Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Сравнение прошлого и настоящего"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Сравнение прошлого и настоящего"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.2021                                                                                                                                         Учитель: Кузнецова В.С

Школа: №22                                                                                                                                               Студент: Дьячкова Е., 41 гр.

Класс: 3 «А»                                                                                                                                               Методист: Солопова Т.В.                                                                                                                                                                                    

Кабинет:  312                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                        Подпись______________                                                                            

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема:  «Сравниваем прошлое и настоящее. Б. Кустодиев «Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», И. Стравинский «Петрушка»

Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:  как определять сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства

уметь: анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа » учебник  3 класс, 2 часть, раздаточный материал, презентация .

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

5 мин

- Здравствуйте ребята!

 Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения. Рада всех видеть.

Присаживайтесь!

- А кто мне расскажет, правила поведения на уроке?

Вы все правы, но давайте выделим три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока:

- Слышать и слушать учителя;

- Не перебивать говорящего;

- Отвечать только по поднятой руке;

- Приветствуют учителя.

- Называют известные им правила поведения на уроке.

 - Воспринимают информацию

Р – взаимодейст-

вовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный (подводящий диалог)

2 мин

Друзья, нас ожидает новая глава. Хотите ли отправиться туда, Где предстоит нам все понять, О связи прошлого и настоящего узнать?

—        Откройте учебник на с. 145 и прочитайте название новой главы. («Сравниваем прошлое и настоящее».)

—        Как вы понимаете название главы?

—        Время бежит — жизнь меняется, мы меняемся. А что же остается неизменным?

—        Как бы вы ответили на вопрос Михаила Потаповича? Трудно?

- Следуют указаниям учителя.

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

  1. Постановка учебной задачи

Формулирование темы и цели на экране

3 мин

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

- Молодцы.

-  Сравниваем прошлое и настоящее».

- Мы должны понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным.

РУУД: Умение принимать заданную цель; формулировать цели и задачи деятельности;

  1. Открытие нового знания

Анализ языкового материала

Частичный морфемный анализ

Учебный диалог

15 мин

Вы сможете ответить на этот вопрос, если отправитесь в «Музейный Дом».

Михаил Потапович предложил нам рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица».

—        Маша хотела бы знать, какой древний город здесь изображен. Прочитайте на с. 145, как ответила на вопрос Маши Анишит Йокоповна.

—        А вы знаете, что это за праздник — Масленица? В какое время года его празднуют?

—        Что можно наблюдать во время масленичных гуляний?

Материал для учителя

Масленица — это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующей уходящую зиму. Люди катаются на лошадях, съезжают с ледяных гор на санках, играют в снежки, перетягивают канаты, проводят кулачные бои, взятие снежного городка.

—        Рассмотрите репродукцию. Вы видите народные гулянья? Что люди делают?

—        Рассмотрите местность. Чем она примечательна?

—        Возьмите лупу и рассмотрите постройки. Какие вы видите?

—        Посчитайте количество храмов.

—        Удалось ли вам обнаружить торговые ряды?

—        Посмотрите, как выглядели торговые ряды в Костроме, они изображены на переднем форзаце второй части учебника «Окружающий мир» (3 класс).

К Масленице была приурочена ярмарка, где торговали пряниками, игрушками и всякими мелочами. На Масленицу готовят большое количество выпечки и делают блины.

—        Вы узнали государственный флаг на масленичной постройке?

—        Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад?

—        Возьмите рамочку. Выделите с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать «Храмы дренего города», «Детские забавы», «Катание на лошадях».

—        Можно ли выделить другие фрагменты? Дайте им название.

—        А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями: «Березы после снегопада», «Хорошо звучит гармонь», «Птицы в небе».

—        С помощью вертикальной рамки найдите такой фрагмент картины, который можно было бы назвать «Зимние забавы детей».

—        Кто главные герои этого фрагмента?

—        Какие чувства, по-вашему, испытывают ребята во время катания с горы?

—        Ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете вместе на улице?

—        Так что же, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, еще осталось у людей неизменным даже спустя века?

—        Предлагаю послушать два музыкальных отрывка из произведений И. Стравинского.

—        Какой из них передает изображенное на картине?

—        Смогут ли догадаться об этом наши потомки?

—        Значит, неизменной остается еще и... музыка? Попробуйте объяснить почему.

-  Холмистая местность.

-  Слева на заднем плане — деревянные одноэтажные дома, а справа — каменные многоэтажные дома.

-  Их четыре — две белые церкви и две — цвета красного кирпича, на заднем плане просматриваются в дымке еще две колокольни.

-  Снег выпал давно, об этом можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих-то ног на сугробе.

-  Азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор.

-  Человеческие эмоции и чувства.

-  Учащиеся прослушивают аудиозаписи.

  1. Первичное закрепление.

7 мин

—        Еще раз внимательно рассмотрите картину. Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня?

—        А атмосферу праздничных гуляний?

—        Эту картину Борис Кустодиев писал 100 лет назад. Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время?

—        А что сохранилось, осталось неизменным?

(Чтение диалога Миши и Кости на с. 146.)

—        Какой же вывод можно сделать?  

-  Появились новые постройки, многоэтажные дома, предприятия, школы.

-  Природа, рельеф, храмы, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление к общению друг с другом.

-  Сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции, а это вечные ценности.

К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  1. Самостоятельная работа

5 мин

2. Работа в тетради для самостоятельной работы

(Учащиеся выполняют № 19 (с. 40—41).)

—        Прочитайте стихотворение Р. Сефа «Путешествие» глазами, выберите нужную интонацию и темп.

—        На сколько частей разделено стихотворение? (На две.)

—        Прочитайте только первую часть.

—        О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово.

—        Кто объяснит значение слова «предок»? Воспользуемся толковым словарем, чтобы уточнить смысл этого слова.

—        Прочитайте только вторую часть.

—        О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово.

—        Кто объяснит значение слова «потомок»? Воспользуемся толковым словарем.

—        К кому из них — предку или потомку — будет относиться сам автор стихотворения Р. Сеф? Объясните свой ответ.

Людей, которые живут с нами в одно время, видят то, что видим мы, чувствуют то, что чувствуем мы и знают о мире то, что знаем и мы, называют современниками. Это слово образовано от уже знакомого нам с вами слова «современный» (например: современный мир).

—        Обратимся к толковому словарю, чтобы уточнить значение слова «современник».

К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,

VII.Включение в систему знаний

Практический, конструктивный:

5 мин

—        Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья и смеха?

В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать музыку Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»: фрагмент из пролога, который называется «Проводы Масленицы».

(Учащиеся прослушивают аудиозапись.)

—        Поделитесь впечатлениями.

Домашнее задание

1.Составить рассказ на тему «Зимние забавы детей».

2.Выразительно читать стихотворение Р. Сефа «Путешествие» (тетрадь для самостоятельных работ, с. 40—41).

3.Выучить стихотворение наизусть (по желанию).

-  Мы должны были понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным

Р – взаимодейст-

вовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности

V.Рефлексия деятельности

Словесный:

обобщение учителя

3

мин

-  Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке.

—        Удалось ли нам ответить на вопрос?

 Оцените полученные знания на лестнице успеха.

- Спасибо за урок.

Л-формирование основ оптимисти

ческого восприя тия мира;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «В ожидании новогоднего чуда» (Стихотворения Ю.Мориц. «Настоящий секрет». А.Барто. «В защиту Деда Мороза»)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100" по теме "В ожидании новогоднего чуда" (Стихотворения Ю.Мориц "Настоящий секрет" и А.Барто "В защиту Деда Мороза")...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...

Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее» Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о том, что меняется в жизни люд...

Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее.К. Паустовский "Растрёпанный воробей"" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее. К. Паустовский «Растрепанный воробей» Цели деятельности учителя: формирование представлени...

Технологическая карта урока литературного чтения Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с прозой Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с пр...