Урок литературного чтения В.В. Бианки «Синичкин календарь».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гурова Елена Юрьевна

В.В. Бианки «Синичкин календарь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_gurova_e.yu_.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Солнце и ветер», В.В. Бианки «Синичкин календарь».
Цель: ознакомление с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.

Задачи: 1.  Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.

               2. Продолжить обучение детей различным видам чтения («цепочкой», по ролям, выборочно), умению пользоваться толковым словарём, давать точные ответы на поставленные вопросы; определять точку зрения автора.

               3. Учить выражать своё отношение к произведению, к автору.

               4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, учить детей видеть красоту природы.

  1. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края, доброту.

УУД

Познавательные:  выполнять  выразительное чтение  прочитанного произведения,   различать жанр текста,  устанавливать  причинно-следственные связи, осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста, ориентироваться в учебниках и   литературных источниках, сравнивать предметы, предполагать тему произведения, извлекать из текста необходимую  информацию, выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью,  строить  логическую  цепь рассуждений, извлекать информацию из рассказа учителя.

Личностные: самоопределяться, осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных  и  жизненных речевых ситуаций,  адекватно  понимать  причины  успеха / неуспеха в учебной деятельности, выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью, развивать самооценку на основе критериев успешности, выражать свои эмоции.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, применять навыки делового сотрудничества в группе,  учитывать  разные мнения, вступать в диалог (отвечать на вопросы), сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре (группе),  формулировать  и аргументировать  свое  мнение, сотрудничать с товарищами при выполнении упражнений, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самопроверку работы, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки, осуществлять самопроверку работы.

Оборудование: учебник, тетради, аудиозапись голоса большой синицы, листочки, шаблоны для изготовления моделей обложки, солнце.

Ход урока.

Этап урока

Содержание Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

1. Организацион-ный момент (1- 2 мин.)

Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята!

Настал новый день. Улыбнитесь друг другу…

Выдохните все беспокойство…

Вдохните свежесть морозного утра, тепло солнечных лучей.

Пойдем в мой край,
В поля, в луга Орловщины,          
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на "ты"
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня
Начало всех начал.

-Эти замечательные стихи написал наш земляк – Орловский поэт Дмитрий Иванович Блынский. Его имя носит наша школа.

 - Кто из вас догадался, произведения на какую тему  мы  сегодня будем читать? Как называется новый раздел?

-Прочитайте название раздела в учебнике.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

-О природе

-Произведения о родной природе

-Дети читают

Познавательные: предполагать тему произведения.

Личностные: самоопределяться.

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Речевая разминка

(2 мин.)

Пропоем гласные:

А-о-у-ы          И-э-ю-я              О-э-и-у

Повернитесь ко мне спиной и повторите за мной слоги и слова:

Ла-ра             дом-том

Ло-ро            Дима-Тима

Лу-ру            кадушка-катушка

Игра «Топни-хлопни». 

Если услышите звук [р] – хлопните в ладоши, звук [л] – топните одной ногой:

Ворона, сорока, галка, грач, сойка, сорока, дрозд,

- Что объединяет все эти слова?

Выполняют задания учителя

–Названия птиц

3. Работа с текстом до чтения

 (3 мин.)

Антиципация

- А как называется первое произведение, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (солнце)

2. Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В дом просится. (ветер)

-Сегодня мы будем читать произведение «Солнце и ветер»

- Откройте учебник на стр. 33

- Кто написал это произведение?  

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна. Большую часть своей жизни провёл писатель в своем имении. По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитому дворянскому роду. В семье Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. Но дети рано осиротели.

Воспитательницей детей стала их дальняя родственница. Она и сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.
В 1859 году Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Лев Николаевич сам обучал ребят грамоте.  Он создал «Азбуку» и книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

- Рассмотрите иллюстрации.

- О чем будет идти речь в этом произведении?

Отгадывают загадки.

Открывают учебник.

Отвечают.

Работают с иллюстрацией. Высказывают предположения.

Познавательные: ориентироваться в учебниках, сравнивать предметы, предполагать тему произведения, выражать свои  мысли  с достаточной полнотой и точностью Личностные: осознавать значимость чтения, проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения. Коммуникативные: формулировать и аргументировать свое  мнение, учитывать разные мнения.

 

4. Работа с текстом во время чтения

(3 мин.)

- Чтение учителем 

 - Каким словом можно заменить слово «прежде»? Посмотрите в словаре.

 

- Какие предположения оправдались?

-  О чем спорили солнце и ветер?

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают со словарем.

-Кто из них сможет раздеть человека.

 

Познавательные: извлекать из текста необходимую информацию;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

 строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

5. Работа с текстом после чтения

(10 мин.)

  1. Прочитайте текст.

- Удалось ли ветру раздеть человека? Найдите предложение в тексте и прочитайте.

- Почему человек разделся? Найдите предложение в тексте и прочитайте.

  1. Откройте рабочую тетрадь на с. 19, № 1 

- Прочитайте задание.

- Выполните, работая в парах. 

- Какие слова вы выписали про ветер?

-  Дайте характеристику ветру. Какой он?

- Какие слова вы выписали про солнце?

- Что вы можете сказать о солнышке? Какое оно?

-Рассмотрите иллюстрации. Как их можно озаглавить? Работа по вариантам.

1 в.-  подберите название к первой иллюстрации

2 в. – подберите название ко второй иллюстрации

- Давайте проверим.

- Солнце приносит нам свет и тепло.

-К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

- О чем эта сказка?

- Ребята, как характеризует сказка «Солнце и ветер» писателя Л.Н.Толстого? 

- Каким вы его себе представляете?

Читают текст по абзацам.

Отвечают и зачитывают предложения.

Зачитывают задание.

Читают текст «про себя».

Выполняют зад.1 в тетради – в паре.

Проверяют, отвечают   на вопросы.

 Подбирают заголовки к иллюстрациям по вариантам.

 

Отвечают на вопросы

Познавательные: выполнять  выразительное чтение  прочитанного произведения,   осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста,   извлекать информацию из рассказа учителя, различать  жанр текста.

Личностные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных  и  жизненных речевых ситуаций, развивать самооценку  на основе критериев успешности.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре,  формулировать  и аргументировать  свое мнение.

Регулятивные:  осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, осуществлять самопроверку работы.

6. Физминутка

(2 мин)

- Руки подняли и покачали - 
   Это деревья в лесу, 
   Вниз опустили, 
   Кисти встряхнули – 
   Листья роняют росу. 
   В стороны руки, 
   Плавно помашем – 
    Это к нам птицы летят. 
   Как они сядут – тоже покажем, 
   Крылья сложили назад.

Выполняют движения.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении упражнений.

В.Бианки «Синичкин календарь»

7. Работа с текстом до чтения

(4 мин.)

Антиципация

А давайте сейчас устроим птичий гомон в лесу. Повторяйте за мной:

-Чиви-чиви! Чиби-чиби!

-Чи-чи! Чи-чи!

-Дро-дро! Дро-дро!

-Те-тер! Те-тер!

-Гра-гра!

-Чай-чай-чай!

-Сквор-сквор!

- А вот так поет синица: (звучит аудизапись)

-Зинь-зинь-тан! – поет синица.

Сегодня у нас на уроке герои следующего произведения. Хотите их послушать?

Синичка. Я –  веселая синица,

Я морозов не боюсь.

Даже в минус двадцать пять,

Буду песни распевать.

 Зовут меня Зинька, потому что я люблю петь «зинь-зинь-зинь!».

Воробей. Мы воробьи.

Мы с вами круглый год.

Нас ни жара, ни холод не берёт.

Пускай, как соловьи, мы не поём,

Зато семьёю дружною живём.

Смотри, Зинька, какая красивая новогодняя елка у нас сегодня в лесу! Сегодня праздник-Новый год!

Синичка. А что такое Новый год?

Воробей. Самый большой праздник в году Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Январь – начало календаря.

Синичка. А что такое календарь?

Воробей. Какая ты еще маленькая! Календарь – это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев. Январь – это первый месяц года.

Синичка. Мне всё понятно, теперь я знаю, что такое календарь!

− А вы, ребята, поняли, что такое календарь?

- Давайте посмотрим значение этого слова в Толковом словаре С.И.Ожегова.

  1. Календарь – способ счисления дней в году
  2. Календарь – таблица или книжка с перечнем всех дней в году
  3. Календарь – распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности.

- Кто были героями диалога?

  А наблюдать за ними мы будем глазами исследователя, натуралиста и замечательного русского писателя Виталия Валентиновича Бианки.

- По иллюстрациям и названию подумайте, о чем это произведение?

- Как вы думаете, у синицы есть свой календарь?

- На это вопрос ответим позже.      

Дети повторяют за учителем.

Дети слушают диалог.

Дети зачитывают значение слова «календарь»

 

Дети высказывают свое мнение

Рассматривают иллюстрацию. Высказывают предположения.

Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, ориентироваться в литературных источниках. Коммуникативные:  вступать в диалог (отвечать на вопросы), участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

8. Работа с текстом во время чтения

(6 мин)

Словарная работа

Кафтан – старинная тёплая мужская одежда (короткое пальто)

- Послушайте произведение «Синичкин календарь»

- Какие предположения оправдались?

- В каком месяце происходит действие произведения?

- Чтение текста «по абзацам».

- Как автор назвал синичку? Объясните.

- Почему?

- Почему Зинька запела? Прочитайте.

-О чем предупредил Зиньку старый воробей? Прочитайте.

-Кого из этих героев можно назвать старшим и мудрым? Почему? (воробей; он делал предупреждение Зиньке)

- Дайте характеристику Зиньке. Какая она?

-О чем пела Зинька?

-Ребята, о чем нам хотел рассказать автор?

Пытаются объяснить смысл словарного слова.

 

Читают текст, отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ.

 

-Весёлая, беззаботная, молодая, неопытная…

-О смене «кафтана»

-Об изменениях в природе; о том, что старшие дают хорошие советы и к ним нужно прислушиваться)

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание на основе прочитанного текста.

Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

9. Работа с текстом после  чтения

(7 мин)

- Смоделируем обложку к этому произведению. Работаем в группах.

- Проверим

- Кто автор произведения?

-Как называется произведение?

- К какому жанру относится это произведение?

- Какова тема сказки?

-  Сравните свои обложки с образцом.

- Оцените работу в группах.

- Прочитайте задание 1 в рабочей тетради на с. 20

- Поработайте в группах

- Приглашаю представителя от каждой группы. Под нашим солнышком прикрепим эти слова.

Выглянуло солнышко

Веселое яркое

Пригревало немножко

С крыш повисли сосульки

Заструилась вода.

- Выполните задание 2 на с. 20.

- Какое слово записали?

- От какого слова произошло слово «пташечка»?

- Кого называют птахой?

- Чем отличается слово птаха от слова пташечка?

- Чтение по ролям.

- Как вы думаете, кто из героев прав и почему?

- Есть ли у синички календарь, о котором мы читали в толковом словаре?  

- О каком календаре говорится в сказке?

- В. В. Бианки сочинил сказку «Синичкин календарь», в которой мы наблюдаем за изменениями в природе в каждый из 12 месяцев года глазами синички Зинька.  Это помогает нам лучше понять жизнь природы. Прочитать о путешествиях Зиньки вы можете узнать, прочитав эту книгу.

Моделируют обложку, используя шаблоны.

-Сказка о природе

Сравнивают свою модель с эталоном и оценивают.

Читают задание.

Работают в группах.

От каждой группы выходит представитель, берет сочетания слов и прикрепляет к доске.

Записывают слово в тетрадь,

отвечают на вопросы учителя.

Читают текст по ролям.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают книгу.

Познавательные: самостоятельно делать простые выводы.

Личностные: выражать свои эмоции.

Коммуникативные:   слушать и понимать других; применять навыки делового сотрудничества в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные:  оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки, осуществлять самопроверку работы.

X. Итог урока

(2 мин)

-Какие произведения мы прочитали?

- Кто их авторы?

-Что объединяет произведения Л.Н.Толстого и В.В. Бианки?

- Л.Н.Толстой жил почти на 100 лет раньше В.В.Бианки, но они очень любили родную природу и написали о ней много замечательных произведений.

Отвечают на вопросы  

Познавательные: устанавливать  причинно-следственные связи.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

XI.  Рефлексия

(2 мин)

Солнышко светило сегодня на уроке для вас. Оно очень хочет вас согреть своими лучиками еще больше.

Кому на уроке было комфортно – прикрепите к нашему солнышку длинные лучики

Кто чего-то не понял – средние лучики.

Кому было непонятно – короткие лучики.

Оценивают свою деятельность и  прикрепляют листочки.

Личностные: адекватно понимать  причины успеха / неуспеха в учебной деятельности  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Музыкант"В. Бианки

Урок литературного чтения для 2 класса с презентацией...

Урок литературного чтения В.В.Бианки "Сова" 3-й класс

Тема: В.В.Бианки "Сова"Цели: 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – с...

презентация к уроку литературное чтение на тему "Бианки,мышонок пик"

презентация к уроку литературное чтение на тему    "Бианки,мышонок пик"...

Конспект к уроку литературного чтения В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...

Урок литературного чтения Виталий Валентинович Бианки "Сова"

На уроке литературного чтения по произведению В.В. Бианки "Сова" учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприним...

Урок литературного чтения В.В.Бианки "Музыкант"

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...