Русская народная сказка "Каша из топора" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Хасанова Фарида Сабитовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka_kasha_iz_topora_2_klass_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: русская народная сказка «Каша из топора».

Педагогическая    цель: содействовать формированию умений объяснять причины поступков, совершаемых героями; соотносить иллюстрации с содержанием текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; объясняют действия персонажей.

Личностные: рассказывают о чувствах, которые вызывает сказка; проявляют сопереживание; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию.

Образовательные ресурсы: презентация, аудиозапись, мультипликационный фильм (на усмотрение учителя), иллюстрации

Содержание урока

I.        Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). (слайд №1)

Поскорей проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пожелаем всем удачи. За работу, в добрый час! Много сказочных событий поджидает нынче нас.

II.        Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Прочитать текст, записанный на слайде, и определите егo жанр.

(слайд № 2)

Кланяется, кланяется,

Придёт домой - растянется.

+ Это загадка.

- Отгадайте загадку.

+ Топор.

- Давайте прочитаем ее скороговоркой.

- Что такое топор и для чего он нужен?

(слайд №3)

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

+ Каша.

- Из чего можно сварить кашу?

+ Из манной, овсяной крупы, пшеничной…

- А можно ли из топора сварить кашу?

+Нет.

(слайд №4)

-А герой одной из сказок  смог это сделать. Название этой сказки и поможет вам узнать тему сегодняшнего урока. Назовите ее. («Русская народная сказка "Каша из топора"».)

III.        Постановка учебной задачи.

-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте цели урока.

(слайд №5)

Прочитать… (русскую народную сказку «Каша из топора»).

Проанализировать... (эту сказку).

Учиться... (выразительно ее читать).

IV.        Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

  1. Словарная разминка.

(слайд №6)

Служивый - солдат, военнослужащий.

Побывка  - приезд к кому- нибудь  на короткое время.

Вдовoль  – достаточно.

Варево   - горячее жидкое кушанье.

Чулан   -  помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить - прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл -  большой металлический сосуд для варки каши.

Коли - если бы.

Этакую - такую.

Смётка  – смекалка.( сообразительность)

ФИЗМИНУТКА

                     Раз, два - мы считаем

                     И шагаем, и шагаем.

                     Три – четыре, три – четыре

                     Руки в стороны пошире.

                     А теперь все потянулись,

                     Оглянулись, улыбнулись.

                     Вместе дружно все присели,

                     Потом встали, полетели.

  1. Прочтение сказки. (либо прослушивание аудиофайла)

Первичная проверка понимания. (слайд №7)

Какой показалась вам эта сказка: смешной, грустной, страшной или еще какой-то? Объясните свое мнение.

Варианты ответов:

  • Сказка смешная. Уж очень жадной и глупой была старуха.
  • Эта сказка не грустная, потому что солдат ничего плохого старухе не сделал. Он еще ей кашу сварил.
  • Немножко печальной, потому что бывают такие люди жадные, как эта старуха. Она даже солдату, который ее защищал, не хотела дать еды.
  • Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?
  • А кто автор этой сказки?

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

Разминка для глаз. (слайд № 8,9)

  1. Повторное (по цепочке) чтение сказки.
  • Обратите внимание, как герои общаются друг с другом. (Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям)
  • (слайд №10)
  • Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.)
  • Как вы понимаете это выражение?
  • Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?
  1. Соотнесение иллюстраций к сказке с ее повествованием.

В чем иллюстрации к сказке не соответствуют повествованию? (В сказке сказано: «Тут он приметил топор без топорища» ~ на иллюстрациях изображен топор с топорищем.)

На второй иллюстрации (с. 58) нарисованы еще и репа, огурец, зеленый лук и хлеб. Художник развил идею ожидаемой щедрости старухи.

Развитие внимания к внутреннему состоянию человека, определяющему его поступки.

Работа над заданиями 1, 4, 6 (с. 58).

Почему старуха, у которой «всего вдоволь», «прикинулась» сирoтой? (Ответы детей.)

Вы совершенно верно выделили ее жадность и глупость.

Почему солдат ел кашу и посмеивался? (Его замечательная незлобивость, чувство юмора
помогают «служивому».)

(слайд №11)

Почему он не ушел, после того как старуха отказалась накормить его?

(Ответы детей.)

Солдат наблюдателен. Он сразу понял, оглядев избу, что хозяйка не «бедная сирота». Он находчив, отлично понимает другого человека. Жадность старухи и ее глупость заставляют ее поверить в намерение солдата приготовить кашу из ничего - из топора.

V.        Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

-        Перечислите все продукты, которые положил в кашу солдат. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд №12,13), картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа.)

Работа с пословицами (в парах) (слайд №14)

 Составить пословицы и зачитать их друг другу.

Если сила не возьмёт, смекалка выручит.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

VI.        Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Задание 3 на с. 58.

VII.        Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (слайд №15)

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Что нужно сделать еще?
  • Где можно применить новые знания?
  • А сейчас мы узнаем, какие вы сегодня получили результаты.  
  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за ……
  • После урока мне захотелось……
  • Сегодня я сумел…..
  • (на одну фразу зачитывают свои ответы несколько ребят)

Домашнее задание: Подготовиться к чтению сказки   по ролям (слайд №16)

И сегодняшний урок мне хочется закончить пословицей – Сказка лoжь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Всем спасибо за урок! (слайд №17, 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русским народным сказкам в 1 классе.

Разработка внеклассного мероприятия по чтению в 1 классе....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Презентация Русские народные костюмы ИЗО 4 класс

Фото костюмов и название губернии, из которой данный костюм....

Презентация к уроку внеклассного чтения" « Образ лисы в русских народных сказках»" 2,4 класс

Цель:  развитие читательского интереса у младших школьников....

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс

Конструкт урока в соответствии с ФГОС...

Презентация. Обобщающий урок на тему "Русские народные сказки". Викторина. 2 класс.

Викторина для детей на знание русских народных сказок....

Конспект урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки» учителя начальных классов Королёвой Лины Николаевны

Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему: «Русские народные сказки»...