Дифференцированная работа при чтении художественного произведения в начальной школе
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сократова Анна Николаевна

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в те­чение урока обращаться к подобной орга­низации учебной деятельности многократ­но, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сократова А.Н.

МБОУ СОШ №98

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения в начальной школе

Наличие индивидуальных психофизиологических различий в развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности.

Еще К.Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

В настоящее время дифференцированное обучение осуществляется или во внешней, или во внутренней форме.

Для внешней формы характерно комплектование гомогенных (однородных) классов по различным критериям. Наиболее существенным и оправданным является критерий сформированности познавательного интереса к тому или иному предмету (на 7-8-м году обучения). Таким образом, использование подобной формы дифференциации в начальной школе неоправданно.

Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных или разноуровневых) классах, где обычно имеют место три уровня — высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, степени творчества, степени гибкости ума, по степени запоминания, степени познавательной активности и т.п.). Внутренняя дифференциация вполне подходит для эффективной организации образовательного процесса в начальной школе.

И.М. Чередов сформулировал критериальную базу уровней обученности учащихся. Так, к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объеме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

Анализ массового педагогического опыта дает право утверждать, что перечисленные выше особенности пока не учитываются при организации образовательного процесса в начальных классах, фронтальные методы работы на уроках остаются ведущими.

Задача данного этапа — оказать помощь учителю в активном внедрении дифференцированного обучения младших школьников литературному чтению. Его реализация возможна при условии владения педагогом информацией о потенциальных познавательных возможностях каждого ученика с целью систематического отслеживания фактического уровня читательских умений. Это является первым шагом реализации дифференциации в обучении чтению, в результате которого осуществляется диагностика физиологических и интеллектуальных особенностей учащихся и мониторинг уровня предметных достижений.

Комплектование групп-уровней проводится на основе критериев, описанных выше. Деление класса, по понятным причинам, негласно и условно, так как состав групп непостоянен. Динамика читательских умений является основанием для перевода в другую условную группу. Для удобства каждая группа получает название, не раскрывающее напрямую дифференциации, например: «Зайчики», «Ежики», «Колобки» или «Елочки», «Березки», «Дубки» или «Красные», «Синие», «Белые» и т.н. При выборе названия учитывается возраст и желание учащихся. Так, первоклассники предпочитают названия сказочных героев, игрушек и т.д. Для второклассников и учащихся более старшего возраста в название можно вкладывать более абстрактную классификацию, связывая ее с содержанием понравившихся произведений и их героев. Выбранные названия могут использоваться в течение одного или нескольких уроков, при этом в рамках одного урока названия групп-уровней сохраняются. На последующих уроках группы, по желанию, могут поменяться этими названиями между собой.

Второй шаг но реализации дифференцированного обучения заключается в подборе разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту. Тут возможна вариативность рассматриваемой специфики. Первый вариант решения, самый простой, предполагает распределение заданий, сформулированных к текстам, по уровням в том виде и порядке, в каком они представлены авторами-составителями книг для чтения. В качестве иллюстрации рассмотрим задания к стихотворению Е. Трутневой «Осень», предложенные Л.А. Ефросининой (II класс):

1. Какое настроение вызывает это стихотворение?

2. Как ты понимаешь слова «стало вдруг светлее вдвое»?

3. Представь себе березку: «Это платье золотое у березки на плечах».

4. Прочитай выразительно стихотворение.

5*. Рассмотри рисунок и подбери к нему строки из стихотворения.

Второй вариант решения может быть заключен в конкретизации функциональных возможностей каждого задания, рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся. Так, по первому заданию ученикам высокого уровня предлагается исследовать настроение автора в каждом четверостишии и определить средства выразительности при передаче этого настроения. Учащиеся среднего уровня в это время находят в тексте доказательства и причины грустного настроения автора. С детьми низкого уровня организуется устная работа по определению настроения стихотворения. По третьему заданию группа высокого уровня рисует иллюстрацию к первому четверостишию и находит неточности иллюстрации, выполненной к произведению в книге. Группа среднего уровня рисует березку к словам «это платье золотое» и сравнивает с иллюстрацией в книге. Группа низкого уровня получает задание нарисовать свою березку на основе впечатлений по прочитанному произведению. Учитель может развести но уровням и четвертое задание. Самые сильные учащиеся самостоятельно готовят выразительное чтение. Вторая группа выделяет ту часть стихотворения, которая соответствует настроению времени года, и отрабатывает выразительность этого отрывка. Слабочитающие ученики работают вместе с учителем по определению громкости и темпа чтения каждой строки.

Третий вариант подразумевает еще большую степень креативности педагога в составлении разноуровневых заданий на основе владения различными видами дифференциации.

Дифференциация по характеру мыслительной деятельности предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности.

Так, для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера, например:

• Прочитай текст.

• Подчеркни (отметь) непонятные слова.

• Отметь трудные для чтения слова.

• Прочитай и расставь ударения.

• Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.

• Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

• Прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения.

• Выполни задания, данные после текста.

• Отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте).

• Сосчитай, сколько раз встречается прям речь.

• Прочитай выразительно прямую речь.

• Выдели красивые слова и выражения.

• Выдели однородные слова в тексте.

• Какие синонимы использует автор к ело!

• Из слов, данных на карточке, вычеркни  которые в тексте не употреблялись.

• Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте, подчеркни и

• Раздели предложение или предложения логические отрезки, состоящие из 1, 2, слов. Прочитай, делая паузы.

• Прочитай выразительно по смысловым с резкам первый абзац, пятый абзац...

Таким образом, эти задания направлен на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.

Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера. Таковыми могут быть задания вида:

• Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа.

• На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

•  Распространи предложение (абзац, част прилагательными (словами, отвечающим на вопрос «какой?»).

• На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай тек со своими изменениями.

• Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушился.

• Дополни (распространи) каждое предложение однородными членами и прочти новь текст.

• Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?

• Замени слово «Маша» в третьем предложении различными синонимами с учете эмоциональной окраски текста.

•  На отдельных полосках бумаги написан разрозненные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью изучаемого текста.

• На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение.     Проверь  по книге.

• На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге.

• Подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы. Прочитай выразительно.

• Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и знание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского  характера, например:

• Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т.п.)?

• Какое настроение передает автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

• Прочитай рассказ в лицах.

• Какими средствами автор передает свое отношение к герою?

•  Прочитай отрывок, который помещен на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?

• Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же — вторую, третью и т.п. Читай, делая движения глазами только вниз.

• Почему текст так называется? Докажи.

• Какие особенности стиля автора в написании рассказа (стихотворения) ты заметил?

• Докажи, что данное произведение — легенда (сказка, басня и т.д.).

• Отметь в тексте кульминацию повествования.

• Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?

• Выполни партитуру текста, отметь ритмические особенности чтения. Прочитай именно так.

• Подготовь сценарий данного текста. Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.

Эти задания способствуют осознанию произведения и развитию творческих способностей.

Дифференциация может быть организована и по другому признаку — по объему. В основе этой дифференциации лежит степень владения техникой чтения.

Задание 1.

I уровень. Прочитай первый абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.

II  уровень. Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка.

III уровень. Подготовь выразительное чтение всего текста.

Задание 2.

I  уровень. Прочитай и перескажи первую часть близко к тексту.

II уровень. Прочитай и перескажи подробно весь текст.

III уровень. Прочитай весь текст и перескажи кратко.

Задание 3.

I уровень. Прочитай часть, раздели предложения на смысловые отрезки (синтагмы).

II  уровень. Раздели на смысловые отрезки (синтагмы) весь текст.

III уровень. Раздели текст на смысловые отрезки (синтагмы) и подготовь выразительное чтение.

Задание 4.

I уровень. Прочитай глазами под счет учителя все предложения абзаца с опорой на гласные. Запиши одним предложением главную мысль.

II уровень. Прочитай первую половину текста, выбери из группы вопросов те, которые составлены к этой части текста.

III уровень. Прочитай текст молча, ответь письменно на следующие вопросы.

Задание 5.

I уровень. Прочитай с опорой на последнюю букву каждое слово первого предложения, второго и т.п. Запиши или подчеркни главное (ключевое) слово каждого предложения.

II уровень. Прочитай первую часть текста, одновременно выписывая ключевое слово каждого абзаца.

III уровень. Прочитай текст, озаглавь каждую часть предложением из текста.

Задание 6.

I уровень. Прочитай текст, подчеркни на кальке главное предложение первого абзаца.

II уровень. Прочитай текст, отметь на кальке главное предложение каждого абзаца.

III уровень. Прочитай текст, подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль произведения.

Задание 7.

I уровень. Прочитай, вычеркни из каждого предложения неглавные слова из первого абзаца. Прочитай без этих слов.

II уровень. Вычеркни несущественные для смысла слова из текста, перечитай упрощенный текст.

III уровень. С помощью просмотрового чтения упрости текст, оставляя самое существенное в каждом абзаце.

Задание 8.

I уровень. Определи настроение первой строфы в стихотворении.

II уровень. Определи, какое настроение выражено в каждой строфе стихотворения.

III уровень. Определи смену настроений в стихотворении и прочитай выразительно.

Задание 9.

I уровень. Прочитай текст, выполни задание 1.

II уровень. Выполни задания 1, 2, 3.

III уровень. Выполни все задания.

Задание 10.

I уровень. Найди в стихотворении эпитеты.

II уровень. Выдели эпитеты, сравнения.

III уровень. Какими средствами художественной выразительности пользовался автор?

Дифференциация также может быть организована и по уровню творчества.

Примерные дифференцированные задания творческого характера таковы:

Задание 1.

I уровень. Реши анаграммы: екознамы, дылес, езимне, троу.

II уровень. Составь рассказ на тему «Зимнее утро» по опорным словам.

III уровень. Сочини четверостишие о зиме, о зимнем утре.

Задание 2.

I - II уровень. Прочитай слова: нашкорабль-стоялнаякоре.

II  уровень. Составь такие же «загадочные письма» на карточках для своих товарищей.

III уровень. Составь кроссворд по произведениям Л.Н. Толстого.

Задание 3.

I уровень. Подбери рифмы:

небеса

иней —

снежок —

II уровень. Придумай двустишие по рифмам:

ковром — серебром

бело — замело

III уровень. Придумай стихотворение на тему «Зима».

Задание 4.

I уровень. Составь модельный план произведения.

II уровень. Составь эскизно-модельный план произведения.

III уровень. Составь словесный план произведения.

Задание 5.

I уровень. Подготовь пересказ на основе готового плана.

II  уровень. Подготовь пересказ на основе собственного эскизно-модельного плана.

III  уровень. Подготовь пересказ на основе собственного модельного плана.

Задание 6.

I уровень. Подготовь подробный пересказ.

II уровень.   Подготовь   выборочный   пересказ.

III уровень. Подготовь краткий пересказ.

Задание 7.

I уровень. Распространи предложение с помощью прилагательных.

II уровень. Распространи абзац с помощью прилагательных.

III уровень. Распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.

Задание 8. Сверни текст.

I уровень. Убери в предложениях несущественные для смысла слова первого абзаца. Перечитай новый вариант.

II уровень. Зачеркни на кальке предложения, которые не нарушат смысла абзаца. Перечитай новый вариант.

III уровень. Оставь в каждом абзаце самое главное предложение. Прочитай оставшиеся предложения.

Задание 9.

I уровень. Подготовь свою сказку, изменив место (время) действия.

II  уровень. Сохрани фабулу сказки, заменив главных героев другими.

III уровень. Сочини свою сказку, полностью отличающуюся от прочитанной в классе.

Задание 10. Раздели текст на части.

I уровень. В соответствии с количеством абзацев.

II уровень. В соответствии с данным планом.

III уровень. По смыслу.

Приведенные примеры заданий рассчитаны на индивидуальную самостоятельную работу.

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в течение урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. Этому способствуют разнообразные кратковременные письменные работы, которые могут быть выполнены на листах бумаги, кальке, целлофановой пленке и т.п. Такие виды работ помогают учителю осуществлять обратную связь и организацию адресной коррекционной работы, способствуют формированию самоконтроля, ответственности и других личностных качеств, обеспечивающих совершенствование читательских умений.

Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах.

И наконец, об организации домашней работы по чтению с учетом дифференциации.

Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Более того, исходя из закономерности X. Кляйна о соотношении возможностей соседних уровней 1:6, домашнее задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. Простой математический подсчет, полученный при перемножении коэффициентов крайних границ (6x6 = 36), красноречиво говорит о высокой степени перегрузки слабых учащихся, подрывает их веру в собственные силы.

Также нежелательна и наиболее распространенная ориентация домашнего задания на среднего ученика, при которой используется лишь 15% возможностей сильного ученика, а перегрузка слабого составляет 500%, поэтому он просто отказывается выполнять задание.

Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком сначала громкого, а позднее (что особенно важно) и молчаливого чтения, столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.

В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Разноуровневое домашнее задание, предполагающее знание текста, выполненное в виде небольшой письменной работы в полном соответствии с четкой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой отметкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые, в свою очередь, влияют и на формирование гностических (познавательных) качеств учащихся, в том числе на совершенствование навыка чтения.

Литература:

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. — М.: Просвещение, 1997.
  2. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и в школе / М.А. Андрианов. – М.: Современное слово, 2013. – 280 с.
  3. Биржевая Т.А. Творческая  деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе / Т.А. Биржевая // Начальная школа. – 2011. – №7. – С. 35-36.
  4. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – №5. – С. 16-21.
  5. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников / Е.А. Миронова // Начальная школа. – 2011. – №8. – С. 74 - 75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. Учитель: Ершова Е. В.

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий ( по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, ...

статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, по степ...

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.

Задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей....

Литературоведческие основы изучения художественного произведения в начальной школе.

Методическая помощь учителю в подготовке урока по литературному чтению....

Организация дифференцированной работы на уроках русского языка в начальной школе

В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учитель в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждог...