Возможности использования бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
статья (1, 2 класс)

Когут Ульяна Николаевна

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений. Применение такой универсальной техники как бумагопластика в работе с детьми младшего школьного возраста положительно влияет на всестороннее развитие ребенка. Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Данная техника способствует развитию сенсомоторики - слаженности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий, гибкости. Труд с бумагой и картоном влияет на умственное развитие детей младшего школьного возраста, на развитие их мышления, воображения. Происходит интенсивное развитие мелкой моторики руки у детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumagoplastika_v_mladshem_shkolnom_vozraste.docx60.3 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУМАГОПЛАСТИКИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оглавление

Введение        3

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста        7

2.Значение и особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста        10

3.Понятие бумагопластика. Виды бумагопластики в работе с детьми младшего школьного возраста        16

4.Возможности использования бумагопластики в развитии мелкой моторики  детей младшего школьного возраста        23

Заключение        27

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики физически и психически связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер жизнедеятельности любого ребенка. У детей младшего школьного возраста это особенно важно, так как способствует их более успешной и интеграции в окружающее жизненное и социальное пространство общества. Развитие мелкой моторики, проявляющееся как одно из условий осуществления познавательной деятельности ребенком, обеспечивает возможности дальнейшего успешного обучения.

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Как отмечается в ФГОС, а также целевых ориентирах освоения Программы, одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Значительный вклад в изучение проблемы важности развития мелкой моторики для гармоничного созревания большинства высших психических функций у детей младшего школьного возраста внесли исследователи и педагоги: В.Н. Бехтерев, Т.А. Ткаченко, Н.В. Тихомирова, О.А. Горлова, С.Р. Прищепа, А.И. Гребнев.

В общедоступном понимании мелкая моторика составляет совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, нередко в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Как отмечал Д.Б. Эльконин, в применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Развитие мелкой моторики рук и пальцев способствует развитию познавательной функции восприятия поступающей информации.

Развитию мелкой моторики способствуют разнообразные виды ручной деятельности: рисование, лепка, пальчиковая гимнастика, бумагопластика и др. Мелкая моторика представляет собой одну из сторон двигательной сферы, непосредственно связанной с овладением предметными действиями, развитие продуктивной видов работы, речью и письмом ребенка. Это тонкие движения кисти и пальцев рук. В процессе занятий бумагопластикой решаются педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности и др. Занятия бумагопластикой помогают детям проявить различные способности: конструктивные, творческие, оформительские.

В условиях современности объектом пристальной заинтересованности педагогов стал феномен развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста посредством бумагопластики. Важность решения проблемы развития мелкой моторики рук детей обусловлена тем, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в условиях школы.

Изучением вопроса развития творчества и бумагопластики занимались такие ученые, как С.Е. Большакова, Н.Г. Пищикова, Е.А. Шилкова и др.

Цель исследования - изучение  возможности использования  бумагопластики в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:  

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  2. Рассмотреть значение и изучить особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста;
  3. Рассмотреть различные виды бумагопластики в работе с детьми младшего школьного возраста;
  4. Выявить возможности использования бумагопластики в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Словарь основных понятий

Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Мелкая моторика – это выполнение точных и мелких движений пальцами и кистями рук, в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Графопластическая форма – это результат работы в определенном материале и применения соответствующих навыков.

Бумагопластика – это разновидность конструктивной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это интерактивная игровая технология, бумажный конструктор, способствующий развитию устойчивого интереса к познавательной и художественно-эстетической деятельности.

Квиллинг - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги, склеиваемых между собой листа;

Торцевание – вырезание квадратиков из гофрированной разноцветной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от упражнения или задания, которое необходимо выполнить. Вырезанные квадратики с помощью клея и палочки закрепляются на поверхности необходимой формы;  

Скатывание бумаги – сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем выкатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Рваная бумага – чаще всего газеты или очень тонкая бумага, которую ребёнок сминает, рвёт, комкает. Формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу для создания композиции или аппликации;

Мятая бумага - сгибание и комкание бумаги сводится в основном к созданию объемного изображения или применяется для изготовления поделок для панно или декорации. Работа выполняется поэтапно совместно со взрослым по инструкции;

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Проблемами развития мелкой моторики младших школьников занимались многие исследователи-ученые, такие как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов и др.  Исследованиями связи развития руки и мозга занимались: физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов; педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Е.А. Стребелева; психолог Л.А. Венгер и др.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. 

А.Л. Сиротюк считал, что – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды.

Н.В. Нижегородцева и В.Д Шадриков в своих работах определяли моторику рук как осуществление двигательных действий кисти, точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций.

Таким образом, мелкая моторика рук – это выполнение точных и мелких движений пальцами и кистями рук, в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

К мелкой моторике можно отнести движения – начиная от примитивных жестов (захват объектов) заканчивая самыми тонкими движениями (почерк человека, работа с мелкими предметами). Мелкую моторику в свою очередь определяют моторные навыки, к ним относится: гибкость (активная и пассивная), ловкость, быстрота, синхронность, выносливость, точность.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Исследования Н.Н. Новиковой, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, Н указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая напрямую связана с овладением предметными действиями, развитием творческих видов деятельности, письмом, речью ребёнка.

И.М. Сеченов отмечает, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия воздействия с окружающей средой».

Подробно рассмотрел становление движений руки в ходе эволюции человечества, а также в онтогенезе Н. А. Бернштейн. В книге «О ловкости и ее развитии» он пишет, что ловкость — качество и психическое, и физическое. Главенствующее место по осуществлению ловкости Бернштейн отводит центральной нервной системе: «Гибкая и богатая установочная подвижность, которая присуща кисти, делает человеческую руку гениальным инструментом, достойным мозга ее обладателя».

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией».

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширную миссию в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно - манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в коре головного мозга формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.

Так, Л.В. Фомина, предполагала, что «если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах норм, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

Параллельно с развитием мелкой моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки мелкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым  позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Таким образом, в современной психолого - педагогической литературе под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, так же в сочетании со зрительной системой для выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: точность, ловкость, плавность движений, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. А в дошкольном и младшем школьном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь умственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

2. Значение и особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Дошкольный и младший школьный возраст являются благоприятным периодом для развития мелкой моторики рук. В данном возрасте дети приобретают определенный запас знаний, кругозор, овладевают способами обследования внешних свойств предметов. Около трети всей площади двигательной проекции головного мозга – это проекция кисти рук. Развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук.

К вопросу значения мелкой моторики в развитии ребенка младшего школьного возраста обращались такие авторы, как М.М. Кольцова, О.А. Новиковская, Л.Ф. Обухова, Л.П. Савина, Т.А. Ткаченко и др.

Большое количество исследований посвящено анатомическому изучению коры головного мозга человека, и полученные результаты свидетельствуют об установлении тесной взаимосвязи развития психомоторной функции и речевого аппарата ребенка.

Данное предположение выдвигалось уже в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других отечественных ученых – их исследования позволяют сделать вывод о том, что психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности, а результаты многочисленных исследований доказывают, что мелкая моторика выступает фундаментом развития психических процессов и основой здорового и своевременного развития ребенка. Они подчеркивали, что «движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию».

Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития навыков и письма».

М.М. Кольцова также подчеркивает и тот факт, что уровень развития мелкой моторики руки во многом влияет на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, тренируются не только мышцы, но и способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитывается усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть идет развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук имеет особое значение, при этом процесс влияет на развитие личности ребенка сразу с нескольких сторон: во-первых, с развитием когнитивных (познавательных) способностей; во-вторых, с точки зрения совершенствования речевой функции; в-третьих, с позиции развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

В литературных источниках выделяют три уровня развития мелкой моторики у младших школьников: высокий, средний и низкий. И.А. Светлова характеризует эти уровни следующим образом:

Высокий уровень определяется хорошей согласованностью движений рук, точностью движений, ловкостью, плавностью, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием положения руки.

 Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и основа для развития детской речи. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Развивая мелкую моторику рук, мы можем добиться наилучших результатов, в любом виде  деятельности, а также в развитии личности ребёнка. У таких детей хорошо развито зрение, внимание, слух, память.

По мере роста ребенка его движения совершенствуются и становятся

более разнообразными. У него вырабатываются определенные навыки и умения.

Улучшение координации движений у детей начинается с 3 лет, что связано с созреванием отделов центральной нервной системы, ответственных за этот процесс.

В младшем дошкольном возрасте совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Значительно повышается самостоятельность ребёнка: он учится умываться, одеваться, раздеваться и многое другое. Усложняется предметная деятельность. Ребёнок может бросать мяч в цель, ловить его.

В среднем дошкольном возрасте  возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.

В старшем дошкольном возрасте младшем школьном- совершенствуются ранее приобретённые навыки, появляются новые интересы. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Если развитием ребенка занимались с рождения, то на этом этапе совершенствуется «ручная умелость» ребенка.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др.

Рука ребенка – физиологически не совершенна: не полное окостенение запястья и пальцев, слабо развиты мелкие мышцы рук. Наблюдения за детьми показывает, что им трудно держать карандаш правильно. Заметен также несоответствующий работе мышечный тонус.

 У некоторых детей можно пронаблюдать слабый тонус мелких мышц, что, вследствие, приводит к начертанию тонких, ломаных линий, в то время как у других, наоборот, толщина увеличивается. Понятно, что в этом случае, рука ребенка быстро устает, и без дополнительного отдыха он не может закончить работу.

Ребенку младшего школьного возраста, предстоит узнать, как правильно распределить напряжение мышц на руках, что подразумевает релаксации и чередование напряжения питания. Соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в ручном труде, играх типа «мозаика», при работе с штампами.

Работу по развитию движений рук следует проводить на регулярной основе. Только так можно достичь наибольшего эффекта физических упражнений. Задания должны приносить радость ребенку, нельзя допускать переутомления ребенка. Для того чтобы заинтересовать его и помочь освоить новую информацию, необходимо в обучение включить игру, а если задача показаться трудной – не отступать. При этом не забывать хвалить ребенка.

Ребенок младшего школьного возраста достигает высокого уровня развития мелкой моторики рук только при выполнении различных упражнений для пальцев. Кисти рук приобретают гибкость, хорошую подвижность, исчезает скованность движений.

Умение управлять руками – основа овладения навыками, необходимыми ребенку в повседневной жизни. Мелкая моторика играет роль в развитии психических процессов. Уровень развития мелкой моторики – это показатель готовности ребенка к школе.

Недостаток развития мелкой моторики может привести к отсутствию интереса к продуктивной деятельности, к сложности в адаптации к образовательному процессу в школе, к недостаточному развитию творческих способностей и психических процессов, к задержке или дефектам речи.

Развитию мелкой моторики способствуют разнообразные виды ручной деятельности: рисование, лепка, пальчиковая гимнастика, бумагопластика и др. Мелкая моторика представляет собой одну из сторон двигательной сферы, непосредственно связанной с овладением предметными действиями, развитие продуктивной видов работы, речью и письмом ребенка. Это тонкие движения кисти и пальцев рук.

В процессе занятий бумагопластикой решаются педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности и др. Занятия бумагопластикой помогают детям младшего школьного возраста проявить различные способности: конструктивные, творческие, оформительские.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно,  только целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений; Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Развитие мелкой моторики руки у детей тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга.

3.Понятие бумагопластика. Виды бумагопластики в работе с детьми младшего школьного возраста

Для развития основ творческого воображения, мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения ребенка особое значение имеют специфические разновидности такого вида деятельности как конструирование – конструирование из бумаги – бумагопластика.

В настоящее время вновь возродился интерес к художественному конструированию из бумаги. Многие современные исследователи детского художественного творчества по-новому рассматривают этот вид детской деятельности и его значение для развития ребенка. В научно-практических разработках Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Г.Н. и Л.В. Пантелеевых, Л.А. Парамоновой и др. сочетаются классика и современность, традиции и новаторство.

Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности младших школьников направлено на получение конкретного результата — поделки. Это познавательное занятие тесно связано с игрой, и поэтому очень интересно для ребенка. Конструирование развивает детское мышление, а именно операции анализа и синтеза.

Л.А. Парамонова дала следующее определение бумагопластики – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала – бумаги.

Бумагопластику можно считать синтезом разновидностей изобразительной и конструктивной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из разных материалов, коллажа. С лепкой и коллажом бумагопластику роднит объемность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из разных материалов – видоизменение плоской формы путем сгибания, складывания, разрезания. Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации. С рисованием бумагопластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей. Поэтому создание изображения в бумагопластике требует от ребенка основных технических навыков и умений, которые вырабатывались в результате многократных упражнений в разных видах изобразительной и конструктивной деятельности.

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. «Пластика» – от греческого «лепить». Бумажная пластика – лепить из бумаги. Бумажная пластика – разновидность лепки, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.

Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами.

Занятия по моделированию и конструированию из бумаги не требуют особых приспособлений, специального оборудованного рабочего места. Достаточно листов бумаги и минимума инструментов, которые есть у каждого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, клей). А фигурки оригами и вовсе можно складывать, где угодно, в любой ситуации – ведь необходимы лишь руки да лист бумаги.

В зависимости от замысла и назначения изделия применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для работы, связанной со складыванием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага – применяются для изготовления различных конструкций.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание и др.. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике.

Сминание – самая простая техника, позволяющая ребенку изменить форму бумаги и увидеть в ней целостный образ. Игра с бумагой часто основывается на нее сминании. Дети младшего школьного возраста, сминая бумагу, способны создавать определенные образы предметов. Например, тонкой цветной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу в форме корзиночки или собрать из цветов яркий букет. Так возникают интересные пластичные формы, поскольку ребенок одну бумажку сминает сильнее, другую меньше и получает разнообразную фактуру. Маленькими разноцветными комочками дети могут украсить шапочку для своих новогодних костюмов, «покрыть» перьями красивую бумажную птицу или «одеть» в шерсть овцу. Такой коллективно выполненной работе радуются все дети.

Разрывание (обрывание) - одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто с удовольствием разрывают бумагу на кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающего мира: листок, жучок, конфета и пр. Ребенок младшего школьного возраста, разрывая бумагу, начинает обращать внимание на случайно возникшую форму обрывков, долго их рассматривает, затем наделяет их определенным содержанием («это – машина, заяц, мячик и т. д.»), потом забавляется действием с ними: разговаривает, двигает, воспроизводит различные звуки, складывает кусочки друг с другом и таким образом создает весьма оригинальные картины.

Разрезание и сгибание являются более сложными и одновременно более распространенными техниками. Дети младшего школьного возраста успешно овладевают ими. Нужно отметить, что традиционное конструирование из бумаги – оригами и киригами – это достаточно сложный вид деятельности. Он предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, так как ошибку почти невозможно исправить. Обычно взрослые несколько раз показывают и объясняют «шаг за шагом» всю последовательность создания любой фигурки (конструкции), а дети механически повторяют и часто уже через два-три дня ничего не могут вспомнить и сделать без подсказок.

Существует огромное многообразие видов бумагопластики: квиллинг, оригами, торцевание и многое другое. Все они обширно используются.

Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений.

Мастера квиллинга используют достаточно много инструментов. Это: шило, пинцет, ножницы, ножницы.

При работе с детьми младшего школьного возраста достаточно ограничиться зубочистками. Клей лучше использовать ПВА – бутылочки с дозатором удобны для детей, и он прочно соединяет детали. Бумага для квиллинга сейчас доступна в книжных магазинах. Она представляет собой нарезанные полоски шириной 3 мм. Можно приобрести пачку цветной бумаги для принтеров и нарезать ее. Для детей можно нарезать полоски чуть более широкие – 5–7 мм. Подойдет также двухсторонняя тонированная бумага для детского творчества.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура.

Торцевания – это один из видов бумажного конструирования, это метод работы с гофрированной бумагой. Эту технику можно отнести и к способу, и к виду квиллинга (бумагокручения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Материал необходимый для изготовления таких композиций прост и доступен, а выполнение поделок не требует специальных навыков, такие поделки смогут делать даже дети младшего школьного возраста. Несмотря на то, что создание работ методом торцевания – работа несложная, все же чрезвычайно кропотливая, тем самым она способствует развитию у детей усидчивости, аккуратности, и самое главное, развитию мелкой моторики рук.

Оригами – это искусство складывания из листа бумаги. В классическом оригами складывание выполняется из одного квадратного листа белой бумаги без помощи ножниц и клея. Отказ от одного из требований приводит к появлению различных направлений оригами:

 Если отказаться от квадратной формы листа бумаги, то появится возможность складывания из листа различных форм, например: листы формата А4, денежная форма, форма правильных многоугольников.

 Если разрешить использование количества листов бумаги больше одного, то это может быть либо многослойным складыванием, которое используется при складывании бумажных цветов, либо модульным оригами, когда каждый модуль складывается из отдельного листа бумаги.

 Если в модульном оригами все модули одинаковые, то оно является мономодульным, в противном случае, гетеромодульным.

 Декоративным оригами называется в том случае, если отказались от белого цвета бумаги.

 Разрешение применения ножниц, для выполнения некоторых разрезов, характеризует кирикоми оригами.

Модульное оригами является одним из самых распространенных видов оригами, в котором работа складывается из множества частей (модулей). Каждый из таких модулей складывается по принципу классического оригами, после модули собираются в одно целое при вкладывании друг в друга, при этом сила трения не позволяет композиции распасться, также используется клей ПВА (по желанию).

Айрис фолдинг – вид бумагопластики при котором рисунок заполняется небольшими полосками бумаги, накладываемые друг на друга под определённым углом, создавая эффект закручивания. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости.

Рисунки в технике Айрис Фолдинг делаются с помощью айрис-шаблонов. На схеме каждого шаблона нанесены линии и цифры. Линии означают границы наклеивания полосок, цифры – последовательность наклеивания. Нарезаются полоски из цветной бумаги. Длина, ширина, цвет и количество полосок соответствует требованиям, определяемым айрис-шаблоном. Каждую полоску принято складывать вдоль вдвое, чтобы они получались толще и плотней, а край получился более ровным. Полоска №1 наклеивается первой, далее - по возрастанию. Шаблон убирается, работа дополняется деталями. С обратной стороны приклеивается лист белой бумаги для придания аккуратности и эстетического вида поделке.

Разнообразие техник бумагопластики позволяет, и разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приёмам работы.

Занимаясь бумагопластикой, дети младшего школьного возраста знакомятся со свойствами бумаги различной фактуры, ее выразительными возможностями, приобретают навыки работы. У них развиваются такие мыслительные операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Бумагопластика неразрывно связана с сенсорным развитием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, детей обучают аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Таким образом, рассмотрев использование различных видов бумагопластики в работе с детьми младшего школьного возраста можно сделать вывод, что применение такой универсальной техники как бумагопластика в работе с детьми младшего школьного возраста положительно влияет на всестороннее развитие ребенка.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции. В постоянных целенаправленных упражнениях по работе с бумагой развиваются все физические и психические силы, способности, черты характера, которых требует данная деятельность. А от того, чем занят ребенок, о чем думает, что воспринимает, что делает, от того, как эта деятельность организована взрослыми, зависит и ее результат, прогресс в развитии ребенка.

4. Возможности использования бумагопластики  в развитии мелкой моторики  детей младшего школьного возраста

Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы все это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей.

Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Работа с бумагой – прекрасный способ развития мелкой моторики пальцев рук, она способствует развитию креативности, индивидуальности, расширяет художественный кругозор, формирует творческое отношение к окружающему миру, художественно-эстетический вкус. Бумага – это самый доступный и универсальный материал для ребёнка.

Для создания аппликации поделки необходимо проявить усилие, овладеть умениями вырезать, склеивать, приобрести навыки обращения с ножницами, кистью. Это требует затраты физических сил, трудовых навыков, для освоения техники выполнения требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, плавности, ритмичности. В процессе работы с ножницами, с бумагой у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев. Выполнение аппликации способом «бумажные комочки» или мозаичным способом побуждает пальчики работать.

Одним из эффективных средств развития мелкой моторики ребенка младшего школьного возраста является оригами. Вопросы использования оригами как средства развития мелкой моторики рук изучались в работах С.Ю. Афонькина и Е.Ю. Афонькиной. Авторы подчеркивают, что ребенок, создавая поделку из бумаги, выполняет разнообразные движения обеими руками, что способствует развитию синхронизации работы обеих рук, всеми пальчиками, нажимая и усиливая соприкосновения пальцев с бумагой. Соблюдая правила работы в этой технике – соблюдение совпадения углов, сторон, тщательное проглаживание складок, не только улучшают качество своего результата, но и укрепляют и тонизируют мышцы пальцев ребенка.

При изготовлении поделок из бумаги у ребенка младшего школьного возраста развивается мелкая моторика, происходит постоянная смена расслабления и напряжения мышц пальцев, что влияет на формирование моторной области. Чтобы сделать фигурку, ребенок выполняет различные мелкие и точные движения, это обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность, гибкость движений пальцев.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. В младшем школьном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определенного продукта. Характерной особенностью процесса конструирования являются воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления. В процессе конструирования из бумаги ребенок учится «общаться» с бумагой, угадывать ее качества; развивается мелкая моторика пальцев, что очень важно для нормального формирования речи.

Прежде всего, следует отметить, что бумагопластика формирует способность ребёнка работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивает мелкую моторику рук, а соответственно и речевую активность Бумагопластика развивает пространственное воображение, учит читать схемы и чертежи, по которым складываются фигурки. Работа по изготовлению поделок, игрушек из бумаги – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Ребенок не только приобретают новые знания, навыки, умения, но и решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. В работе развивается координация движений рук и глаз, а согласованность движения пальцев – один из основных навыков письма, черчения.

Нами определены педагогические принципы, обеспечивающие наиболее действенное использование бумагопластики как средства развития мелкой моторики:

  1. Принцип доступности. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  2. Принцип системности работы. Систематические занятия – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к следующей ступени – дальнейшему школьному обучению.
  3. Принцип «от простого к сложному». Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ;
  4. Принцип ориентации на достижение успеха. Создание условий для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха;

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы сделали выводы, что технику бумагопластика возможно использовать в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Данная техника способствует развитию сенсомоторики - слаженности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий, гибкости. Труд с бумагой и картоном влияет на умственное развитие детей младшего школьного возраста, на развитие их мышления, воображения. Происходит интенсивное развитие мелкой моторики руки у детей младшего школьного возраста.

Так же можно отметить, что деятельность детей с применением техники бумагопластики способствует развитию их личных качеств, воспитанию характера, развитию многих навыков и умений, необходимых в дальнейшей жизни ребенка. Изготовление поделок, панно, игрушек, требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение не бросать работу и доводить начатое дело до конца.

Создавая изображения или поделку при помощи бумагопластики, ребенок осмысливает поэтапность выполнения работы, ее качество, запоминает характерные особенности и детали разных предметов их название, продумывает средства и форму передачи образов в поделке, рисунке или объемной аппликации.

Заключение

В условиях современности объектом пристальной заинтересованности педагогов стал феномен развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста посредством бумагопластики. Важность решения проблемы развития мелкой моторики рук детей обусловлена тем, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в условиях школы.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу о развитии мелкой   моторики детей   мы   сделали  вывод,  что

 в современной психолого - педагогической литературе под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, так же в сочетании со зрительной системой для выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: точность, ловкость, плавность движений, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка.

Рассмотрев значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что развитие мелкой моторики, способствует развитию мышления и речи ребенка.

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений; Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Развитие мелкой моторики руки у детей тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга

Рассмотрев использование различных видов бумагопластики в работе с детьми младшего школьного возраста можно сделать вывод, что применение такой универсальной техники как бумагопластика в работе с детьми младшего школьного возраста положительно влияет на всестороннее развитие ребенка.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.

Технику бумагопластика возможно использовать в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Данная техника способствует развитию сенсомоторики - слаженности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий, гибкости. Труд с бумагой и картоном влияет на умственное развитие детей младшего школьного возраста, на развитие их мышления, воображения. Происходит интенсивное развитие мелкой моторики руки у детей младшего школьного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом, развиваются навыки ручной...

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Развитие мелкой моторики у детеймладшего школьного возраста...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»...