Сопоставительный анализ произведений как прием изучения художественного текста
статья по чтению (2, 4 класс)

Сычинская Дарья Андреевна

Формирование всесторонне развитой, гуманистически направленной личности – важная задача, стоящая перед современной начальной школой. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.[

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ произведений как прием изучения художественного текста

Формирование всесторонне развитой, гуманистически направленной личности – важная задача, стоящая перед современной начальной школой. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.[21]Развитие творческих и познавательных способностей личности, формирование потребности в систематическом чтении, воспитание эстетического отношения к искусству слова является одним из ведущих направлений Федерального государственного образовательного стандарта. Читательская культура проявляется не только в стремлении и умении работать с текстовым материалом, но и в эстетическом его восприятии, которое затрагивает и ум, и душу. Эстетически насыщенное впечатление неразрывно связано с диалогом автор – читатель. В отличие от чтения научной литературы, целью которого является получение информации, восприятие художественного текста затрагивает разные сферы, такие как эмоции, воображение, понимание. А в области понимания важную роль играет понимание авторской позиции. Но как показывают исследования современных методистов, работающих в начальной школе (Воюшина М.П. [2],Рыжкова Т.В. [16]), а также наши собственные исследования читательского кругозора наших учеников, - именно фигура автора для младшего школьника не является актуальной. Они перечисляют, пусть и с ошибками, названия произведений, указывают героев, могут пересказать 4 понравившиеся эпизоды. Но назвать автора – часто затрудняются. Или ошибаются, путают авторов разных произведений. Это вызвано объективными условиями, возрастными особенностями, спецификой младшего школьника как читателя. Актуальность нашей работы заключается в поиске путей, которые помогут ученику начальной школы увидеть за текстом знакомого произведения – автора с его особой индивидуальной позицией, уникальным взглядом на мир, неповторимым стилем. А поможет в этом сопоставительный анализ – ведь сравнивая, легче увидеть своеобразие каждого писателя. В качестве рабочего материала мы выбрали сказки, потому что это самый любимый жанр у нашей возрастной аудитории. Сопоставительный анализ сказок разных авторов со сходным сюжетом видится нам актуальным и продуктивным приемом изучения художественного произведения в начальной школе, способствующим литературному развитию учеников. Объект исследования - процесс изучения художественного произведения младшими школьниками. Предмет исследования – сопоставительный анализ как методический прием изучения литературной сказки. Цель исследования заключается в выявлении методических условий, способствующих наиболее продуктивному изучению сказки и совершенствованию восприятия художественного текста у учащихся начальной школы. Гипотеза исследования: сопоставительный анализ является эффективным средством стимулирования литературного развития учащихся начальных классов при соблюдении следующих методических условий:  выбранные для изучения тексты позволяют продемонстрировать как сходство, так и различие авторской позиции; 5  выбранные тексты отличаются не только содержательно, но и стилистически;  выбор текстов для изучения соответствует возрастным особенностям учащихся;  при изучении сказок ведется работа по активизации ведущих сторон читательского восприятия: эмоций, воображения и мышления (абстрактного и образного);  в ходе работы со сказкой младшие школьники получают эмоциональный и нравственный опыт предшествующих поколений, заключенный в «вечных» сказочных сюжетах, использованных для сравнения. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач исследования:  определить теоретические основы исследования про помощи анализа научной литературы, посвящённой вопросам изучения художественного текста в начальной школе;  раскрыть возрастные особенности младшего школьника как читателя;  определить параметры диагностики восприятия художественного текста младшим школьником;  отобрать и проанализировать народные и литературные сказки, которые войдут в программу экспериментального обучения;  разработать, теоретически обосновать и провести констатирующий эксперимент с целью измерения уровня восприятия литературного произведения;  проанализировать полученные результаты с точки зрения поставленных задач исследования;  предложить методику сопоставительного анализа художественных текстов, которая станет стимулом литературного развития младшего школьника. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы нами были использованы следующие методы: 6 -описательно-аналитический (изучение психологической, педагогической, методической литературы по проблемам исследования); -дедуктивный (для выдвижения рабочих гипотез); -эмпирический (констатирующий эксперимент); - статистическая обработка материалов; - педагогическое наблюдение, анализ устных и письменных работ учащихся. Новизна исследования заключается в том, что экспериментально исследовано восприятие младшими школьниками сказок со сходным сюжетом разных авторов, предложена новая методика изучения сказки методом сравнительного анализа в начальной школе. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики изучения литературной сказки и диагностики ее восприятия. Разработанная методика может быть использована в работе учителя начальных классов. Теоретической базой исследовательской работы являются современные данные психологии, литературоведения и методики чтения. Практической базой исследования является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Академическая Гимназия № 56» СанктПетербурга. Это крупнейший в Северо-Западном регионе общеобразовательный комплекс. Профиль подготовки детей в данной школе осуществляется по учебнометодическому комплексу «Школа России». В эксперименте участвовали учащиеся 2 и 4 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

Планы анализа художественных текстов различного типа на уроках литературного чтения...

Система работы над образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения

Несколько лет темой моего исследования была "Система работы на образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения". К результатам данной работы можно отнес...

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА  в начальной школе включает: планыты над лирическим стихотворением,план анализа рассказа, сказки, басен, рекомендуемые для прочтения будущим второкла...

Литературоведческие основы изучения художественного произведения в начальной школе.

Методическая помощь учителю в подготовке урока по литературному чтению....

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...