Литературоведческие основы изучения художественного произведения в начальной школе.
методическая разработка по чтению на тему

Методическая помощь учителю в подготовке урока по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературоведческие основы изучения художественного произведения

Объективным содержанием любого произведения, и художественного, и научного является реальная действительность. В литературном произведении наряду с объективным содержанием имеет место субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением автора. Художник рассказывает о жизни, используя образную форму. Все эти особенности художественного произведения находят отражение в методике работы.

1. В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему.

2. Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме.

3. При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения.

4. При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения.

5. В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.

Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Младшие школьники – наивные реалисты. Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения. Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).

Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность. Яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения.

Полнота и глубина восприятия зависит от:

  • степени сложности самого произведения;
  • прежнего литературного и жизненного опыта читателя;
  • развития его воображения и чувств;
  • активности ребенка в процессе чтения.

Выделяют три этапа работы над художественным произведением:

1. Первичный синтез.

2. Анализ.

3. Вторичный синтез.

Задачи первичного синтеза:

- познакомить с конкретным содержанием произведения;

- выяснить эмоциональное воздействие произведения.

Задачи этапа анализа:

- установить причинно-следственные связи в развитии сюжета;

- выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт;

- раскрыть композицию произведения;

- проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.

Задачи вторичного синтеза:

- обобщить существенные черты действующих лиц;

- сопоставить героев и оценить их;

- выявить идейную направленность художественного произведения;

- оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства?)

Работа, предшествующая чтению художественного произведения:

Задачи:

1. Оживить уже имеющиеся у детей представления о тех объектах и явлениях, о которых пойдет речь в тексте или сообщить новые сведения.

2. Вызвать у детей соответствующий характеру текста эмоциональный настрой.

3. Объяснить или уточнить значение важных для понимания произведения слов.

Приемы подготовки:

1. Компенсирование несформированности правильного типа читательской деятельности.

1) беседа: используется в том случае, если дети уже владеют знаниями по теме чтения и у них есть читательский опыт. В беседе следует опираться на личный и читательский опыт детей;

2) рассказ учителя: целесообразен тогда, когда тема чтения мало знакома детям.

Иногда нужно сочетать беседу и рассказ, например, при ознакомлении с новым жанром былины. Беседуем об устном народном творчестве, об особенностях сказок, рассказываем о былине как особом фольклорном жанре. Используются загадки, репродукции, картины, слушание музыки. Это создает особую эмоциональную атмосферу.

3) знакомство со словарными словами. Словарная работа складывается из следующих компонентов:

  • лексическая работа (объяснение значений незнакомых детям слов);
  • работа по предупреждению ошибочного чтения (чтение трудночитаемых слов);
  • работа над изобразительно-выразительными средствами.

Нужно объяснить значение слов, незнание которых может привести к непониманию общего смысла текста, лексическое значение большинства слов можно уточнить через контекст.

Для объяснения значений слов могут быть использованы следующие приемы:

  • подбор синонимов;
  • подбор антонимов;
  • развернутое описание;
  • показ предмета или его изображения;
  • через словообразовательный анализ;
  • по сноске в книге для чтения или по словарю.

2. Формирование правильного типа читательской деятельности (умение прогнозировать содержание текста).

1) работа с заголовком;

2) работа с фамилией автора;

3) работа с иллюстрацией;

4) вычленение ориентирующих слов: проводится при рассмотрении того, как напечатан текст хрестоматии. Разделен ли на части, есть ли подзаголовок. Нужно учить детей читать первое и последнее предложение текста.

Первичное восприятие содержание произведения.

Приемы первичного чтения:

- чтение учителем вслух,

- чтение текста специально подготовленными детьми,

- чтение текста детьми по цепочке,

- комбинированное чтение (учитель и вызванные ученики читают текст попеременно; учитель выбирает диалоги, описательные отрывки, начало произведения и его заключительные строки, отрывки, наиболее трудные для чтения с технической стороны, содержащие подтекст, кульминационные моменты),

- использование грамзаписи (для знакомых произведений),

- прием сопоставления различных интонаций,

- чтение на фоне музыки,

- учитель останавливает чтение на кульминационном моменте или на проблемном и предлагает детям подумать о том. Что будет дальше, чем разрешится ситуация.

Проверка первичного восприятия – это выяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и проверка понимания ими общего смысла произведения.

Прием работы – беседа (не более 3 – 4 вопросов), которая должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.

Содержание беседы:

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что особенно понравилось?

- Когда было страшно?

- Что вызвало смех?

- Когда было жалко героя? и т.д.

Можно поставить вопрос так, чтобы он давал простор для самовыражения учащихся:

- Что вы можете сказать об этом произведении?

- Поделитесь своими мыслями и чувствами.

Можно использовать иллюстрацию.

Беседа может завершиться проблемным вопросом.

Характеризующие черты проблемных вопросов:

- наличие противоречий и возможность альтернативных ответов,

- увлекательность,

- емкость, т.е. способность охватить широкий круг материала.

Постановка проблемного вопроса сделает анализ произведений естественным и необходимым. Он целесообразен при чтении произведений, где есть ситуации. Предполагающие различные понимания героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем.

Анализ художественного произведения – это средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения. Анализ ориентирован на извлечение объективного смысла, заложенного в текст автором произведения.

Интерпретация – присвоение смысла произведения себе. Анализ не предусматривает множественности точек зрения, а интерпретация предусматривает ее. Интерпретация возможна только на базе предварительного анализа. Поэтому задача учителя – через анализ подготовить базу для личностной интерпретации художественного произведения каждым учеником.

Основные принципы анализа художественного произведения.

1. Цель анализа – осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает.

2. Анализироваться должен текст, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.

3. Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Он должен корректировать и углублять первичное восприятие.

4. Анализ должен быть избирательным. На уроке разбираются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею.

5. Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения.

6. Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию младших школьников, формировать у них систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия произведения.

7. Правильно организованный анализ текста способствует совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного перечитывания текста). Вопросы ставятся так, что, не обращаясь к тексту, ответить на них невозможно. Задавая вопросы. Требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию.

В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать людей. То есть анализ способствует решению основной задачи школы – развитие личности ребенка.

Аналитическая беседа – это объективная характеристика содержания и формы литературного произведения, способствующая глубокому пониманию смысла прочитанного.

В ходе беседы идет разбор компонентов текста при целостном анализе (сюжет, композиция, система образов, языковые средства и т.д.).

Обязательно перечитывание текста разными приемами:

  • чтение вслух;
  • чтение про себя;
  • чтение шепотом;
  • чтение по частям;
  • выборочное чтение;
  • поисковое чтение (все прочитывается молча, а нужное – вслух);
  • хоровое чтение (прочитываются главные строки);
  • чтение по цепочке;
  • тренировочное чтение;
  • выразительное чтение.

Анализ ведется по логически законченным частям. Части определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается вслух вызванным учеником, другие дети следят по книге. После завершения чтения идет анализ прочитанной части.

Анализ организуется по трем уровням: фактическому (событийному), идейному (подтекст) и уровню собственного отношения к прочитанному (интерпретация).

Приемы анализа:

1. Постановка учителем вопросов к прочитанному тексту.

Вопросы должны быть целенаправленными и должны ставиться в определенной системе. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя.

Типы вопросов:

  • на выявление фактического содержания произведения (события, герои, предметный план);
  • на выявление причинно-следственных связей;
  • вопросы, ведущие к оценкам, обобщениям;
  • вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся;
  • вопросы, привлекающие внимание детей к особенностям художественного произведения.

2. Постановка детьми вопросов к прочитанному тексту.

3. Прием выборочного чтения.

Это чтение части текста в соответствии с заданием. Задание может быть направлено на выяснение фактического содержания, на установление причинно-следственных связей, на раскрытие художественных особенностей.

Выборочное чтение может быть разной степени сложности. Наиболее простой вариант – искомая часть текста представляет собой ответ репродуктивного характера. Усложненный вариант – выборочное чтение связано с поиском частей текста, объединенных тематически. Самый сложный вариант – когда в основе выборочного чтения лежит подбор материала, связанный причинно-следственными отношениями, требующий сравнения фактов, обобщения.

4. Прием стилистического (языкового) анализа текста.

Стилистический анализ – это, прежде всего, анализ использования автором языковых средств. Писатель ищет слово, которое точно выражает его мысль. Для этого он использует обычные, повседневные слова, но поставленные в определенные сочетания с другими словами, они приобретают особую эмоциональную окраску, создают образ. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства автора. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают понять образный смысл произведения. После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте. Возможен стилистический эксперимент по замене авторского слова синонимом. Можно сопоставить первоначальный и окончательный вариант одного стихотворения и попытаться объяснить, почему автор внес измерения.

Анализ художественного произведения – это работа над образами в их взаимодействии.

Последовательность анализа художественных образов:

1. Так как в детской литературе основным образом является образ-персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет. Характер героя проявляется в действии, героя характеризуют также его речь, ремарки автора, портрет и т.д.

2. Рассматриваются взаимоотношения героев. При этом важно, чтобы дети поняли мотивы поведения действующих лиц.

3. Если в произведении есть пейзаж или интерьер, рассматривается их роль в тексте.

4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения; понимание идеи приближает нас к осознанию позиции автора

Работа над действующими лицами произведения.

Основные методические положения анализа действующих лиц:

1. В образе типичное и индивидуальное выступает в единстве. Дети должны воспринять действующее лицо как представителя определенной эпохи, группы людей, и, в то же время, как отдельного человека с его характерными особенностями.

2. В герое выделяются его основные ведущие черты, которые объясняют мотивы поведения и позволяют понять образ в целом. В то же время дети учатся видеть героя во всей сложности и противоречивости его характера.

3. Пониманию образа-персонажа способствует выяснение авторского к него отношения.

4. Важным условием эффективности работы над образом является сопереживание читателя, его отношение к персонажу. Обязательно выявление собственного отношения детей к образу персонажа.

Этапы работы над образом-персонажем:

1. Произведение только что прочитано. Дети высказывают о действующих лицах свое целостное впечатление, чаще всего эмоционального плана.

2. Конкретизация первоначальных представлений. Дети учатся отбирать материал о действующих лицах.

3. Заключительный этап. Обобщается подобранный материал, составляется рассказ о герое.

Приемы работы над образом-персонажем:

1) Учитель называет качества персонажа, а дети приводят примеры, их подтверждающие.

2) Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя.

3) Дети читают текст по частям и в ходе анализа выясняют, что нового из прочитанной части узнали о герое.

4) Сопоставление героев одного произведения или произведений, близких по тематике.

Для выявления авторского отношения к действующим лицам используются следующие приемы:

а) Учитель сам характеризует отношение автора к герою, а дети подтверждают это с помощью текста.

б) Учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя. Дети расшифровывают то или иное действие, выражение лица, интонацию героев, и на этом основании определяется отношение автора.

в) Из текста исключаются слова, выражающие авторскую оценку.

г) Если нет авторских ремарок, дети их вместе с учителем придумывают.

Иллюстрирование текста может быть словесным и графическим.

Словесная картинка статична. Ошибка детей состоит в том, что словесное рисование они часто подменяют пересказом. Словесное рисование требует точного выбора слов, поэтому, готовя детей к словесному рисованию, нужно делать языковой анализ текста. Обсуждая воображаемую картину, учитель задает детям вопросы:

- Что будет нарисовано?

- Как мы расположим объекты на картине? (на переднем плане, слева, справа, вдали, в центре)

- Какие позы выберем для людей, выражение лица?

Работа с текстовой иллюстрацией.

1. Иллюстрация используется для предвосхищения содержания текста.

2. После анализа можно вернуться к иллюстрации повторно, обратив внимание на детали. Возможны вопросы:

- Какой момент рассказа изобразил художник?

- Как догадались?

- Почему художник так изобразил …?

- Верно ли показал место действия?

3. Сопоставление иллюстраций и текста.

Виды заданий:

- Подобрать рисунок к тексту.

- Найти в тексте подписи к картинке.

- Сравнить рисунок и фрагмент текста или весь текст.

4. Сравнить иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Прием драматизации.

Формы:

1) анализ иллюстраций с точки зрения мимики и пантомимики изображенных на ней героев.

2) постановка живых картин. Живая картинка – это момент из художественного произведения, запечатленный в позах, выражениях лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.

3) чтение по ролям. Определение количества действующих лиц – чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц – определение необходимости чтения слов автора – анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц – определение интонации – выбор чтецов – анализ прочтения – повторное чтение по ролям.

4) драматизация развернутой формы: анализ содержания и языка произведения (воссоздание обстановки, перечисление действующих лиц, описание их характеров, внешности, речи) – определение порядка действий и мотивов поступков героев – разработка мизансцен (расположение героев) – определение исполнительских задач, выбор выразительных средств – драматизирование наиболее важных или сложных моментов – анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи произведения и общей выразительности – заключительный показ – анализ.

Работа на этапе вторичного синтеза.

Это обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

Нужно уточнить идею произведения и помочь детям осмыслить их читательские позиции.

Виды работ:

а) беседа;

б) выборочное чтение;

в) соотнесение идеи произведения с пословицами;

г) заключительное слово учителя.

Перечитывание – обращение к тексту должно быть оправдано какой-либо новой поставленной задачей:

1. Подготовка к чтению по ролям.

2. Подготовка к пересказу.

3. Подготовка к отборам материалов характеристики героев.

Творческие работы по следам прочитанного. В них должно отразиться отношение детей к прочитанному. Творческая деятельность организуется как на уроке, так и вне его.

Виды творческих работ:

  • выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов прочтения;
  • графическое иллюстрирование;
  • словесное рисование;
  • творческий пересказ;
  • чтение по ролям;

драматизация

        

Список используемой литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. СПБ.: Питер, 2006, 240 с.

2. Ефросинина А.А. Сборник программ к УМК «Начальная школа 21 века». М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Примерные программы начального общего образования.  В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2010. 176 с.

4. Программа «Литературное чтение» (для четырехлетней начальной школы) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.school2100.ru.

5. Программа развития универсальных учебных действий для преддошкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 292 с.

6. Рузина М.С. Учимся легко читать. М.: Логос, 2008. 188 с.

7. Савчук А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Педагогические науки. Челябинск, 2015. С. 121 – 125.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения

Несколько лет темой моего исследования была "Система работы на образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения". К результатам данной работы можно отнес...

статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...

Статья "Изучение поэтических произведений в начальной школе"

Как научить школьников  читать и любить поэзию? Многие сталкиваются с этим вопросом на уроках литературного чтения. В данной статье я делюсь своим опытом  по  изучению поэтических ...

Изучение поэтических произведений в начальной школе

Автор-составитель Любовь Мальнева Содержание методических рекомендаций может быть использовано в практике работы учителя начальных классов....

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения в начальной школе

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в те­чение урока обращаться к подобной орга­низации учебной деятельности многократ­но, создавать благоприятные усло...

Сборник дидактических материалов по русскому языку для учащихся 4 -х классов. (Составлен на основе текстов художественных произведений писателей Владимирской области)

В сборнике представлены следующие виды дидактических материалов:основные виды диктантов (обучающие, проверочные, творческие – с продолжением по данному началу, зрительные); изложения (обучающие,...