Изучение лирики А.А. Фета в начальной школе (на примере стихотворения "Весенний дождь")
статья по чтению

Изучение лирики А.А. Фета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Изучение лирики А.А.Фета53 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение лирики А. А. Фета в начальной школе (на материале стихотворения «Весенний дождь»)

Уважаемые присутствующие! Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: «Изучение лирики А. А. Фета в начальной школе».

Поэзия Фета — одна из вершин русской лирики — еще в XIX веке вошла в учебные хрестоматии для школьников. Она и поныне является непременной составляющей школьных программ, так как обладает силой, которая помогает развивать способность воспринимать мир «как красоту». Стихотворения Фета раскрывают читателю богатство окружающего мира, учат его видеть и понимать прекрасное в жизни. Знакомство младших школьников с поэзией Фета способствует развитию истинного поэтического вкуса. «Мы не найдем у Фета, — писал Н. Страхов, — ни тени болезненности, никакого извращения души, никаких язв… чтение Фета укрепляет и освежает душу» (Скатов, 1981, 132).

В своем исследовании мы рассматривали современные учебно-методические комплекты: «Школа России» «Родная речь» авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.; «Школа 2100» «Чтение и начальное литературное образование» авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева; «ПРО Л. В. Занкова» «Литературное чтение» авторы В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова.

Анализ названных программ показал, что интерес к поэзии Фета в них невелик. Так, по программе «Литературное чтение» (авторы: В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова) изучается только два стихотворения Фета; знакомство младших школьников с ними предполагается во втором полугодии 3 класса. Авторы программы по «Литературному чтению» Климанова и Горецкий рассматривают стихотворения Фета со 2 по 4 класс. Но в программу 2 класса, в раздел «Люблю природу русскую. Осень», авторы включили одно лишь стихотворение «Ласточки пропали», «зимние» и «весенние» произведения поэта не привлекли их внимания. Авторы программы «Школа 2100» не включили в содержание учебников ни одного стихотворения Фета.

Таким образом, доля лирических произведений (в том числе стихотворений Фета) в современных программах по литературному чтению сравнительно мала. Это обедняет содержательное богатство учеников-хрестоматий для начальной школы, несколько задерживает литературное образование младших школьников. Ведь лирика, помимо всего прочего, оказывает ничем не заменимое эстетическое воздействие на душу читателя, возвышает и гармонизирует ее.

При изучении лирики Фета на уроках литературного чтения нужно обращать внимание младших школьников на то, что лирика его музыкальна. Поэзия и музыка, по мнению Фета, не только родственны, но нераздельны. «Нет музыкального настроения, — писал Фет в статье «О стихотворениях Ф. Тютчева», — нет художественного произведения» (Фет, 1892, 39). Для поэта особую ценность имело все, что близко средствам музыкального воздействия: ритм, подборка звуков, мелодия стиха, приемы музыкальной композиции. Поэтому в ходе школьного анализа стихотворений поэта следует рассматривать ритмическую и звуковую организацию текста, построение фраз.

Стихотворение «Весенняя песня» (авторское название — «Весенний дождь» изучается по программе «Литературное чтение» В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой в 3 классе в разделе «Такой незнакомый знакомый мир». Стоит обратить внимание на недопустимую вольность обращения с фетовским текстом — на перемену его заголовка. Известно, что название произведения является его смысловым центром. Произвольное вмешательство в текст искажает его смысл и является нарушением авторской воли.

Стихотворение «Весенний дождь» — одна из весенних зарисовок Фета. «В поэтической картине Фета мотив весны занимает одно из главных мест, отличается повторяемостью, перетекая из одного произведения в другое», — отмечает Т. Г. Куприянова (Куприянова, 2000, 25) В этом стихотворении автор выражает неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце  блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом    тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

На этапе подготовки к восприятию можно представить детям наиболее важные моменты из биографии поэта, так как учащиеся впервые знакомятся с творчеством Афанасия Фета.

Постановка учебной задачи: - Давайте почитаем вместе стихотворение и подумаем, как автор изображает весенний дождь, есть ли динамика в этом изображении? Меняется ли описание дождя на протяжении стихотворения? Как?

При анализе стихотворения необходимо обратить внимание младших школьников на его музыкальность, ощутить вместе с поэтом запахи весеннего дождя, услышать его звуки.

- Почему автор не использует слово «дождь»? Давайте прочитаем стихотворение и найдем, какими слова Фет заменяет слово «дождь»?

Происходит построфный анализ - вслед за автором.

- Читаем первую строфу. Есть в ней дождь? Почему? (Нет, здесь только ожидание дождя. Существует народная примета: если воробьи купаются в песке, значит будет дождь. Фет показывает, как воробьи купаются в песке). Значит в первой строфе нет изображение дождя. Природа готовится к нему. Появились признаки дождя.

- Найдите и прочитайте авторские строки, в которых называются признаки приближающегося дождя («И воробей своим крылом, / В песке купаяся, трепещет»). Какие звуки помогают слышать купание в песке воробья? (Благодаря согласным звукам [с], [щ]).

 - Давайте почитаем стихотворение по строфам и попытаемся «послушать» дождь, определить, какие звуки помогают нам слышать дождь? В первой строфе нет дождя - мы уже это определили. Прочитаем вторую строфу. Как здесь автор называет дождь? (Он заменяет его яркими метафорами «завеса», «золотая пыль»).

Находим с учащимися значение данного слова в словаре С. И. Ожегова и соотносим его с авторским.

- Почему именно эти слова использует автор? («Завеса», потому что закрывает собой все и сквозь нее ничего не видно. Также эта завеса отделяет человека от мирской суеты и дает насладиться единством природы и человека).

Далее учащиеся пробуют подбирать свои слова, заменяющие слово «завеса», подставив их в стихотворение, обсуждают, что получилось и приходят к выводу, что авторское слово — самое точное, самое емкое. Никаким другим словом его заменить нельзя без потери смысла.

- Читаем следующие две строки. Какой удивительный образ здесь появляется? («И будто в золотой пыли / Стоит за ней опушка леса»).- Почему дождь сравнивается с золотой пылью? (Потому что капли дождя, переливаясь на солнце, действительно похожи на золотые пылинки). Далее учащиеся подбирают синонимичные выражения или эпитеты, заменяющие «золотая пыль».

- Какие здесь слышим звуки дождя? В каких словах? («Качаясь, движется, завеса, золотой, стоит, лес»: согласные [ч], [ж], [с], [з], сочетание [ст] помогают нам услышать дождь, а гласные [и], [э], [а] — ощутить замедленный тип его движения).

 - Сделаем вывод, что если заменить слова автора на свои, то мы не ощутим и не услышим ту прелесть дождя, которую показывает нам Фет.

- Читаем третью строфу. Есть здесь «дождь»? Как вы догадались об этом? (учащиеся приводят примеры строк из стиха). Почему автор называет дождь словом «что-то»? (Это создает ощущение таинственности, загадочности).

 - А здесь какие звуки (сочетания звуков) дождя слышатся? Назовите слова с этими звуками (брызнули в стекло, что-то подошло, барабанит: согласные [бр], [ст], [б], [д], [т]).

Далее переходим к анализу запахов в стихотворении.

- Какие в стихотворении чувствуются запахи дождя? (Ощущается запах свежести, чистоты и запах липы). Какой, по вашему мнению, запах липы? (нерезкий, чуть уловимый, приятный пряный аромат). Почему автор сравнивает запах липы с запахом меда? (Чтобы показать сладость и приятность этого запаха; из липового цвета пчелы делают душистый мед).

- Как вы думаете, автор в гармонии с природой, он радуется весеннему дождю? (Автор в гармонии с природой, после прочтения стихотворения тоже возникает чувство гармонии с окружающим нас миром. Фет радуется дождю потому, что он именно весенний, весна — время возрождения природы; дождь дает пробуждение природе).

Можно сделать общий вывод «об особенностях поэтического мира Фета — спонтанности рождения образа, повышенной эмоциональности, импрессионистичности, музыкальности, неразрывности жизни души и жизни природы, их живой изменчивости» (Шолпо, 2011, 26).

Итогом работы над стихотворением является его выразительное прочтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в начальной школе на примере организации кружка.

Материал содержит общие сведения о внеурочной деятельности, а также рабочую программу кружка "М и Ф" (мастерим и фантазируем) в 1 классе. Материалы позволят учителю самостоятельно орган...

Организация внеурочной деятельности в соответствии ФГОС в начальной школе на примере социального проектирования «Без сердца что поймем…»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовател...

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)

Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий  УМК М. З...

«Использование психолого - педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности начальной школы» на примере темы"Деление числа с остатком" 3 класс по учебному комплекту математика УМК "Школа России"

Зачётная работа проект "Использование психолого-педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности" представлен уроком математики в 3 классе. Конспект урока  с использован...

Воспитательно-образовательное значение комплексных экскурсий в природу в начальной школе (на примере ГМЗ «Павловск», Санкт-Петербург)

Экскурсии в природу в начальной школе  необходимы во всех тех случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в их естественной обстановке. К ним относятся, например, такие вопросы, ка...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на примере учащихся 4-х классов)

К концу начальной школы, изучая разные предметы, ученик 4-го класса на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и и...