Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Данилина Светлана Степановна

 

Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме).

Совершенствовать координацию движений помогают специальные игры и упражнения с песком и камушками: перекладывание, отбор, раскладывание по цвету, форме, размеру и др. Эффективны упражнения, выполняемые на ограниченной поверхности двумя руками, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА

СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                     

Составлена учителем начальных классов Данилиной Светланой Степановной

J0196364

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой и др.).

Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания.

Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разного типа (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.

Остановимся на тех качествах, которые формируются в процессе выполнения разных движений. Сразу же отметим, что основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, — это двигательные упражнения, дидактические и ролевые игры.

У детей с интеллектуальной недостаточностью без специального обучения не формируется саморегуляция — общая способность, которая необходима при выполнении любой (в том числе и учебной) деятельности.

Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов: ориентировочного (принятие и понимание инструкции), исполнительского (программа действий и ее реализация), контрольно-оценочного (оценка полученного результата). У младших школьников наблюдается несформированность всех этих этапов.

Выполнение действий по вербальной инструкции, постепенно усложняющейся по принципу увеличения звенности, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) способствует решению данной проблемы.

Отметим, что на результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных пособий и атрибутов, использование игровых и соревновательных элементов. К контролю и анализу выполнения привлекаются все дети подгруппы, что способствует выработке у них внимания, зрительного сосредоточения, приучает адекватно оценивать выполнение задания другим ребенком, аргументировать свою оценку в устной речи. В итоге — сформированные действия самоконтроля на каждом этапе выполнения деятельности (ориентировочном, исполнительском, контрольно-оценочном) способствуют более полному усвоению учебного материала.

Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме).

Совершенствовать координацию движений помогают специальные игры и упражнения с песком и камушками: перекладывание, отбор, раскладывание по цвету, форме, размеру и др. Эффективны упражнения, выполняемые на ограниченной поверхности двумя руками, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях — это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.

Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется не только специальная работа по развитию крупной и мелкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.

Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, «на кончиках детских пальчиков находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность; если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина). В связи с этим в системе по их обучению предусматриваются коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые  пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в обучение детей и там, где развитие речи происходит своевременно, а особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Особенно целесообразно начать работу по развитию мелкой моторики в пропедевтический период.

Актуальность исследования, посвященного коррекции мелкой моторики средствами изобразительной деятельности, подчеркивается особой важностью данной проблемы, которую проявляется в следующем. Поступая в 1-ый класс, дети с интеллектуальной недостаточностью с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении умственно отсталыми детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Практическая значимость программы комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста определяется тем, что рекомендации по коррекции мелкой моторики детей с нарушением интеллекта оказали практическую помощь учителям, воспитателям, родителям.

В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться некоторых правил:

  1. Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  2. Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  3. Работу проводить регулярно, систематически.
  4. Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  5. Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  6. Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, с целью повышения его интереса к играм и занятиям.
  7. Стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- знакомство со средой;

- пробуждение интереса к занятиям;

- обучение специальным движениям и их тренировка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений;

- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

- развитие речи, памяти, мышления.

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- сравнение качеств осязаемых предметов;

- развитие внимания, связанного с координацией движений.

- формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

- развитие тонких тактильных ощущений;

- развитие умения действовать по инструкции;

- развитие пространственной ориентации;

- развитие умения выстраивать композиции на песке по образцу.

- усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

- стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,

- закрепление представлений об окружающем мире;

- „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций .

Повышение успеваемости.

Повышение уровня развития мелкой моторики.

Формирование четкой, грамотной речи.

Развитие творческих способностей.

Формирование самостоятельности.

Формирование навыков эффективного общения.

Улучшение способности к концентрации внимания.

Улучшение памяти.

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_1678.jpg

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в органичной для него форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение жизни во Вселенной.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

Для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.

Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Играя с песком, ребёнок пропускает песок сквозь пальцы, чтобы достать «спрятавшиеся» в песке камешки или бусинки, руками закапывает и откапывает мелкие игрушки, можно на песочке рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков.

Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:

Принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.

Принцип развернутости освоения навыков.

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Для коррекционных игр с песком используется следующее оборудование:

1. Деревянные ящики для коллективной и индивидуальной работы, размером 50x70x8 см  или меньше  (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей. Индивидуальные пластмассовые ящики размером 40Х25Х8.

2. Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным. Песком заполняется половина часть ящика, он может быть влажным или сухим.

3.  «Коллекция» миниатюрных фигурок, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

Наши дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.

Именно поэтому можно использовать игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.    

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагога могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.          

Параллельно с этим можно делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубока зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.

Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением, такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку ребенка, развиваетего тактильные ощущения;

3) организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки ребенок может найти на полках и размещает в песочной композиции. Работа с песочницей позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того, песочница - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности, для овладения специальными движениями.

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_1685.jpg

Искусство мозаики (конструирования) можно постигнуть не только при помощи покупных наборов, но и сложить из любых подручных предметов: камешков, ракушек, пуговиц и даже монет! Такое творчество поможет расширить границы восприятия и воображения ребенка, научит искать средства для самовыражения даже на прогулке в лесу или парке, на берегу моря, в бабушкином сундучке для рукоделия, да мало ли еще где?!

  1. 1. Аппликация из мелких камешков.

Нарисуйте на плотной бумаге контур – это может быть домик, машинка, лицо клоуна, фрукты. Предложите ребенку приклеить по контуру камешки разной фактуры, цвета, формы и создать настоящую выпуклую картинку. В качестве клея чаще используют ПВА. Картинка должна быть небольшого размера с простым и понятным сюжетом – домик с деревом, овечка, солнце и тучки и т.д. После того, как малыш разложит камешки, их можно покрасить красками.

2. Игра в конструктор.

Для развития моторики очень важно, чтобы камешки были как можно меньше. Но для начала вполне можно использовать более крупные камни. Из крупных камешков ребенок даже может построить лабиринт. Дети с удовольствием наблюдают, когда в лабиринт из камней запускают шарики. Если построить вместе с ребенком сложный лабиринт, с поворотами, горками, мельницами и так далее, то тем большее удовольствие получит ребенок, наблюдая, как шарики проходят все изгибы лабиринта. Подобная игра развивает не только руки ребенка, но и его воображение.

Маленькие камешки дают возможность детям работать над моторикой, причем с большим интересом, так как маленькие детальки позволяют создавать миниатюрные машинки, домики, и так далее.

Для тренировки мелкой моторики рук и образного мышления, детям полезно играть с мелкими камешками. В мозаике ребенок из мелких кусочков выкладывает любой рисунок - от простого геометрического узора до сложного красочного панно. Ребенок может воспроизвести образцы с картинок на коробке, а может пофантазировать и поэкспериментировать со своими собственными проектами и замыслами. Мозаика из камней  развивает зрительную память, конструкторское и логическое мышление, самостоятельность, усидчивость, терпение и упорство. У ребенка совершенствуется не только мелкая и крупная моторика, координация, ловкость и слаженность движений, но и рука подготавливается к рисованию и письму, что очень важно в пропедевтический период. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.

Упражнения для развития конструктивной деятельности

Из опыта практической работы можно предложить следующие упражнения для формирования  и совершенствования навыков конструктивной деятельности у детей младшего школьного возраста. Эти упражнения также способствуют развитию тонкой моторики, пространственной ориентации, общей координации движений. С целью развития речевой активности необходимо побуждать ребенка к речевому сопровождению собственных действий.

Взрослый выкладывает узор из разноцветных камешков  одного размера, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его ведущую руку, попросить указать правую и левую руки.

Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает без зрительной опоры на образец по памяти.

Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает по словесной инструкции.

Взрослый и ребенок усаживаются друг против друга. У каждого набор цветных камешков. Взрослый выкладывает узор из камешков, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его правую руку, попросить указать правую и левую руки сидящего напротив взрослого.

Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает без зрительной опоры на образец по памяти.

Построение дорожек, узоров из цветных камешков сначала по образцу сопряженно, затем по памяти и словесной инструкции.

Продолжение  узора. Взрослый начинает выкладывать узор из цветных камешков. Ребенок должен установить логическую последовательность в расположении деталей линейного узора и продолжить ряд самостоятельно. При складывании постройки ребенок берет каждую камешки  указанными взрослым пальцами (большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим – мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Возможны, даже желательны, соревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую работу.

Конструирование изображений животных из камешков. Ребенку предъявляются для беглого просмотра различные изображения животных и предлагаются камешки. После просмотра ребенок конструирует из них различных животных. В заключение составляется сказка с участием созданных персонажей.

Можно предложить выложить дорожку по форме, по цвету, по размеру, придумать свой рисунок и объяснить, что ребенок хотел выразить в своей работе.

Камешки можно использовать при работе с песком.

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_1650.jpg

Один из самых древних видов искусства — роспись по камню. Широко известны наскальные изображения животных и птиц, выполненные первобытными людьми. На Востоке до сих пор существует традиция дарить друг другу собственноручно расписанные камни. По древним поверьям, камни обладают душой, и общение с "душой камня" — самая ценная часть процесса росписи красками. Порадуйте себя и удивите детей необычным увлечением! Каждый, кто был на море, видел и привозил домой гальку — плоские, окатанные водой камешки. После росписи красками по таким камешкам у вас появятся разноцветные парусные судна и лодки. Композицию расписанных камешков вы сможете менять по своему усмотрению, дополнять новыми деталями. Разрисованный камень будет хорошо смотреться на подоконнике или книжной полке. Расписанные камешки — необычный, символичный подарок. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Даже самые обычные камни могут превратится в произведение искусства. Соберите на прогулке с малышом камни интересной формы, проявите немного фантазии, и камушки превратятся в веселых зверушек.

В поиске камней интересной формы ребенок может принимать самое непосредственное участие. Ищите необычные камни: гладкие и шероховатые, среднего размера или маленькие, главное, чтобы ребенку было интересно. Собранные камушки необходимо хорошо промыть и высушить, иначе на них плохо ляжет краска. После этого выбираем, какой камушек, какой зверушке больше всего подходит. Пусть малыш проявит фантазию.

Приступаем к созданию рисунков на камнях. Для этого раскрашиваем камень с одной стороны и подсушиваем его, а затем - с другой стороны теми же красками. На высохшем окрашенном камне с одной стороны рисуем мордочку животного, высушиваем и покрываем для закрепления клеем ПВХ.

Пока зверушка сохнет вырезаем из фетра ушки и приклеиваем их с обратной стороны камня.

Если мы мастерим свинью, то ей нужно рыльце. Его мы делаем из более маленького камня. Будущее рыльце окрашиваем и приклеиваем к большому камню. Рисуем глазки, ноздри и рот черной краской, затем приклеиваем два ушка из розового фетра.

Гусеницу легко можно смастерить, склеив между собой маленькие камушки одинакового размера, предварительно окрасив их в зеленый цвет. На первом камушке рисуем глазки и ротик.

Для изготовления медведя нужно окрасить камень в коричневый цвет. Мордочку мишки рисуем светлой охрой, а глазки и рот – черной краской. После покрытия лаком (клей ПВХ) приклеим ушки из коричневого фетра.

Для тигра загрунтуем камень желтой краской, морду окрасим в белый цвет и черной краской нарисуем рос и глаза. Приклеиваем ушки из желтого фетра. Тигр готов!

Для льва нам понадобиться толстая шерстяная пряжа, которую мы нарежем на мелкие кусочки. Пряжа нам нужна для гривы. На загрунтованный желтой краской камень клеим гриву из ниток  пучками (лучше предварительно отдельные ниточки завить) вокруг мордочки льва, рисуем глазки и пасть.

Камни для рисунков на камнях необязательно должны быть гладкие. Бугристые, неровные поверхности камней даже интереснее, ведь они дают волю фантазии вашего ребенка.

Самое простое и в то же время самое сложное, что можно сделать с морскими камешками – это их расписать. Правда, бывает обидно, когда под водой камешки играют и переливаются всеми цветами радуги, а на суше превращаются в обычные сероватые булыжники? Но, вооружившись красками, мы можем превратить камешки во что угодно. Присмотритесь к форме камня, повертите его в руках. На что он похож? Может быть, на рыбку? Или на матрешку? Или на толстого кота, свернувшегося уютным клубочком? Или на компьютерную мышку? Тщательно протрите камень и распишите его по своему усмотрению. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска – и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. После лакировки расписанный камень не будет пачкать рук, и краски заиграют, станут ярче. Такие игрушки для развития детей еще не один раз будут участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу их хозяину.

С камешками можно играть по-разному.

Некоторые дети могут просто перегребать их ручонками, развивая ту самую мелкую моторику, о которой книг понаписано видимо-невидимо.

Камни можно сортировать по форме, раскладывать по цветным баночкам, красные в красную, желтые в желтую и тд...

Считать камешки занятие тоже весьма увлекательное и полезное.

Картинки, нарисованные на камешках, просто очень интересно разглядывать, особенно если коллекция камешков довольно большая.

На камнях можно написать буквы, цифры и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.:  А - ананас, Д - домик, В - ведерко, Г - грибок, Ё - ёжик, Ж - жук, З - зонтик, К - киска, М - машинка, ну и так далее. Вытаскивая из коробочки очередной камешек с буковкой, мы произносим соответствующий стишок:

Ах, как хочет карапуз

Ананас или Арбуз.

Жаба ждет у ручейка

В гости майского Жука.

Бусы с мамой мы купили

И сестренке подарили.

Медвежонок, взяв корзину,

Собирал в лесу малину.

Собственно, каждый день читая с детьми стишки, а именно азбуку в стихах в нескольких вариантах, выучить такие короткие стишки на каждую букву ребенку  не составляет особого труда, само запоминается. А ребенок и речь развивает, и память, и буквы учит!

Игры с морскими камушками

Что можно сделать с обычными морскими камнями? Да все, что угодно! Из овального камня при помощи красок можно сделать красивую божью коровку, мордочки зверей, а на большом морском камне можно нарисовать целую картину. Собирайте камни вместе, предложите ребенку выбрать, какие камушки ему нравятся больше, спросите, что малыш видит на камне. Иногда причудливые узоры на камнях создают по-настоящему дивные картины.

Различны морские камни и по форме: некоторые круглые, словно мячики, другие больше схожи с квадратом, а третьи имеют вид треугольника. Поощряйте проявление фантазии у ребенка, а ценные творения Вашего малыша сохраните на память!

Наверняка вам уже встречались такие поделки, как рисунки на камнях. Берутся гладкие камешки (таких много на морском побережье) и раскрашиваются. Предлагаем немного усложнить поделку, а именно сделать целый каменный конструктор! Чем больше деталей вы наделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур.

Для раскрашивания используйте акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны.

Помните, что играя с мелкими предметами, ребенок развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на его речь и умственное развитие.

Примечание: лучше всего рисовать акриловыми красками, акриловые краски после высыхания не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. Поверхность камней можно покрыть лаком. Теперь можно начинать играть. Выберите с ребенком по 3-4 камушка себе и составьте с предметами, изображенными на них, короткий рассказ/сказку. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй.

Если под рукой нет белых камушков, покрась предварительно камушки светлой краской, тогда рисунки будут выглядеть ярче.

Как раскрашивать:

1. Тщательно вымой и просуши камушки.

2. Простым карандашом нарисуй на камушках рыб, корабли, водоросли, камушки.

3. Раскрась рисунки разноцветными акриловыми красками.

4. Когда краска высохнет, обведи рисунок черным фломастером.

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., „Чудеса на песке." Песочная игротерапия. С-Петербург, 1998.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб, 1998.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. „Как помочь „особому" ребенку". Книга для педагогов и родителей. СПб, „Детство-пресс", 2001.

4. Эль Г. „Человек, играющий в песок". Динамическая песочная терапия., СПб, „Речь", 2007.

5. Катаева А.А., Стребелева Е.А.,"Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников", Книга для учителя, М., 1993.

6. Материалы сайтов: http://festival.1september.ru.

7. Стебенева Н. Город на песке (по материалам сайта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной...

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Развитие мелкой моторики у детеймладшего школьного возраста...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»...


 

Комментарии

Уважаемая Светлана Степановна!

Ваш файл ,к сожалению, не отрывается(

Данилина Светлана Степановна

Прошу прощения, никогда не заходила сюда, но случайно увидела Вашу запись. Не открывается, возможно потому, что у меня офис 2007

Здравствуйте, Светлана Степановна!

Очень интересен ваш материал ( я работаю над этой же темой), но он те открывается!