Формирование нравственных качеств у обучающихся начальных классов при знакомстве с рассказами Валентины Осеевой
статья по чтению (1, 2, 3 класс)

Никишина Ксения Дмитриевна

Нравственное воспитание  ребёнка – одна из важнейших  задач школы. В настоящее время  большое внимание уделяется   формированию у подростков основ нравственных ценностей, формированию умения сравнивать поступки, события с принятыми в обществе  нормами и ценностями; способности к личностному  нравственному поступку в зависимости  от  ситуации .

Большое значение при становлении  нравственных качеств  имеет художественная литература. Чтение художественных рассказов  в начальной школе  является важнейшим этапом  нравственного воспитания маленьких школьников. Художественное произведение ,как обзорное  отражение действительности оказывает влияние  на мысли, эмоции, воображение детей, отображается  на их поведении. К.Д. Ушинский писал: «...то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении» . Читая художественные книги, школьники учатся ориентироваться  в поведении, смысле  поступков  людей, чувствовать силу добра, осуждать безобразие, зло и коварство. Необходимо  обращать внимание детей на проявление таких качеств  как добро и зло в совокупности,  вызывая  у них желание, бороться с  несправедливостью, жестокостью, обманом. Поведению героя книги  для младших школьников  часто хочется подражать,  оценивать поведение товарищей и одноклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.statya.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание  ребёнка – одна из важнейших  задач школы. В настоящее время  большое внимание уделяется   формированию у подростков основ нравственных ценностей, формированию умения сравнивать поступки, события с принятыми в обществе  нормами и ценностями; способности к личностному  нравственному поступку в зависимости  от  ситуации .

Большое значение при становлении  нравственных качеств  имеет художественная литература. Чтение художественных рассказов  в начальной школе  является важнейшим этапом  нравственного воспитания маленьких школьников. Художественное произведение ,как обзорное  отражение действительности оказывает влияние  на мысли, эмоции, воображение детей, отображается  на их поведении. К.Д. Ушинский писал: «...то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении» . Читая художественные книги, школьники учатся ориентироваться  в поведении, смысле  поступков  людей, чувствовать силу добра, осуждать безобразие, зло и коварство. Необходимо  обращать внимание детей на проявление таких качеств  как добро и зло в совокупности,  вызывая  у них желание, бороться с  несправедливостью, жестокостью, обманом. Поведению героя книги  для младших школьников  часто хочется подражать,  оценивать поведение товарищей и одноклассников.

С  художественной литературой   каждый человек знаком с первых лет его жизни. Она знакомит  и объясняет ребенку устройство  общества и природы, мир человеческих чувств, отношений, эмоций. Темы, затронутые в полюбившемся произведении, зачастую глубоко  проникают в детскую душу, а любимые герои проходят с ним через всю его жизнь. Он сопереживает им, вместе с ними проживает сюжетную жизнь,  проживая  книжные  эмоции, но   в любом случае не остается безучастным. Детская литература, изначально, направлена на то, чтобы объяснить маленькому читателю, что такое хорошо, что такое плохо,  идеалы, ценности. А задачей является научить ребенка вдумываться в происходящее вокруг,  анализировать и иметь собственные выводы, развивать мышление, ум,   пробуждать душу.

Выделяют  несколько  основных задач свойственных  художественным произведениям, с точки формирования нравственности:

во-первых,  основной задачей книги является  вызов положительных эмоций у читателя или негодование относительно  отрицательных действий и поступков действующих лиц;

во-вторых, объяснить те или иные  нравственные понятия и нормы поведения раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения, а также  составить образец нравственности и вызвать стремление к подражанию.

Психологические исследования различных ученых  показывают, что младшие школьники имеют навыки  устной   передачи содержания прочитанного, но для них затруднительно рассказать о собственных эмоциях, вызванных  знакомством с  произведением.

Формирование нравственных качеств путем  изучения художественной литературы основывается, прежде всего,  на текстовое восприятие  читателем смысла. Поэтому  важным считается  анализ  особенностей восприятия произведений  младшими школьниками.

Основными  составляющими  восприятия текста,   свойственными словесному  художественному  произведению служат:

во-первых, чтение как анализ  буквенной символики и кодировка букв в слова с целью передачи   художественных образов;

во-вторых, добавление к элементам чтения вспомогательных элементов для воссоздания   целостности  образа: зрительных, слуховых, эмоциональных.

в-третьих,   внедрение   процесса  репродуктивного  и творческого воображения эмоциональных элементов;

в-четвертых,  определение  смысла  содержания и замысла  художественной формы.

В целом восприятие  художественного произведения является  не простым многогранным  процессом, основанным на  использовании  психоэмоциональных форм:  внимания, ощущения, памяти, эмоций, воображения,  мышления.

Способность восприятия литературных  образов детским воображением неделима, взаимосвязана  с  некоторыми  конкретными функциями человека. 

Эмоциональное восприятие  малышей всегда  ярче,  чем у взрослых. Это свидетельствует о том, что, при   эмоциональной заинтересованности ребенка, его индивидуальное  отношение  к персонажам  и сюжету  будет намного глубже и эмоционально сильнее, чем при изучении книги  сюжет, которой не  заинтересовал ребенка. С одной стороны, эмоциональная среда  ребёнка отличается непосредственностью и высокой  активностью, но с другой стороны проявляются  более сложные осознанные чувства. Именно эмоциональная заинтересованность ребенка в дальнейшем возвращает юного читателя к повторному прочтению книги, произведения, рассказа.

Отличительной черной детского восприятия  литературных героев  от восприятия того же героя взрослыми  можно назвать   восприятие  в игровой форме,  с конкретным эмоциональным восприятием: хорошо или плохо, нравиться или  не нравиться, хочу или  не хочу, буду или не буду.

Причем  картина восприятия разными учениками  одного и того же произведения,  поведения героя, сюжет, всегда бывает разной.

В целом выделяют четыре ступени восприятия  произведения младшими школьниками.

Фрагментальный уровень не позволяет  воспринять произведение целостно, заостряя внимание на фрагментах, ярких моментах, эпизодах.

У маленького читателя появляется  трудность в восстановлении полной картины и целостности произведения. Это затрудняет  и   способность пересказать   ребёнком рассказ,  важные события упускаются,  путается  последовательность, забываются  имена героев произведения.  Перемены  поведения, выбранные автором рассказа на протяжении всего произведения, не воспринимаются юным читателем, ему сложно изменить  отношение к главному герою  во время чтения рассказа. Смысл рассказа передается не словами автора, собственными эмоциями.

Такое  восприятие свойственно  детям 6-7 лет. В основном, первоклассники имеют  фрагментарный  уровень самостоятельного восприятия художественных произведений.

Констатирующий уровень  позволяет создать целостность сюжета произведения, детям легче понять действия и поступки героев произведения, пересказать  текст с использованием авторского текста. Этот уровень  дает возможность  легко выделять  главные мысли,  эмоции, характерные черты  и настроение героев произведения. Но на данном этапе все же остается трудность в  воспроизведении текста с использованием авторской лексики,  ребенок еще не может применять и использовать все оттенки эмоций  чувств для более  эмоционального пересказа текста.

Произвольное воображение у детей восприятия также слаборазвито, что не дает возможности  для воспроизведения  рассказа полностью,  поэтому ребенок пересказывает фрагментами, частями, эпизодами, зачастую не связывая их воедино.  Художественный замысел юный читатель еще не имеет возможности выделить, поэтому  действия героев еще передает только  путем пересказа.

Эмоции в данный момент времени  точные, яркие и мотивированные: ребенок пытается выразить  словесно  динамику эмоций, сравнить  свои эмоции  с определенными  событиями, описанными  автором в произведении.

 Ребенок, поднявшийся на уровень  аналитический  – уровень персонажа, может концентрироваться  на деталях текста, более вдумчив при чтении, проявляет заинтересованность не только на события, но и на детали образов героев. Способность к зрительному  восприятию дает возможность  ему воссоздать в своем воображении образ на основе авторских художественных деталей, причем образ, воссозданный маленьким читателем, эмоционально окрашен. Ребенок уже обращает внимание на стилистические основы  текста. Маленький читатель в процессе прочтения произведения  пытается  предугадать череду событий и поступки   действующих героев.

На данном уровне маленький читатель уже работает с произведением с применением интуиции и догадок, не всегда верно и точно определяя продолжение истории. Непроизвольное воображение все еще доминирует над произвольным, и поэтому  читатель еще уходит от художественной реальности в свой вымышленный мир, начиная  присваивать героям произведения  свои оценки.

Дети правильно  выделяют мотивы и последствия действий  персонажей, дают оценку, дают обоснование от своего лица  поступкам героев. Правда, во многом понятие истинного смысла произведения  учеников по-прежнему  наивна и поверхностна: воспринимаются только явные факты без  подтекста в художественном произведении. Реже маленький читатель обращает внимание и выделяет элементы художественной формы. В основном это  смысловые и художественные детали, относящиеся к  образу главного героя. Композиция произведения не имеет влияния на восприятие читателя и его оценку, хотя интуитивно он обращает внимание на конфликт и может определить кульминационные моменты. Правда, используя  определённые  побуждающие вопросы, учитель  подталкивает  детей, предоставляя возможность охарактеризовать  авторское отношение к персонажам, а также  и авторскую позицию, идейный смысл  произведения. Но в основном на данном уровне, при самостоятельном чтении,  дети  все еще не обращают внимания на автора текста. Обобщения, предложенные   учениками, не покидают  рамки конкретного образа.

При постановке вопросов у детей выделяются  вопросы на выделение  мотивов поведения персонажей из контекста, на оценку персонажей  и на установление причинно-следственных связей. Встречаются и  обобщающие вопросы, но они связаны, прежде всего, с оценкой персонажа. Однако вопросы уже нацеливают уже на вникание в  текст, а не на воспроизведение текста. Вопросы формулируются по отношению  к произведению в целом, а не к отдельным фрагментам и эпизодам. Ребенок имеет желание понять характеры героев, но автора произведения  по-прежнему не затрагивает.

Концептуальный уровень восприятия  произведения при чтении, или его еще называют уровень  идеи, считается самым высоким уровнем восприятия текста. От аналитического уровня данный уровень отличается качеством восприятия произведения.  Читатели этого уровня уже имеют эмоциональную реакцию и на события, описанные в произведении, и на его художественную форму. На прежних уровнях восприятия текста произведения этот момент встречался у  считанных единиц, по причине  особенностей психического развития ребенка. Эмоции у данных  читателей  тонки, колоритны, дети стараются их выразить словесно, выделяя  причины их появления. Отношение к персонажу, как и к его поступкам,  становиться осознанным,  оценивается не только эмоциями, но и на интеллектуально-оценочном уровне. Маленькие читатели улавливают динамичность  эмоций, контролируют и выделяют  причины изменений эмоциональной атмосферы произведения.

На данном уровне  произвольное воображение уже значительно выше непроизвольного, дети составляют картину  образа на основе художественных деталей и стараются  сделать его целостным, добавляя элементы и детали исходя из личного опыта. Произведение воспринимается уже целостно,   не дробясь на содержание и художественную форму.

Дети повторно  перечитывают текст и, размышляя над ним, способны определить смысл художественного элемента в тексте, понять  авторское отношение к героям и событиям, его  позицию и основную идею.

Видеть потенциальную ценность,  иметь адекватное восприятие произведения считается основной задачей на пути знакомства  юного читателя с увлекательной наукой чтения книг и понимания авторского замысла и эмоций, вложенные в страницы произведения. Решение этой задачи и является основой  формирования нравственных ценностей  у читателя, при знакомстве с художественными произведениями и зависит, прежде всего, от  способа отображения  и проявления нравственных ценностей автором произведения в его детище.

Не маловажное значение, в особенности  в младшем и среднем возрасте, имеет литературный жанр – рассказ, позволяющий развить ценностно-ориентировочную деятельность. Воздействуя на подсознательном уровне на чувства детей, рассказ дает возможность понять и уловить   заключённые в нем нравственные элементы  и нормы. Выделяют  три самые главные  задачи рассказа при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные эмоциональные  чувства у читателя,  определить элементы нравственных   качеств,  испытать  негодование относительно  отрицательных героев и их поступков, а также  вызвать желание у маленького читателя подражать положительному герою или  поступкам нравственным и положительным с точки зрения  их места в общественном сознании.

 Способы отражения нравственных ценностей в произведениях В.А. Осеевой

Эффект при формировании  нравственности  у младших школьников заключается  в том,  что некоторые  приёмы, используемые учителем, способствуют раскрытию и развитию определённых нравственных  качеств школьников, считающихся в цивилизованном и культурном обществе положительными и нормативными. Это доброта, честность, порядочность, справедливость, уважение. Проявить данные качества у детей в процессе учебной деятельности становиться возможным  при изучении определённых художественных произведений, в том числе и использовать для изучения произведения писательницы  Валентины  Осеевой.

Творчество русской писательницы Валентины Александровны Осеевой нацелено на обучение  детей  делить    поступки  на добрые и злые,  давать верную оценку своим поступкам, используя в пример  литературных персонажей, живущих на странице ее рассказов и стихотворений.  В каждом коротеньком рассказе  заключён огромный смысл, который  проникает в душу и сердце маленького читателя вместе с героем произведения,  заставляет вдуматься, и остаётся  после знакомства с ним на долгие годы  в памяти.

Все сюжеты рассказов Валентины Осеевой завязаны на образцах человеческих взаимоотношений, демонстрируют честность, добро,  и уважение к людям,  и  окружающим нас братьям нашим меньшим.

 В увлекательной форме доводит  автор  на доступных для  детского сознания  о  настоящей дружбе,  о зле и добре сказанного слова и прочих житейских мудростях. Писательница со страниц своих рассказов дает подсказки меленьким детям о том, как построить отношения с одноклассниками  и друзьями-соседями, как решать бесконфликтно решить детские споры, зачастую перерастающие в споры, драки, конфликты, но  зачастую кажущиеся малозначимыми для взрослых. Написание рассказа для писательницы это, прежде  всего  средство воспитания, и стержень  произведения, состоящий из  сюжета объединяющего важные вопросы нравственности и этики. Предшественниками Осеевой в данном  творческом направлении   были Лев Николаевич  Толстой, Константин Дмитриевич Ушинский.

Основными способами отражения нравственных ценностей в произведениях писательницы  было описание того или иного  необходимого в жизни качества человека, без которого он не может существовать в обществе как полноценная личность.  В основу рассказов  были заложены образцы дружбы, доброты, вежливости,  уважения к другим,  особенно старшим и пожилым людям,  щедрость, честность, справедливость, смелость, благородство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как способ формирования исследовательских компетенций у обучающихся начальных классов.

Организация  исследовательского  проекта "Редкие и исчезающие животные Горной Шории "...

Формирование коммуникативных умений у обучающихся начальных классов

Некоторые методические приемы формирования коммуникативных компетенций у обучающихся начальной ступени, в том числе и через использование метода проектов....

Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

В статье рассмотрены основные аспекты нравственно-патриотического воспитания в младших классах. Подчеркнута актуальность патриотического воспитания, основанного на истории родного края. Даны рекоменда...

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся...

"Формирование представления о семейно-нравственных ценностях у обучающихся начальных классов".

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической си...

Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.

Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей.  Тема: Работа с...