Дифференцированная работа при чтении художественного произведения
статья (3 класс) по теме

Скрябина Наталья Ивановна

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, по степени запоминания и познавательной активности.)

     К группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

     Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

     Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных  упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Ещё К.Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

     Дифференцированное обучение осуществляется:

                      А) во внешней форме, когда комплектование гомогенных  /однородных/ классов по критериям. Например, по сформированности познавательного интереса к предмету. Её использование в начальной школе неоправданно.

                     Б) во внутренней форме, когда класс неоднородный или разноуровневый, где имеют место 3 уровня – высокий, средний, низкий/ по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, степени творчества, степени гибкости ума, по степени запоминания, степени познавательной активности и т.п. /

     Внутренняя дифференциация вполне подходит для эффективной организации образовательного процесса в начальной школе.

     В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, по степени запоминания и познавательной активности.)

     К группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

     Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

     Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных  упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

     Дифференциация по характеру мыслительной деятельности делится на три группы: репродуктивные, конструктивные, исследовательского характера.

Дифференциация по объёму.

В её основе лежит степень владения техникой чтения.

Обычно детям с высокой техникой чтения предлагаются такие задания:

- Подготовь выразительное чтение всего текста.

- Перескажи кратко.

- Раздели текст на смысловые отрезки.

- Прочитай молча, ответь письменно на вопросы.

- Озаглавь каждую часть предложением из текста.

- Подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль произведения.

- Определи смену настроений в стихотворении и прочитай выразительно.

- Найди предложения, которые являются пословицами.

Детям среднего уровня другие задания:

- Перескажи подробно.

- Прочитай 1 часть и выбери из группы вопросов те, которые составлены к этой части текста.

- Найди в каждой части главное предложение.

-  Определи какое настроение в каждой строфе.

- Выдели эпитеты сравнения.

Детям низкого уровня:

- Прочитай 1 абзац (часть), обрати внимание на грамотность и выразительность.

- Перескажи первую часть.

- Определи настроение первой строфы.

- Выбери пословицу, которая подходит к этому произведению.

Дифференциация по уровню творчества

Можно предложит следующие упражнения.

- Распространи предложение с помощью прилагательных.

- Распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.

- Измени время и место действия сказки.

- Замени героев. И т. д.

     Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Домашнее задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком чтения.

     Разноуровневое домашнее задание, предполагающее знание текста, выполненное виде небольшой письменной работы в полном соответствии с чёткой установкой учителя, независимо от сложности, оцениваются самой высокой отметкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия.

Использованная литература

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991.

2. Кубасова О.В.Учим читать. Методические рекомендации. 2, 3, 4 класс. Смоленск, 2002.

3. Одегова В.Ф.Дифференцированная работа при чтении художественного произведения/ /Начальная школа. 2004, №2. С.69 -75.

4. Унт И.Э.Индивидуализация и дифференциация обучения. М.,1990.

5. Ушинский К.Д. Сборник сочинений. Т. 1 – 2. М., 1952.

6. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск,1993.

7. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение «внешние» и «внутренние» формы//Директор школы. 1995.№3. С.39 – 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. Учитель: Ершова Е. В.

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий ( по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, ...

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.

Задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей....

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения в начальной школе

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в те­чение урока обращаться к подобной орга­низации учебной деятельности многократ­но, создавать благоприятные усло...