Смысловое чтение как фактор развития и обогащения нравственно-этических ориентаций детей младшего школьного возраста
статья по чтению

Толстова Надежда Олеговна

На уроке литературного чтения дети читают книги с огромным нравственным потенциалом. Для того чтобы дети воспринимали эстетические и нравственные ценности, необходимые знания, обогощать свой читательский опыт и интеллект. Возможно это в том случае, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение как фактор развития и обогащения нравственно-этических ориентаций детей младшего школьного возраста

Медовкина Надежда Олеговна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5

г.Льгова»

Научить детей правильному, осознанному, выразительному, беглому чтению – одна из основных задач начального образования. Проблема обучения смысловому чтению становится наиболее актуальной в процессе модернизации российского образования.

Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и про себя, но и пользоваться умением находить и выделять нужную информацию в тексте для того, чтобы получать необходимые знания, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Возможно это в том случае, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием – смысловым чтением.

Целью смыслового чтения является максимальное точное и полное понимание содержание текста, осмысление всех деталей и извлечение информации. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

В формировании личности младшего школьника ведущую роль занимает нравственно-эстетическое воспитание, которое развивает сознание и чувства, вырабатывает навыки правильного и осознанного поведения.

Уровень овладения нравственно-эстетическими нормами у детей различен, это связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Поэтому велика роль уроков литературного чтения. Одним из важнейших источников формирования нравственно-эстетических  качеств детей является чтение художественных произведений. Художественное произведение - образное отражение действительности, которое воздействует на мысли, чувства, воображение детей и оказывает значительное влияние на их поведение. К.Д. Ушинский писал: «… то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственную мысль, выраженное в этом произведении» [5].

В своих трудах К.Д. Ушинский разрабатывал методику нравственного воспитания, которой отводил ведущую роль во всей воспитательной системе. Под гармонически развитым человеком К.Д. Ушинский подразумевал человека умственно зрелого, нравственно совершенного и физически развитого.

Свои педагогические рассуждения о воспитании духовно-нравственных основ характера человека Константин Дмитриевич озарял мудрым светом христианского мировоззрения: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди. Можно ли себе представить, например, сколько-нибудь сносного учителя грамотности даже, который бы не коснулся религиозных истин, если только он не занимается одним механизмом чтения, убийственным для детской головы. Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т.д. не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно. Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство?»[3, с. 39].

На уроке литературного чтения дети читают книги с огромным нравственным потенциалом. Для того чтобы дети воспринимали эстетические и нравственные ценности, необходимо чтобы на уроке они: осмысливали прочитанное; сопереживали главным героям; проводили оценку поступков; осмысливали проблемы; соотносили прочитанное со своим жизненным опытом; старались и стремились поступать в соответствии с воспринятыми нравственными и этическими нормами. При чтении и анализе произведения, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, о добре и зле, о человеке и его месте в мире.

К.Д. Ушинским были разработаны основные методики формирования осознанного чтения, которые указывают на познавательное значение чтения и на важность эстетического воздействия его на читателя. Константин Дмитриевич включал в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он писал о том, что к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений должен быть различный подход, им были разработаны принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Так, при чтении сказок Константин Дмитриевич рекомендовал уделять большое внимание на их пересказ, а стихи и басни предлагал учить наизусть. В сказках яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком нравственных и эстетических идей народа. Сказки развивают личность ребенка, пробуждают его фантазию.

Пословицы К.Д. Ушинский рассматривал как маленькие умственные задачи; загадки полезны в качестве материала для беседы в классе и для объяснения «картинного описания предмета». Большую роль в занятиях по чтению он отводил наблюдениям за жизнью природы и призывал при чтении использовать наглядность. Созданная Константином Дмитриевичем система получила название «Объяснительное чтение».[4, с.17]

В своей практической работе я использую УМК «Школа России» издательства «Просвещение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. В УМК содержится мощный потенциал для нравственно-этического развития и воспитания личности гражданина России; находят эффективное сочетание лучшие традиции российского образования и проверенные практики образовательного процесса, а так же постоянно обновляющаяся инновационная образовательная система для начальной школы.

С трудами К.Д. Ушинского учащиеся впервые встречаются в первом классе на страницах «Азбуки». Ребята знакомятся с произведениями «Худо тому, кто добра не делает никому» и «Вместе тесно, а врозь скучно». [1, с. 95]. Работу с произведениями учащиеся начинают со знакомства с текстом, а за тем им предлагается, вспомнить и рассказать случались ли с ними подобные истории, подумать, как бы они поступили на месте главных героев, дать совет главным героям (то есть учитель обращается к жизненному опыту детей). На основе прочитанных текстов и проведенной беседы дети вместе с учителем делают вывод: что данные произведения воспитывают доброту, взаимопомощь, уважение к своим товарищам, дружелюбие, а так же подчеркивают значимость воспитания всех этих качеств у каждого человека.

При знакомстве детей с произведением К.Д. Ушинского «Наше Отечество» учитель выстраивает работу следующим образом: чтение текста самими детьми вслух, слушание чтение учителя, самостоятельное чтение. Далее, работая совместно с учителем, дети обсуждают прочитанное, разграничивают понятия Родина и Отечество, определяют значимость и главную мысль текста, делают вывод о том, что прочитанное произведение воспитывает патриотизм, любовь к Родине, к родному языку. [1, с. 86-87].

В 1 классе во второй части литературного чтения в разделе «Из старинных книг» учащиеся знакомятся с текстом К.Д. Ушинского «Что хорошо и что дурно?». [2, с. 25]. Прежде чем приступить к работе над содержанием, учитель обращает внимание на название, а учащиеся предполагают, что смогут узнать из этого текста. Произведение К.Д. Ушинского представляет собой предложения, состоящие из одного слова, называющего то или иное качество человека. Организуя работу с содержанием, учитель использует словесные методы обучения: работа с учебником, рассказ, объяснение. Анализируя качества, дети выбирают такие, которые воспитывают «хорошего человека», а именно: трудолюбие, прилежание, доброту, щедрость, честность, благодарность и т.п.

Произведения К.Д. Ушинского формируют у учащихся такие качества как доброта, трудолюбие, патриотизм, гуманность, правдивость, любовь к Родине, чувство ответственности, дисциплинированность, эстетичность и несут в себе огромный потенциал для развития и обогащения нравственно-этических ориентаций детей младшего школьного возраста. Данные качества Константин Дмитриевич рассматривал как стороны единого процесса воспитания личности, которые связаны между собой и обусловливают как друг друга, так и формирование личности в целом.

Литература

1. «Азбука» 1 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2. /[В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]- 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – С.86-95.

2. Литературное чтение 1кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2. /[Л.. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 25 с.

3. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. М., 1948. Т. 2. С. 39

4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.3 /Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика, 1989 – С.17

5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М: 1985,т. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста

В данном материале  раскрываются  формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающи...

Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.(Выступление на методическом объединении учителей начальных классов в ГБОУ СОШ № 1393Подготовила: учитель начальных классовНикифо...

Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.(Выступление на методическом объединении учителей начальных классовПодготовила: учитель начальных классовХарькова О.И....