Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бадеева Туяна Гомбоевна

Технологическая  карта

открытого  урока  по литературному чтению в  4   классе

 

( к учебнику Л. Ф. Климановой, Горецкого В.Г., Головановой М.В «Литературное чтение»,

УМК «Школа России)

по теме:

 

«Чудесный мир классики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта

открытого  урока  по литературному чтению в  4   классе

( к учебнику Л. Ф. Климановой, Горецкого В.Г., Головановой М.В «Литературное чтение»,

УМК «Школа России)

по теме:

«Чудесный мир классики»

Технологическая карта урока  по  « Литературному чтению»

Тема:  Чудесный мир классики

Цели:   обобщить полученные знания учащимися по разделу; развивать навыки осознанного чтения текста, развивать   речь, логическое мышление; создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий; воспитывать чувство гордости и восхищения отечественной литературой.

Планируемые результаты:

 предметные:  уточнить смысл понятий «классика», «проза», умения выбирать правильный ответ, ориентируясь на полученные знания, создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий;

Метопредметные:

регулятивные: формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание  своей работы

познавательные:  анализ прочитанных текстов, выделение основной мысли

коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественных текстов, обсуждение ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;

личностные:  проявление корректного отношения к мнению и высказыванию одноклассников.

Тип урока:  урок обобщения и коррекции знаний, урок-конкурс

Форма организации:  самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов

Методы:  объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

    Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, технологическая карта урока, учебник, листы для ответов, грамоты победителям и участникам конкурса.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Слайды 1-2

      «Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом»

 Этими словами французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII века Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на  я бы хотела начать наш обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики», который мы проведём в виде конкурсов. А победители в конце урока будут награждены Грамотами.

Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?

 Читают афоризм.

Подготовка к восприятию нового.

Обеспечение мотивации обобщения изученного материала.

Слайд 3

Перед началом урока давайте вспомним, что такое «классика»? 

- Где более точное определение этому слову мы можем найти?  Правильно, в словаре.

Классика- образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Высказывание учащихся.

Дают ответ на поставленный вопрос.

Читают данные из словаря.

Обобщение изученного материала.

                           

Обеспечение восприятия, осмысления и воспроизведения изученного  материала.

Слайд 4

Слайд 5

   

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

       

Слайды 10-11

Слайд 12

Слайды 13-14

Слайды 15-17

Слайды 18-19

Действительно все прочитанные произведения в этой теме являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.

Но кто же эти авторы?

- И начнем мы наш урок-конкурс вот с конкурса «Биография».  Ваше задание: прочитать отрывок из биографии поэта или писателя и узнать о ком идёт речь.

1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.  Пётр Павлович Ершов

2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Александр Сергеевич Пушкин

3. Родился  он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. Лев Николаевич Толстой

4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей  вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала.         Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. Антон Павлович Чехов

5. В  дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Михаил Юрьевич Лермонтов

-Мы вспомнили имена классиков русской литературы и теперь должны вспомнить их замечательные произведения, с которыми мы познакомились на уроках чтения. И так, следующий конкурс  «Разминка». Вам нужно соединить имя автора и название произведения, которое он написал.

М. Ю. Лермонтов       «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А. П. Чехов                 «Ашик-Кериб»

П. П. Ершов                «Детство»

А.С.Пушкин               «Мальчики»

Л.Н.Толстой              «Конек-горбунок»

Чтобы поглубже окунуться в мир произведений, предлагаю провести следующий конкурс  «Продолжи». На слайдах вы увидите отрывки из произведений. Ваша задача продолжить его предложением.

А кто назовёт произведение и автора этого отрывка, получит дополнительные +.

(Проверка: ребята доказывают правильность выбора предложения чтением отрывков из произведений. Проверяется выразительное чтение.)

 1. В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить ….

И пшеницу шевелить. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов

2. Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых …

Давно, давно ты ждёшь меня. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов

3. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла … 

Поднялась и расцвела.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин

4. Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен …

Слёзы брызгами летят. «Дары Терека» М.Ю.Лермонтов

ФИЗМИНУТКА.  «Сидя на стуле»

https://www.youtube.com/watch?v=EAR1tW1eKAI

Надеюсь, вы хорошо отдохнули и у вас поднялось настроение. Думаю, можно продолжать наш конкурс.

Следующий конкурс «Узнай по слову».

Ваше задание: по одному слову узнать название произведения и его автора.

  • КАМЕНЬ        

-  Найдите в тексте  и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?

  • ЗЕРКАЛЬЦЕ

- Найдите в тексте как А.С.Пушкин описывает зеркальце.

  • ДАРЬЯЛ  

-  Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает Терек

  • АМЕРИКА    

- Зачем мальчики решить уехать в Америку?

  • КАРАУЛЬЩИК

- Кто такой караульщик? Каким синонимом можно заменить?

  • ПОДРУГА

 – Почему А.Пушкин называл свою няню подругой? Разве это возможно?

  • ТИФЛИЗ

- Что такое Тифлиз?

  • НИКОЛЕНЬКА

- Найдите и прочитайте описание мальчика? О чём хотел сказать автор?

Предлагаю следующий конкурс  «Узнай по предмету» .  Теперь вашей задачей будет узнать произведение и автора по рисунку.

  • Монета, лошадь, перо, мешок.  «Конёк-горбунок» П.П.Ершов
  • Месяц, пёс, яблоко, зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне…» А.С.Пушкин
  • Ножницы, чечевица, карта. «Мальчики» А.П.Чехов

Пришло время последнего конкурса «Блиц-вопрос». На экране будет выходить вопрос, а вы должны как можно быстрее дать на него ответ.

  • Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван? (белого)
  • Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»? (зеркальце)
  • Как звали собаку семи богатырей? (Соколко)
  • Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого? (мужик)
  • В какую страну собирались сбежать мальчики?( в Америку)
  • На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб? (гусли)

 

Ответы детей по текстам слайда.

(вначале дети записывают ответы на листочках, затем озвучивают. У кого правильный ответ- ставят +. По количеству + определяется победитель каждого этапа и всего конкурса)

Обсуждают и доказывают правильность ответов.

Ответы детей по текстам слайда.

Обсуждают и доказывают правильность ответов, используя учебник.

Читают отрывки, пытаются воспроизвести его продолжение.

Доказывают правильность ответов, используя учебник.

Выразительно читают отрывки.

Учащиеся выполняют движения в музыкальной видео-физминутке

Читают слова. Дают ответы.

Выполняют задания учителя, используя полученные знания и учебник.

Рассматривают картинки, дают ответы.

Объясняют правильность своего выбора.

Дают ответы. (По надобности, доказывают чтением отрывков из текстов.)

Подведение итогов. Рефлексия.

Обеспечение обобщения знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации.

Слайд 20

Слайд 21

И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока.

Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений, интересным развитием сюжета и др.).

Давайте вернёмся с вами к словам Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на, которыми  мы начали наш урок.

-Согласны ли вы с его высказыванием?

Замечательно! Предлагаю и вам на время стать писателем и написать  синквейн  на тему «Классика»

первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья строка -  описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Пример:

Классика

Чудесная интересная

Воспитывает, обучает, развивает

Открывает мир русской литературы

Восхищает

Высказывание детей.

Перечитывают афоризм. Дают ответы.

Составляют и зачитывают составленные синквейны.

Оценивание и награждение

Обеспечение эмоционального состояния учащихся

Слайд 22

 

Пришло время подвести итоги конкурса и поздравить победителей и участников нашего конкурса. (вручаются грамоты)

Спасибо за урок! Вы молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...