Программа кружка по внеурочной деятельности в начальной школе "Умелые ручки"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Сазонова Лилия Николаевна

В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в 1 классе в кружке «Умелые ручки». Программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий. Посещение кружка имеет большое значение для творческого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx450.42 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Сазонова\Desktop\ТИТУЛЬНИК\ТИТУЛЬНИК 001.jpg

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

(творческая мастерская)

1-4 классы

Составитель программы                                                        Л.Н. Сазонова, учитель

                                                                                              начальных классов МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги

           2018


I. Пояснительная записка

В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в                           1 классе в кружке «Умелые ручки». Программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий. Посещение кружка имеет большое значение для творческого развития детей.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, игра и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

•  желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

•  желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное творческое наслаждение, в то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в проектную деятельность, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.

Программа позволяет реализовать используемые в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

– федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

– примерная основная образовательная программа начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;

– СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

1. Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.

2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей.

3. Вовлечение родителей в творческую деятельность детей дома.

4. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.

5. Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

6. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

– ведение диалога, координирование своих действияй с действиями партнеров по совместной деятельности;

– способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

– социально адекватные способы поведения.

7. Формирование способности к организации деятельности и управлению:

– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

– навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

– самостоятельное и совместное планирование деятельности и сотрудничества;

– самостоятельное и совместное принятие решений.

8. Формирование умения решать творческие задачи.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Методы и приемы обучения:

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок).

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Ценностные установки:

 уважение к труду;

 стремление к познанию и истине;

 целеустремлённость;

 настойчивость;

 бережливость;

 трудолюбие.

Программа рассчитана на 33 часа для учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий 40 минут.

Планируемые результаты реализации программы.

В ходе решения системы программных задач кружка у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

 Целеполагание (постановка и удерживание цели).

 Планирование (составление плана своей деятельности).

 Понимание (видение проблемы; анализ сделанного – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).

 Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).

 Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.

 Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклонение точки зрения других).

Учащиеся будут иметь представление:

о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

с помощью учителя научатся:

– выбирать темы для практических работ;

– формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

– выдвигать возможные способы их решения;

– доказывать своё мнение.

III. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение предметных знаний, умений:

 будут иметь представление о материале, из которого сделана поделка;

 овладеют приемами работы с различными материалами;

 научатся самостоятельно определять последовательность выполнения работы;

 научатся самостоятельно проводить анализ поделки;

 научатся выполнять работу по замыслу;

 научатся выбирать материал, соответствующий данной конструкции, и способы скрепления, соединения деталей;

 научатся использовать в работе разные способы ручного труда.

В результате прохождения курса у учащихся будут сформированы  указанные ниже универсальные учебные действия.

Метапредметные.

Регулятивные:

 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные:

 умение учиться;

 приобретение навыков решения творческих задач;

 осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

 выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика);

 умение координировать свои усилия с усилиями других;

 формулирование собственного мнения и позиции;

 озвучивание вопросов;

 допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 учитывание разных мнений.

Личностные:

 мотивация учебной деятельности;

 проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

 освоение социальной роли обучающегося.

Требования к уровню подготовки.

По окончании обучения обучающиеся  д о л ж н ы  з н а т ь :

– виды материалов и их свойства (бумага, картон);

– название, назначение и приёмы безопасной работы с инструментами и приспособлениями;

– последовательность изготовления несложных изделий;

– приёмы разметки (сгибанием, по шаблону, трафарету);

– способы соединения деталей: клеем, нитками, пластилином;

д о л ж н ы  у м е т ь :

– организовать рабочее место;

– под руководством педагога проводить анализ изделия;

– соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

– экономно выполнять виды разметок;

– резать и вырезать ножницами;

– соединять детали различными способами;

– эстетично оформлять изделие.

Формы и виды контроля.

Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет. Индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся).

IV. Содержание программы

Номер
занятия

Тема занятия

Элементы содержания

 (программные задачи), УУД

Материал

1

2

3

4

1

Занятие-экскурсия «Что нам дарит природа». Заготовка бросового и природного материалов

Развитие мелкой моторики рук, формирование творческого мышления. Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон

2

Занятие-экскурсия «Красота родного края». Звери. Птицы Рыбы. Растения

Познакомить с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает)

Шишки, листья, палочки, клей

3

Создание коллекции «Ткани». Преображение кусочка ткани

Познакомить с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность. Познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить

Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка

4

Цепочки. Игрушки-шумелки

Продолжать знакомить с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); научить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги несложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Бумага, клей, ножницы

5

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Воспитывать умение радоваться результату своего труда

Цветная бумага, клей, ножницы

6

Аппликация «Мой двор»

Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала, используя знакомые приемы работы; развивать интерес к творчеству

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, природный материал

7

Аппликация из листьев

Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца

Листья осенних деревьев, клей, ножницы

8

Кораблики. Самолеты

Продолжить знакомство с бумагой и её свойствами (теряет форму, рвётся, мнётся); воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Бумага формата А4

9

Рельефное изображение растений

Способствовать созданию изображений уже знакомых растений, проявляя фантазию, творчество; воспитывать желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца

Пластилин

10

Заготовка бросового и природного материалов. Оклеивание коробочек и баночек для хранения собранного материала

Продолжать знакомить с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок. Составление плана работы, формирование идеи проекта

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

11

Создание образов зверей и птиц (по желанию детей). Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

Обогащать знания о разнообразии природного материала, его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности; развитие умений планировать свою работу, доводить начатое дело до конца

Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена

12

Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани (по желанию). Коллекция «Ткани» (пополнить)

Продолжать учить работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату

Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, степлер

13

Создание атрибутов для Хэллоуина (маски, элементы костюма, украшения)

Продолжать учить правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать ненужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию

Бумага, клей, ножницы

14

Рельефное изображение животных

Способствовать созданию образов уже знакомых животных, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; формировать желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца

Пластилин

15

Домики. Роботы

Обогатить знания о разнообразии бросового материала, его использовании при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности при работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, ленточки

16

Создание мягкой игрушки

Способствовать развитию наблюдательности, проявлению творчества, фантазии, инициативы, дружеских взаимоотношений; развивать мелкую моторику рук

Плотная ткань, нитки, клей, пуговицы, бусины, синтепон

17

Создание декора к Новому году в классе (снежинки, елочные украшения, фонарики, гирлянды)

Учить делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. Учить составлять план работы, формировать идеи проекта; овладевать эталоном продуктивной деятельности

Бумага, ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань

18

Кораблик

Продолжать учить делать поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук

Палочки, кора, скорлупа грецких орехов, ткань, клей

19

Органайзер для карандашей

Учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, украсить); развивать фантазию, творчество

Пустые маленькие баночки, цветная бумага, наклейки, клей

20

Кормушка для птиц

Закрепить знания о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал в задуманную поделку путем вырезания отверстий и скрепления между собой; радоваться результатам своего труда; воспитывать заботу о птицах

Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер

21

Изготовление фоторамки

Продолжать учить делать поделки из разных материалов; обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; развивать инициативу, творчество

Картон, коробка, веточки, камушки, бусинки, клей, наклейки

22

Коробочки с секретом

Познакомить с новой техникой в работе с бумагой – декупаж; показать способы изготовления – оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус

Бумага, клей, ножницы, ткань, нитки, картон, коробочки

23

Домовёнок

Продолжать учить работать с картоном и нитками; научить обматывать колечко нитками, делать узелки, разрезы и дополнять поделку мелкими деталями; развивать мелкую моторику рук; формировать дружеские отношения

Картон, нитки, цветная бумага, ножницы, клей

24

Подарок ко Дню защитника Отечества

Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать художественный вкус. Предоставить возможность использовать бросовый материал так, чтобы получилось задуманное, используя знакомый способ конструирования – составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук

Проволока, ткань, нитки, тесьма, ножницы

25

Забавные магниты на холодильник

Продолжать учить использовать для своих поделок пластиковые бутылки и крышечки; познакомить с новым способом изготовления поделки – обкручивание объемных форм;

формировать желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату

Пластиковые крышки, пластилин, плоские магниты, клей, тесьма

26

Подарок маме (кулончик, чехол, цветок, бусы, объемная открытка – инструкции на сайте: detkam.e-papa.ru/podelki/8)

Познакомить с новым материалом и его свойствами (сшивается, склеивается, плавится, стирается, тянется, гладится, красится, плохо мнется, рвется, стрижется); развивать интерес к работе

Кожа, бумага, ткань, картон, ножницы, нитки, бусинки

27

Совместный коллаж «Прилет птиц»

Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, умение сделать выбор; развивать навыки решения творческих задач

Цветные карандаши, краски, бумага, трафареты, ватман

28

Чудесное превращение перчаток

Продолжать учить видеть необычное в обычных предметах; развивать умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию

Перчатки, нитки, ленточки, пуговицы, мех, бусинки, клей, ножницы

29

Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей

Познакомить со значением слова «флористика»; учить созданию поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей

Листья, цветы, ветки, шишки, кора, береста, палочки, клей

30

Лепка игрушки по мотивам народных образцов

Расширить и уточнить знания о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска пластилина; отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки

Образцы глиняных игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская)

31

Создание композиции «Мир будущего»

Учить созданию объемной модели с использованием пластилина, бумаги, красок; развивать воображение, умения прогнозировать ход событий, коллективно планировать работу по реализации замысла, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности

Пластилин, ватман, краски, карандаши, бумага, клей, природный материал

32

Создание композиции «Мир будущего» (продолжение)

33

Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества»

Формировать бережное отношение к результатам труда, умение анализировать сделанное, выявлять ошибки, планировать будущую деятельность; обучать самопрезентации и умению защищать свои работы

Поделки, изготовленные в течение года

V. Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

1

Работа с природным материалом

6

4

2

2

Работа с бумагой

10

10

3

Работа с тканью

4

4

4

Работа с бросовым материалом

9

9

5

Работа с пластилином

4

4

Итого

33

VI. Учебно-методическое обеспечение программы

Литература:

1. Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Оникс, 2007. – 64 с. – (Развиваем творческие способности).

2. Забавные  самоделки  из  пластилина.  – М.  : Эксмо, 2012. – 64 с. – (Азбука рукоделия).

3. Нагибина, М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина.  – М. : Академия развития, 2011. – 32 с. – (Золотая коллекция поделок).

4. Перевертень, Г. И. Поделки из веток / Г. И. Перевертень. – М. :АСТ ; Донецк : Сталкер, 2005.

5. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов /  Г. И. Перевертень. – М. : Просвещение, 2008. – 110 с.

6. Петрова, О. Фигурки из природных материалов  /  О. Петрова. –  М. : АСТ-Пресс, 2011. – 16 с. – (Веселый мастер-класс).

7. Румянцева, Е. А.  Простые поделки из пластилина / Е. А. Румянцева.  – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 144 с. – (Внимание: дети!).

8. Энциклопедия поделок для детей. – М. : Эксмо, 2009. – 256 с.

Интернет-ресурсы:

1. detkam.e-papa.ru/podelki/8 – Инструкция по изготовлению объемной открытки.

2. detpodelki.ru – Академия поделок.

3. detkam.e-papa.ru – Детское творчество и развитие.

4. pochemu4ka.ru – Почемучка.

5. potomy.ru – Детская энциклопедия «Вместе познаем мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс

Рабочая программа по информатике в 2 классах  составлена на основе  авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...