Главные вкладки

    Статья по русскому языку (1 класс) по теме:
    Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

    Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Развитие мелкой моторики у детей25.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

         Одна из главных проблем, с которой сталкивается учитель при обучении первоклассников с ОВЗ  чтению и письму, является общее недоразвитие мелкой моторики руки.

       В связи с этим появляется много  трудностей  в усвоении навыка письма у учащихся с ОВЗ на уроках:

    - быстрое утомление, усталость,

    - отвлекаемость, неусидчивость,

    - рука «не слушается», как результат  буквы неровные, не соответствуют нужному размеру

    - учащиеся за темпом урока не успевают

    Многочисленные исследования доказали, что развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления психических процессов: мышления, речи, внимания и др.

    Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

    «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

         Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение.

    Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свидетельствует о задержке локомоторных функций (моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч).

     У таких детей отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. В анамнезе отмечаются трудности при овладении навыками самообслуживания, нелюбовь к рисованию; многие дети в течение длительного времени не умеют держать правильно карандаш. В дальнейшем у них сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков.
           Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
          Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.    

           Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
    У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.
    Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время
    развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание.

    Это различные:  пальчиковая гимнастика, игры, пальчиковое рисование, бисероплетение.

    Специфичными для младшего школьного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:

    рисование,

    конструирование,

    аппликация,

    лепка.

    В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

    В дошкольном и младшем школьном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу.

     В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

     Способы развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

            Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

     В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    Основная задача тренировочных упражнений будет состоять в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно будет лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее сложными.

    Дополнительно можно рекомендовать следующие упражнения и виды занятий:

    1 .Различные виды конструирования;

    2 . Упражнения с мозаикой;

    3. Рисование;

    4. Перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура);

    5.Вырезание ножницами различных фигур;

    6.Ввязание, вышивание (преимущественно для девочек);

    7.Доступная работа с инструментами (для мальчиков);

    8.Перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;

    9.Обучение игре на пианино, на аккордеоне и пр.;

    10.Перелистывание книжных страниц;

    11.Лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук.

    12. Дидактические игрушки.

        В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и т.д.

    При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

    1. посильность требований;
    1. постепенность усложнения;

    Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия  с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

    «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой всю его жизнь», – подчёркивал А. Макаренко.

    Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка.

    Необходимо больше уделять внимание детям с нарушениями развития: больше общаться, разговаривать, обсуждать с ребёнком разные вопросы. При любом действии с ребёнком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребёнку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия.  

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным по нашему мнению будет использование в этих целях физкультминуток. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

    Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Предлагали детям запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке  в пространстве.

    «Изобразительная деятельность». Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

    «Рисуем пальчиками». «Рукоделие». (сделай бусы). Особую роль в развитии движений мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание.

    «Игры с мячами». Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики можно отводить упражнениям с малыми мячами. Для этого использовали несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре.

    Примеры некоторых упражнений различной направленности.

    1. Бросить мяч вверх и поймать (одной, двумя руками).
    2. Подбросить мяч вверх одной рукой, поймать другой.
    3. Упражнения в бросках и ловле мячей в парах  (по очереди, одновременно).
    4. Упражнения в жонглировании двумя мячами (участвуют обе руки).
    5. Упражнения в жонглировании двумя предметами (участвует одна рука).

        «Графические упражнения». Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

       «Дорожки». На листе бумаги нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.

       Инструкция: «Проведи линии по середине дорожки, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

    Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки».

       «Дорисуй картинку». Детям предлагается дорисовать вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую.

      «Клубочки- точки». Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку, чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

      «Штриховка». Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д. 

    Изучая специальную литературу и детей с недоразвитием мелкой моторики руки, можно выявить следующие закономерности: мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой; у таких детей затруднено обучение навыку письма, затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение.  

    Вопросы соотношения мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа.

       Итак, успешное обучение детей с ОВЗ обусловлено такими факторами, как:

    – значимостью сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму у первоклассника;

    – необходимостью всестороннего исследования особенностей тонкой моторики у дошкольников с ОНР с целью определения специфики и степени выраженности ее отклонений при поступлении в школу;

    – необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие тонкой моторики с целью более качественной подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.

    Используемая литература:

    1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики руки»
    2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
    3. Ресурсы интернета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

    Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

    « Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

    Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

    Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

    Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

    Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

    Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Развитие мелкой моторики у детеймладшего школьного возраста...