Технология продуктивного чтения. М.Пришвин. Ребята и утята
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Марцинкевич Мария Александровна

 М.Пришвин. Ребята и утята

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyata_i_utyatya.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет литературное чтение   Класс 2 класс

Тема урока: М.М. Пришвин. Ребята и утята.

  Технология продуктивного чтения

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Развитие умения определения своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному
  • Развитие читательской «сердечности»

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Развитие умения выразительно читать, передавая авторское отношение

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Развитие умений внимательного отношения к языку художественного произведения

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  • Проектор,  компьютер
  • Аудио приложение к учебнику

Планируемые результаты: учащиеся научатся управлять учебной деятельностью; выполнять логические операции; слушать и слышать.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Проверка домашнего задания

Опрос придуманных концовок к стихотворению Б.Заходера «Плачет киска в коридоре…»

  • Сметанки в миске
  • Салат с редиской
  • Играть с Лариской
  • Писать записки
  • Болтать с Дениской

Зачитываю свои варианты

Подготовка к первичному восприятию

Просмотр видеоурока о писателе

Учатся получать знания из видеоисточника

Постановка целей

Михаила Михайловича Пришвина называю писателем-природоведом. А как называется произведение? Как вы думаете, почему?

Попробуйте предположить, о на какой вопрос нам предстоит найти ответ на уроке

Размышляют

Высказывания с фиксацией на доске

Первичное восприятие

Чтение учителя и нескольких учащихся

Следят за читающим

Выявление первичного восприятия, обсуждение темы урока.

Когда вы слушали, я видела ваши напряженные лица. Что вас волновало? Какой эпизод растрогал? Чем? Почему? 

Свободные высказывания детей

Анализ текста и вторичное восприятие.

Прочитайте первый абзац текста.

Как вы думаете, почему автором была выбрана птичка – чирок-свистунок? Давайте послушаем информацию об этой птичке: Утки бывают не только домашние, но и дикие. Самая маленькая из диких речных уток - чирок-свистунок. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоёмы с густыми зарослями. На зиму улетают в тёплые края, а уже в марте вновь прилетают к нам. Гнездо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды.
Как вы думаете, зачем автор в самом начале рассказа уточняет,  что она маленькая?

Какое слово подчеркивает это?

Возможный ответ: просто так; где-то видел, решил написать рассказ про эту

Зная теперь что чирок-свистунок – это самая маленькая из речных уток, мы можем предположить, что автор хочет показать, что речь пойдёт о беззащитной, беспомощной маленькой птичке.

Слово уточка, а не утка

Прочитайте следующий абзац.

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

Что значит для утят свобода?

Почему автор, говоря об уточке, употребляет фразу решилась наконец-то перевести своих утят?

На свободу

Это значит, что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находиться совместно с другими птицами в природе.

 Решилась – это значит, долго думала, размышляла. Слово «наконец-то», подтверждает и усиливает слово «решилась».

Прочитайте следующий абзац.

Сколько надо было идти до озера?

Кто знает, сколько это километров?

Это примерно три раза дойти до м. Академическая. Это много или мало для человека?

А для маленькой уточки? А для маленьких утят?

версты три

чуть больше 3 км

Для взрослого немного, для второклассника уже много, хочется проехать.

Это очень много

Почему же уточка повела своих утят не короткой дорогой, а в обход деревни?

Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали.

Прочитайте, какие враги были у уток?

Кто такие  - лисица и ястреб?

Как вы думаете, почему вместе с хищными животными автор употребляет и слово человек?

Люди, лисица, ястреб.

Хищные животные.

Для утки человек - такой же как и хищники.

Прочитайте, как утка вела своих утят. Как вы думаете, почему мать шла позади?

Чтобы видеть, что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет.

Прочитайте,  где ребята увидели утят.

Как вы думаете, почему автор именно это место выбрал, когда хотел показать, что утка попала в поле зрения ребят?

Почему автор употребил выражение «Вот тут то»?

при переходе через дорогу

Потому что дорога – это открытая местность, проделывая путь по траве, кустам, их трудно было бы заметить, но можно предположить, что другой дороги у них не было, им пришлось идти через дорогу.

Автор показывает, что ребята застали утку врасплох

Прочитайте, как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Как вы думаете почему автор не написал закидали, а употребил именно слово зашвыряли?

Зашвыряли шапками, ловили утят.

Можно предположить что автор относится к ребятам в этот момент отрицательно, слово зашвыряли звучит более грубо, как будто камнями закидали, не с проста автор пишет – шапками, шапки мягкие, этим писатель показывает, что ребята не хотели причинить им вреда, просто решили похулиганить, для забавы

Прочитайте, как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении?

Посмотрим в толковом словаре: величайший обозначает - превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся;

Утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят

Могла ли утка кричать? Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях

Прочитайте, как автор разговаривает с ребятами. Как вы думаете, почему, ведь он и так взрослый, дети бы его итак послушали.

строго, сердито

 Чтобы показать ребятам, что так делать нельзя. Если бы он просто говорил им обычным голосом, они бы выпустили птиц и все, а так ребята задумались о своем поступке. Автор их пристыдил своим голосом

Как вы думаете почему мать бросилась спасать своих детей, только после того как ребята ушли?

Она все еще продолжала бояться детей. Они могли отпустить утят, чтобы заманить тем самым утку и поймать ее. А еще можно предположить ,что все-таки утка – дикая, она не приручена, близко не подходит к людям. Она убедилась, что опасности нет, и начала спасать утят.

Как вы думаете, почему автор уточняет что уточка пошла спасать дочерей и сыновей, ведь он мог бы написать просто – утят?

предположения детей могут быть разными

Вывод

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Обобщение

Вначале рассказа мы отвечали на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом?
Давайте теперь ответим на этот же самый вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом?

об отношениях между людьми, понимать заботы зверей и людей, задумываться о том как мать относится к своим детям, о ее чувствах и переживаниях, думать прежде чем делать

Д.з.

Научитесь выразительно читать рассказ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дид...

Технологическая карта урока литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята"

урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа 21 века"Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприя...

Урок по литературному чтению "М. Пришвин "Ребята и утята"

окрытый урок по литературному чтению во 2 классе...

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)

Приемы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо  на уроке литературного чтения  по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...

Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята».

Урок литературного чтения «М. Пришвин. «Ребята и утята»....