4 класс рабочая программа "Литературное чтение" Климанова
рабочая программа по чтению (4 класс)

Ячменева Вера Кирилловна

Рабочая программа для 4 класса по литературному чтению по учебнику Климановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_klass.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования  МБОУ «Усть - Коксинская СОШ»  

Приказ №  248 от 17. 08. 2021 г

Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

4 «А» класс

на 2021-2022 учебный год

136 часов (4 часа в неделю)

Учитель начальных классов  

Ячменева Вера Кирилловна

с. Усть-Кокса, 2021г.

Пояснительная записка

1.1Нормативно-правовое обеспечение  рабочей программы.

  Рабочая программа курса "Литературное чтение" для   4   класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального  Закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ  Минобрнауки России  от 06.10.2009 г № 373(с изменениями и дополнениями);

- «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.3618–20», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28

- Приказа «Об утверждении перечня учебников на  2021-2022 учебный год МБОУ   « Усть –  Коксинская СОШ» от 17марта 2021 г. № 79».  

-  Основной образовательной  программы начального  общего образования МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», утвержденной  приказом от  17.08.2021 г. № 248.

-Положения МБОУ « Усть – Коксинская СОШ»  « О порядке составления и утверждения рабочей программы по учебным предметам начального общего и основного общего образования», утвержденного приказом от 22.03.2019 г.   №109

      Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы Л.Ф.Климановой, В. Г.Горецким, М.В.Головановой «Литературное чтение. 1 - 4   классы" (2011).

 1.2 Цель и задачи

     Цель:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.
  • Задачи:
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление.

Для  учащихся, которые по состоянию здоровья отнесены к категории детей с ОВЗ и детей инвалидов, методы и приёмы работы прописываются в технологической карте урока с учётом их индивидуальных особенностей.

1.3 Используемый УМК

УМК «Школа России» включает в себя:

  • Учебник «Литературное чтение» в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 4 класс М., Просвещение 2019 г.
  • Рабочая тетрадь   «Литературное чтение» Бойкина М.В., 4 класс М., Просвещение 2019
  • Тетрадь учебных достижений.  «Литературное чтение»  Стефаненко Н.А4 класс М., Просвещение 2019

  • Методическое пособие с поурочными разработками С.В. Кутявина, 4 класс М.: «ВАКО» 2019 год.

1.4 Место учебного предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения  в 4 классе  отводится 136  часов  ( 4  часа в неделю,

34 учебных недели).

1.5 Изменений, внесенных в программу,  нет.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2.1 Личностные результаты:

  • формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2.2 Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Регулятивные УУД - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • Коммуникативные УУД -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;        
  •  Познавательные УУД готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное  поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

  1. Предметные результаты

 изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

Ученик научится

  • -  владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  •  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  •  составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

Ученик получит возможность научиться   

  • знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;        
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;     
  • знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;       
  •  знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;        
  • 2.4 Универсальные учебные действия.

  В  составе  основных видов  УУД, соответствующих  ключевым целям  общего  образования, можно выделить  четыре блока:

1) личностный;  2) регулятивный; 3) познавательный;  4) коммуникативный.

Личностные  действия  обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся  и ориентацию в социальных  ролях  и  межличностных  отношениях.

• - самоопределение;• - смыслообразование;• - нравственно-этическая ориентация.

 Личностные УУД:

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные действия обеспечивают  учащимся организацию  их  учебной  деятельности.  К ним  относятся:

• -целеполагание;• -планирование;• - прогнозирование;• - контроль;• - коррекция;• - оценка;

• -саморегуляция.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные  действия  включают:

• -общеучебные;• -логические;• -постановку  и  решение  проблемы.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные действия:

• -планирование  учебного  сотрудничества;• -постановка  вопросов;• -разрешение конфликтов;

• -управление  поведением  партнёра;• -умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями  коммуникации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

      3. Содержание учебного предмета

3.1 Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов для изучения

Раздел

Модуль «Школьный урок»

Количество часов

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения

1 ч

2.

  Летописи, былины, жития

11 ч

3.

Чудесный мир классики

17 ч

4.

Поэтическая тетрадь

10 ч

5.

Литературные сказки

15 ч

6.

Делу время – потехе час

10 ч

7.

Страна детства  

12 ч

8.

Природа и мы

14 ч

9.

Родина

6 ч

10.

Страна фантазия

7 ч

11.

Зарубежная литература

24 ч

12.

Мифы народов мира

9 ч

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.

 Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

3.2 Содержание разделов и тем.

1. Вводный урок по курсу литературного чтения.

  2. Летописи, былины, жития

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события  Древней Руси.

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.

Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».

Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Проект: «Создание календаря исторических событий»

3. Чудесный мир классики

А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.

М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя    « Ивины»

А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев.

4. Поэтическая тетрадь

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…»  «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.

Е.А.Баратынский « Весна, весна!». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

 Н.А. Некрасов «В зимние сумерки…».

И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты.

5. Литературные сказки

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки.

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана.

6. Делу время – потехе час

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю.

Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического рассказа.

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

7. Страна детства  

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.

8. Природа и мы

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.

Проект  «Природа и мы».

9. Родина

И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Проект: «Они защищали Родину»

10. Страна фантазия

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

11. Зарубежная литература

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда.

12. Мифы народов мира

«Арион» Древнегреческий миф в пересказе Геродота. «Дедал и Икар» Древнегреческий миф. «Ярило-Солнце».  Славянский миф. «Творение» Древнеиндийский миф

3.3. Особенности организации учебного процесса по предмету

Виды  учебной деятельности

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Основными формами организации образовательного процесса по литературному чтению  являются:

традиционный урок;

урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

Средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал

4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебного предмета.  

   4.1 График  контрольных,  практических работ

№ п/п

тема

Форма(контрольная работа, практическая работа.)

дата

1

Литературные сказки

контрольная работа

2

Промежуточная аттестация

контрольная работа по тексту

3

Зарубежная литература

контрольная работа

4.2  Нормы оценок

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

                  Навыки чтения (темп, способ, правильность, понимание)

  4 класс

Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.

Отметка «4» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Отметка «3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

       При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки. Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее 1/3 страницы учебной книги для чтения.

       При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
      Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.

            Выразительность чтения

Отметка «5» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает собственное отношение к читаемому; интонационный рисунок не нарушен.

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «2» — ученик читает тихо, не выделяет смысловые паузы и логические ударения, темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

       Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

 Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов.

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено    менее 1/2 всех заданий;

       Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

 При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  1. полнота и правильность ответа;
  2. степень осознанности, понимания изученного;
  3. языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
  2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.  

  Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

      Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка   "4» -  знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" -  читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" -  нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

       Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

       Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

       Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка «3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

           

5 .Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

план

факт

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1.

02.09

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система УО, содержание учебника.

Летописи, былины, жития (11 часов)

2

06.09

Самые интересные книги, прочитанные летом. Простейший рассказ о своих впечатлениях.

3

07.09

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

4

08.09

Былина «Ильины три поездочки».Нахождение аналогии с реальными историческими событиями.

5

09.09

Былины «Ильины три поездочки». Деление текста на смысловые части.

6

13.09

 Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

7

14.09

«И вспомнил Олег коня своего». Выразительное чтение и понимание исторического произведения.

8

15.09

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

9

16.09

«Житие Сергия Радонежского». Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

10

20.09

Урок-путешествие по земле русской, богатырской.

11

21.09

«Житие Сергия Радонежского». Выборочное чтение. Краткий пересказ.

12

22.09

Поговорим о самом главном.. Обобщение по разделу «Летописи. Былины».

Чудесный мир классики (17 часов)

13

23.09

Что уже знаем и умеем. В мире книг. А.С. Пушкин «Няне».

14

27.09

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!». Средства художественной выразительности. Рифма

15

28.09

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка.

16

29.09

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добра и зла

17

30.09

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

18

04.10

Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина.

19

05.10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Средства худ. выразительности (эпитеты, метафоры). Проверка техники чтения

20

06.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Основная мысль и сюжет сказки.

21

07.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

22

11.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика главного героя, его характер и поступки.

23

12.10

Л.Н. Толстой «Детство». Глава 15. Детство. Из воспоминаний. Рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

24

13.10

Л.Н. Толстой «Детство». Глава 19. Ивины. Из воспоминаний. Рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

25

14.10

А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове. Тульский край в жизни Чехова.

26

18.10

А.П. Чехов «Мальчики». Понимание основного содержания текста.

27

19.10

А.П. Чехов «Мальчики». Герой-персонаж, его характер, поступки.

28

20.10

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

29

21.10

Поговорим о самом главном. К Бальмонт  «Русский язык» Проверим себя.

Поэтическая тетрадь (10 часов)

30

25.10

К. Ушинский «Четыре желания» Сравнение картин природы.

31

26.10

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…» Красота природы нашего края.

32

27.10

Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» Выразительность поэтической речи.

33

28.10

А.А. Фет. «Бабочка». «Весенний дождь». Средства худ. выразительности-эпитеты. Декламация стихотворения. Работа над интонацией (темпом, ритмом, ударением)

34

08.11

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот...». Настроение, выраженное в стихотворении. Средства худ. выразительности.

35

09.11

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову.

36

10.11

11.11

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...». Отношение автора к герою. Настроение, выраженное в произведении.

37

15.11

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. Средства художественной выразительности- рифма.

38

16.11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Декламация стихотворений.

39

17.11

Проверим себя и оценим свои достижения.

Литературные сказки (15 часов)

40

18.11

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Тема и основная мысль сказки.

41

22.11

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». События, их последовательность. Составление плана сказки.

42

23.11

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Характеристика героев.

43

24.11

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. Проверка техники чтения.

44

25.11

Сказки любимых писателей о детях. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

45

29.11

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Понимание основного содержания.

46

30.11

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Деление на части. Составление простого плана. Мотивы народных сказок в авторском тексте.

47

01.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герой-персонаж. Его характер, поступки. Чтение по ролям.

48

02.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герой-персонаж. Его характер, поступки. Пересказ.

49

06.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Самостоятельное пользование справочным аппаратом учебника.

50

07.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Сюжет сказки. Характеристика главных героев.

51

08.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление на части. Составление простого плана.

52

09.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

53

13.12

Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. Библиографические сведения о книге.

54

14.12

Поговорим о самом главном. Проверим себя и оценим свои достижения.

Делу время – потехе час (10 часов)

55

15.12

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

56

16.12

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Тема. Основная мысль произведения. Герои- персонажи, их поступки.

57

20.12

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.  

58

21.12

. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».   Выборочный пересказ.

59

22.12

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Чтение по ролям. Юмор в произведении.

60

23.12

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Краткий пересказ.

61

10.01

Поговорим о самом главном.

62

11.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Тема произведения. Анализ поступков героев. Смысл заголовка.

63

12.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Построение небольшого монологического высказывания о прочитанном. Инсценирование произведения.

64

13.01

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверим себя и оценим свои достижения.

Страна детства (12часов)

65

17.01

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

66

18.01

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Характеристика героев, их поступки.

67

19.01

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Пересказ.

68

20.01

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

69

24.01

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Эмоциональная окрашенность речи.

70

25.01

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Краткий пересказ. Связь произведений литературы с музыкой Э. Грига.

71

26.01

М.М. Зощенко «Елка». Формирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.

72

27.01

М.М. Зощенко «Елка». Характеристика героев, их поступки.

73

31.01

М.И. Цветаева «Наши царства».  

74

01.02

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», Средства художественной выразительности

75

02.02

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову.

76

03.02

Проверим себя и оценим свои достижения.

Природа и мы (14 часов)

77

07.02

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Тема произведения.

78

08.02

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Герой- персонаж и его поступки.

79

09.02

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

80

10.02

С. Есенин «Лебёдушка» Средства художественной выразительности- эпитеты и сравнения.

81

14.02

С.А. Есенин «Лебедушка».  Наблюдение над звукописью.

82

15.02

М.М. Пришвин «Выскочка». Тема, главная мысль произведения..

83

16.02

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

84

17.02

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Понимание основного содержания текста.

85

21.02

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Небольшие письменные ответы, на  поставленные вопросы по прочитанному.

86

22.02

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика  героя произведения.

87

24.02

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Понимание основного содержания. Герои рассказа.

88

28.02

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части.

89

01.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Простой план. Пересказ текста по плану.

90

02.03

Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверим себя и оценим свои достижения.

Родина (6 часов)

91

03.03

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью.

92

07.03

С.Д. Дрожжин «Родине». Развитие умения формулировать свои эмоционально- оценочные суждения. Авторское отношение к изображаемому.

93

09.03

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением).

94

10.03

Обобщение по разделу «Родина».  «Они защищали Родину». Поговорим о самом главном. Наши проекты.

95

14.03

Художественные произведения о памятниках, которые установлены героям. Памятники, установленные в нашем районе. Экскурсия.

96

15.03

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Путешествие в мир поэзии. Чтение стихотворений наизусть (по выбору учащихся). Проверим себя и оценим свои достижения.

Страна Фантазия (7 часов)

97

16.03

Что уже знаем и умеем. В мире книг.  Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».  Герой- персонаж, его характер и поступки.

98

17.03

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Понимание основного содержания текста.

99

20.03

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Пересказ от лица героя.

100

21.03

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Тема произведения. Особенности фантастического жанра.

101

22.03

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Составление картинного плана и пересказ по нему.

102

23.03

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Выразительное чтение отрывка из текста.

103

24.03

Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверим себя и оценим свои достижения.

Зарубежная литература (24 часа)

104

04.04

Что уже знаем и умеем. В мире книг.

105

05.04

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Постановка вопросов и ответы по содержанию.

106

06.04

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

107

07.04

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Простой план. Подробный пересказ от имени героя

108

11.04

Промежуточная аттестация

109

12.04

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Тема и основная мысль.

110

13.04

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Ориентировка в учебной книге: абзац, подзаголовок, красная строка. Выборочное чтение.

111

14.04

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление на части. Простой план.

112

18.04

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Основная мысль. Герой- персонаж, его характер, поступки.

113

19.04

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Проверка техники чтения.

114

20.04

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Юмор в произведении. Чтение по ролям.

115

21.04

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Пересказ от имени главного героя. Сравнение героев, их поступков.

116

25.04

Детская приключенческая книга. Сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план.

117

26.04

Ш. Перро «Синяя борода», «Ослиная шкура».

118

27.04

Ш. Перро «Рикке-Хохолок», «Смешные желания».

119

28.04

Братья Гримм «Золотая птица», «Три брата».

120

03.05

Братья Гримм «Госпожа Метелица», «Горшочек каши».

121

04.05

Г.Х. Андерсен «Гречиха», «Принцесса на горошине».

122

05.05

Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе».

123

11.05

С. Лагерлеф «Святая ночь». Авторское отношение к событиям. Выборочное чтение.

124

12.05

С. Лагерлеф «Святая ночь». Герой- персонаж, его характер и поступки.

125

16.05

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. Духовная литература и ее особенности.

126

17.05

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда. Краткий пересказ.

127

18.05

Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Контрольная работа по теме «Зарубежная литература»

Мифы народов мира (9 часов)

128

19.05

«Арион» Древнегреческий миф в пересказе Геродота.

129

23.05

«Дедал и Икар» Древнегреческий миф.

130

24.05

«Ярило-Солнце». Славянский миф.

131

25.05

«Творение» Древнеиндийский миф

132

26.05

«Подвиги стрелка И» Древнекитайский миф.

133

30.05

«Подвиги стрелка И» Древнекитайский миф.

134

31.05

«Создание ночи» Древнеиндийский миф

135

Обобщение по разделу «Мифы народов мира». Проверим себя и оценим свои достижения.

136

Экскурсия в библиотеку. «Путешествие по дорогам любимых книг»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной деятельности

____________ Е.К. Суворова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Конспекты уроков по математике во 2 классе.Рабочие программы для 2-го класса.

Конспекты уроков по матемтике во 2 классе.Рабочие программы для 2-го класса....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

4 класс Повторение изученного в 3 классе. Рабочий лист № 1.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 4 класса....