Внеурочная деятельность в начальной школе на примере организации кружка.
статья (1 класс) по теме

Материал содержит общие сведения о внеурочной деятельности, а также рабочую программу кружка "М и Ф" (мастерим и фантазируем) в 1 классе. Материалы позволят учителю самостоятельно организовать внеурочную деятельность в рамках организации подобного кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Организация внеурочной деятельности на примере кружка «М и Ф»( мастерим и фантазируем).

       Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

   Программа создает условия для творческой самореализации личности ребёнка.

     Программа  способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности,особенно к ручному труду.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,  олимпиад, соревнований, поисковых  исследований и т.д.  Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

     

Цель внеурочной деятельности:

   Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 

Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями,  библиотеками, семьями учащихся.
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Программа кружка «М и Ф».

Основные разделы работы программы работы кружка:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание ученика на ступени начального общего образования средствами кружка.
  2. Основные направления работы кружка.
  3. Принципы и основы организации занятий в кружке.
  4. Планируемые результаты духовно-нравственного развития.
  5. Виды деятельности и формы занятий.

Духовно-нравственное развитие и воспитание ученика на ступени начального общего образования средствами кружка.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления  и  развития творческой, высоконравственной личности, знакомой с духовными и культурными  традициями многонационального народа Российской Федерации.

Задачи: 

В области формирования личностной культуры:

  1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, постоянного образования и установки - « становиться лучше».
  2. Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать по совести.
  3. Формирование основ нравственного самосознания личности - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, давать оценку своим и чужим поступкам.
  4. Формирования нравственного смысла учения.
  5. Формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление самоуважения и жизненного оптимизма.
  6. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  1. Воспитание ценностного отношения к своей национальной культуре.
  2. Формирование навыков организации труда и сотрудничества с педагогами и сверстниками.
  3. Укрепление доверия к людям.
  4. Формирование и развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
  5. Становление гуманистических ценностных ориентаций.
  6. Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям других людей.
  7. Формирование уважения к культурным традициям, истории и образу жизни народов России.

В области формирования семейной культуры:

  1. Формирования отношения к семье как основе общества.
  2. Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
  3. Формирование представлений о семейных ценностях, уважения к ним.
  4. Знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.  

 Основные направления работы кружка.

  1. Формирования нравственного смысла учения.
  2. Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека.
  4. Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях  России в мире вещей.
  5. Формирование представлений о ценности культуры  России и понимания необходимости ее сохранения и развития.
  6. Расширение знаний о материалах и свойствах, развитие практических умений использования различных материалов творческой деятельности.
  7. Развитие памяти, воображения, мышления и речи.
  8. Формирование коммуникативной культуры, активности и инициативности

Принципы и основы организации занятий в кружке.

 В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а  на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.

Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении. Специфика кружка обязывает к определенной расстановке школьной мебели, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем.

Занятие в кружке лучше проводить один раз в неделю по 45 минут с небольшим перерывом. Перерыв лучше устраивать через полчаса после начала работы. Занятия в кружке проводятся в определенный день, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.

 Руководитель должен следит за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учит бережному отношению к материалам и инструментам.

Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематический план составляется руководителем  с поурочным планированием.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

         Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность.  Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

         Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по  истории и культуре России. Ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства: вышивка, шитьё, прикладное искусство народа, проживающего в родной местности.

         Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

   Кружок « Мастерим и фантазируем» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития.

Кружок « Мастерим и фантазируем»  обеспечивает освоение  определенных ценностей, формирует начальные знания и представления, помогает приобретать опыт эмоционально-ценностного постижения действительности. В результате обеспечивается достижение воспитательных результатов- тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик во время участия в той или иной деятельности.

     Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням.

     Первый уровень - приобретение опыта социальных знаний об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

      Второй уровень - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне класса, кружка.

      Третий уровень - получение начального опыта самостоятельного действия.  

Виды деятельности и формы занятий.

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Воспитательные результаты

Вводное занятие.

1

-

-

Работа с пластилином.

1

6

1 уровень

Работа с бумагой и картоном.

1

6

1 уровень

Работа с тканью.

1

4

1 и 2 уровень

Работа с разными материалами.

1

6

1 и 2 уровень

Работа с нитями.

1

5

1 уровень

Подведение итогов работы за год.

-

-

-

ИТОГО

6

27

Программа работы кружка «М и Ф».

1 год (33 ч)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа  (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с пластилином (6 часов)

  • Рассказ о профессиях и о ведущей роли труда и творчества в жизни человека.
  • Изготовление композиций из пластилина под руководством учителя.
  • Беседа о бережном отношении к результатам чужого и своего труда.
  • Рассказ о культуре народов России на примере гончарного искусства.
  • Знакомство при помощи презентации с гончарными изделиями (материалы Музея Этнографии в Санкт-Петербурге).
  • Составление композиции (коллективная работа).

 

Работа с бумагой и картоном (6часов).

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
  • Беседа о значении бумаги в жизни человека.
  • Рассказ о культуре народов России на примере книгопечатания.
  • Работа с выставкой книг « Серии детской литературы».
  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
  • Конструирование из бумаги.
  • Составление композиции (коллективная работа).
  • Рассказ о профессиях, связанных с бумагой.

Работа с тканью (4 часа ).

  • Знакомство с видами тканей.
  • Знакомство при помощи презентации «Русский костюм»  (материалы Музея Этнографии в Санкт-Петербурге).
  • Рассказ о профессиях, связанных с тканью.
  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
  • Знакомство с аппликацией из ткани.
  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
  • Изготовление аппликации из ткани.
  • Работа с презентацией « Как рубашка в поле выросла».
  • Составление композиции (коллективная работа).

Работа с разными материалами (6 часов).

  • Беседа о традициях бережного отношения к природе в культуре народа.
  • Беседа о навыках самообслуживания в школе и дома.
  • Проведение игры «Город мастеров».
  • Изготовление изделий из окрашенной манки.
  • Изготовление аппликации из окрашенной манки.
  • Рассказ о профессиях, связанных с сельскохозяйственным трудом.
  • Составление композиции (коллективная работа).

 

Работа с нитями (5 часов).

  • Беседа о традициях вышивки и вязания.
  • Рассказ и просмотр презентации о традиционной вышивке народов России.
  • Беседа «Чем красивы люди вокруг нас.
  • Беседа «Самовыражение посредством одежды».
  • Изготовление сувениров «Осьминог» и «Барышня».
  • Работа с нитками и канвой.

Подведение итогов

  • Подведение итогов работы, обзор курса.
  • Предполагаемые работы на следующий год.
  • Отзывы и пожелания.

Список литературы

  1. Г.Чаянова «Соленое тесто для начинающих». Москва «Дрофа». 2004 год
  2. И.В. Беринова « Новогодняя энциклопедия «Подарки и украшения своими руками». Москва «Росмэн» 2008 год.
  3. Н.В. Дубровская «Новый год и Рождество. Веселые поделки своими руками». «Детство-пресс». 2008 год.
  4. Г.И. Долженко « 100 поделок из бумаги». Ярославль «Академия холдинг». 2001 год.
  5. О. Леонова «Рисуем нитью. Ажурные картинки». С-Пб «Литера». 2005 год.
  6. Д.Фиона «Фантазии из бумаги. Техника и приемы». ООО «Аст-пресс  книга» .2007 год.
  7. Журнал «Вышиваю крестиком» 2005-2012 года
  8. А.Бахметьев, Т.Кизяков. «Очумелые ручки».
  9. М.А Гукасова «Рукоделие в начальных классах». С-Пб «Литера» 2006 год.
  10. Н.М. Конышева «Секреты мастеров» С-Пб «Литера» 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться...

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО КРУЖКА «МАСТЕРОК» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые м...

Программа кружка по внеурочной деятельности в начальной школе "Умелые ручки"

В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в 1 классе в кружке «Умелые ручки». Программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с ис...

Программа кружка внеурочной деятельности в начальной школе (3 класс) "Занимательный немецкий"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе программы «Немецкий язык в начальной школе» Бим И.Л. ...


 

Комментарии

Гибкость планирования работы в "м и Ф" позволяет его изменить под свой класс любому учителю.