Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
методическая разработка (1 класс) на тему

Потапова Анастасия Сергеевна

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной умелости, формируются механизмы, необходимые для письма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали ... разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили - дело в том, что при использовании клавиатуры, а не обычной ручки-карандаша при письме, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.

Следствие слабого развития общей моторики и в частности руки - это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий аппликацией, а также занятий по изготовлению поделок из различных материалов. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной умелости, формируются механизмы, необходимые для письма.

Занимаясь с детьми ручным творчеством, мы развиваем умения производить точные движения кистью и пальцами рук, способность координированной работы рук со зрительным восприятием, развиваем творческую активность, фантазию.

Также развивается память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес. Занимаясь, мы обучаем ловкости в обращении с различным материалом, тренируем мышцы рук детей, воспитываем усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Приемов, которые можно использовать в изготовлении поделок и аппликаций для развития мелкой моторики, множество - можно рвать бумагу, скручивать ее в шарики, использовать различные приемы сгибания и разгибания бумаги, а также вырезать ножницами по контуру фигуры. Использовать в аппликации природный материал, а также семена растений, крупу и даже макаронные изделия.