме рассказал о мальчике.

Ребята говорят свои варианты.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Практический: анализ стихотворения.

8 мин.

Фронтальная форма работы

- Сейчас мы с вами познакомимся с еще одним стихотворением Эдуарда Успенского.

- Прочитайте название другого стихотворения. Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации предположите, о чем пойдёт речь?

- Послушайте стихотворение и проверьте, верны ли ваши предположения.

- Верны ли ваши предположения?

— Какие слова повторяются в стихотворении и почему?

- Кто мешает спать герою стихотворения?

- Кто мешает спать собаке?

- Кошке?

-  Мышке?

- Дождику?

- А тучам?

— Какое это стихотворение, грустное или веселое?

- Что до нас хотел донести автор? (Он хотел сказать, что если тебе не спится, то не надо будить всех, кто тебя окружает).

— Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле. (Дождик стучит, печальные тучи бегут, рыдают, гром стучал кулаком.)

Слушают стихотворение.

В стихотворении постоянно повторяются слова «спать не даёт». Тем самым автор хочет показать, что по ночам очень шумно, все друг другу мешают, не дают спать.

Герою стихотворения мешает спать собака, которая лает.

Кошка, которая мяукает.

Мышка, вздыхает и спать не даёт.

Дождик, он стучит по крыше.

Тучи, что рыдают.

Маленький гром, который по тучам стучит кулаком.

Стихотворение грустное и нравоучительное.

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

VI. Самостоятельная работа

Практический: выразительное чтение

7 мин.

Индивидуальная форма работы

-Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. Выберите любое из двух стихотворений и прочитайте его про себя выразительно несколько раз

Выполняют самостоятельное чтение.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний

Практический: выразительное чтение

4 мин.

Фронтальная форма работы

- Кто сможет нам выразительно прочитать любое из стихотворений?

-Давайте послушаем.

- А ты прочитай нам второе стихотворение.

- Вы большие молодцы!

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения « Если был бы я девчонкой»,

«Над нашей квартирой».

Читают стихотворения выразительно.

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

Фронтальная форма работы

- Какая тема нашего урока была?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её.

(Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило…)

- Спасибо за урок.

- Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»

- Да!

Оценивают и анализируют свою деятельность.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Говорят, что по утрам В нашем доме – тарарам. Отодвинули мы стулья, Заглянули под буфет, Все вверх дном перевернули – Тарарама в доме нет! Мы искали до упаду, Но опять сказали нам: - Эй, друзья, прибрать бы надо, В вашем доме – тарарам.

Слайд 2

Устроить беспорядок, организовать уборку, перевернуть вверх дном, навести порядок, поднять пыль столбом, навести чистоту, привести в порядок.

Слайд 3

Хвастун, лентяй, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый.

Слайд 4

Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…»;формирование и развитие навык...

Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенско...

Конспект урока литературного чтения Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой»(УМК "Школа России" , 4 класс)

Конспект урока литературного чтенияТема: Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я девч...

Конспект урока литературного чтения: "Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Эдуард Успенский  «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Если был бы я...

Конспект урока литературного чтения Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...

Конспект урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование читательского кругозора, через знакомство обучающихся со стихотворением Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…»;формирование и развитие навык...

Технологическая карта урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока:«Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворени...