Главные вкладки

    « Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .
    материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

    Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов

    « Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_1.docx21.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №442

    Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов

    « Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

    Учитель : Аксёнова А.О.

    Москва,2012 г.

    «Фантазия, ее вымыслы сеют
    прекрасное и доброе в мире».
    А. Франс

    Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.  

    Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми, именно при работе с пластилином напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребенка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, развивается интеллект ребёнка.

    Проблема речи, которая часто встает в коррекционных школах, также взаимосвязана с изодеятельностью, развитием у детей мелкой моторики.

    Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка.

    Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и развитием его речевого аппарата. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

    В процессе занятий с пластилином ребенок  начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как благотворно влияет лепка для занятий письмом.

    Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в творческом развитии детей.

    Пластилинография.
    Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
    Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
    Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в школьном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

    Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Важное  значение приобретает  цвет пластилина,  как средство выразительности. Дети  учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

    Каждый урок содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, творческие способности ребенка, умение общаться с другими людьми, развивается мелкая моторика пальцев.

    Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно. Среди детей достаточно много плохо говорящих  детей.

    Не все дети правильно могут передать в лепке, что они хотят слепить. Детям необходимо развить эти навыки, т.е. умение  владеть рукой и пальцами,  подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться  пластилином  и стеком. У многих детей наблюдается значительное нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кистей рук. И здесь задача учителя помочь ребенку овладеть этими навыками.

    Работа  с пластилином направлена на решение следующих задач:

            Дать детям возможность  через лепку выплеснуть отрицательные эмоции

           помочь детям почувствовать себя свободным, дать возможность удивляться, радоваться

           развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

    Использование приемов и материалов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться следующих результатов:

    1.    Дети увереннее работают с пластилином

    2.    Дети стали более внимательны, научились видеть красоту природы.

    3.    Лепка становится для детей более интересной, увлекательной.

    Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием  выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (старются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика.

    Даже ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

    А работа с пластилином с использованием нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, так идет работа различными по качеству материалов, использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учат детей владеть руками.

    Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

    Такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.

    В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства.

    С помощью пластилина. как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.

    Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

     Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

    Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

    Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

    Система работы по развитию мелкой моротики у детей младшего школьного возраста

    "Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию детской руки, тем быстрее и легче овладеет маленький человек речью и навыками письма. Но даже упущенные моменты поддаются коррекции при умело...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

    Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной...

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

    Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

    Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

    Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

    Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Развитие мелкой моторики у детеймладшего школьного возраста...


     

    Комментарии

    Людмила Васильевна Сетежева

    Очень хорошая техника, и действительно способствует развитию мелкой моторики.