ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка по чтению (2, 3, 4 класс)

Плетнева Наталья Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Петровская ООШ


«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                                                                        Выполнила учитель начальных классов

                                                                                                  Плетнева Наталья Викторовна

                                                                2019г

               Смысловое чтение во внеурочной деятельности

                                                                          Читать - это ещё ничего не значит, что читать  

                                                             и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

     Формирование смыслового чтения школьников - это общая тема всего образовательного учреждения, и на сегодняшний день, она является актуальной. Смысловое чтение — способ формирования универсальных учебных действий младших школьников.

        Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

        В Федеральном государственном образовательном стандарте для начальной школы говорится, что смысловое чтение является фундаментом всех образовательных результатов и основным инструментом повышения читательской культуры.

       Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя     начальных классов, состоит в следующем: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

          Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства.

Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием -смысловым чтением.

В Основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»

     Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.Фактор № 1— это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Такое большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика определило перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании начальной школы. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное обучение.

Психологами установлено, что полноценное чтение- это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.

       Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, научить вычленять главное в тексте? Как увлечь чтением?

Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить эти проблемы.

      В результате огромного количества перемен в жизни общества, когда существенно поменялся статус чтения, прививать интерес к нему, воспитывая грамотного читателя с каждым годом становится труднее. А главным препятствием в этой работе являются следующие проблемы:

  1.  Предпочтение интереса детей к другим занятиям.
  2. Детский читательский негативизм.
  3. Значительное снижение роли книги в системе семейных духовных ценностей, ценностей детей.

      В течение педагогической деятельности мною были изучены технологии формирования смыслового чтения; выявлены наиболее эффективные методические системы работы по формированию навыков смыслового чтения и найдены практические пути в решении данной проблемы.В процессе педагогической работы по данному вопросу рождались свои идеи, использовался опыт работы разных педагогов, разработана система упражнений по совершенствованию навыка чтения;
наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению; формируется стойкий интерес у учащихся к урокам.

     Навык  чтения - явление сложное. Оно складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

     Чтобы создать условия для успешного обучения технической стороны навыка  чтения,применяю в своей работе 8 резервов обучения чтению, предложенные В. Н. Зайцевым, которые могут работать в любых условиях. При этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений: жужжащее чтение; ежеурочные пятиминутки; режим щадящего чтения, зрительные диктанты И.Т. Федоренко; многократное чтение; чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста; чтение перед сном;

    Так же в своей практической деятельности использую упражнения рекомендованные М. И. Омороковой, которые направлены на: развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста;развитие смысловой догадки (антиципации); развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста. 

    Эти упражнения «помогут ученику четко отработать произношение всех гласных и согласных звуков и их сочетаний, литературное произношение, развить поле чтения и безошибочное восприятие слов, предложений при чтении вслух и молча, снизить интервал между восприятием и пониманием текста, развить внимание и память».

    Смысловую сторону навыка чтения реализую и совершенствую не только на уроках, но и  на занятиях  внеурочной деятельности.

     Мною  составлена рабочая программа внеурочной деятельности курса «Смысловое чтение», которая  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования. Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю. Всего планируется провести 34 занятия в год.

   ЦЕЛЬ программы: Развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через работу над смыслом текста; Формирование читательской деятельности школьников, умения различать виды текстов и специфику работы над каждым произведением.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: Научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов.

      Существует единая для всех занятий  технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

     Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом. Все занятия выстраиваю в три этапа.

I этап. Работа с текстом до чтения( предчтения).

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

        На данном этапе можно использовать такие приёмы: «Мозговой штурм»;  «Перепутанные логические цепочки». «Батарея вопросов», «Верю, не верю»и др.

       Приведу примеры приёмов этапа предчтения. «Мозговой штурм».1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

« Перепутанные логические цепочки». Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

     Приём “Верю - не верю”Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы. Вопрос“+” верю,“-” не верю, дети помечают графически.                     

    Прием-прогнозирование по иллюстрации. Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? Опишите героя, определите черты его характера.

         Приём «ассоциация».Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. (Почему именно так называется? Что может произойти в пьесе с таким названием? Прошу сформулировать свои догадки.)

II этап. Работа с текстом во время чтения (текстовая деятельность).

1.Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3.Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4.Выразительное чтение.

     Приёмы , наиболее понравившиеся детям в текстовой деятельности.

1. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

2.«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

3.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

4. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

5.Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

6.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

7. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.

8. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

        Молчаливое чтение. Чтение «Спринт».Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы к тексту.

Во время чтения детей поторапливаю: «Быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все!»Подготавливаю класс психологически, даю команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении чтению «Спринт» используем памятку:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

     Чтение «Разведка» Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.

Цель такого упражнения: обучение молчаливому и вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.

       Упражнение «Губы» используется в целях четкого разграничения детьми чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки и читают «молча».

     «Буксир».Учитель читает детям текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости  учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать. Учитель внезапно останавливается на каком-либо слове и повторяет его. Дети останавливаются на этом месте, показывают слово.

     «Взаимоопрос.»Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

     Приём  «Мнимое слово».В ходе чтения слово произносится неправильно, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.

       Приём «ПОИСК СМЫСЛОВЫХ НЕСУРАЗНОСТЕЙ» Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание. Например: Весна.

Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. Люди тоже готовятся к лету: запасают корм на зиму для скотины, собирают урожай, утепляют дома и топят печь.

       Приём «ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ЧЕРЕЗ СЛОВО» Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление в ставшей для ребенка скучным процесс чтения. Во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя. В-третьих, усиливает произвольное внимание и процесс чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов. В-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.

«Чтение в кружок»Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют

 III этап. Работа с текстом после чтения (послетекстовая деятельность).

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

      Приёмы послетекстовой деятельности.

     «Работа с вопросником».Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

        Приём «Рюкзак». Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример (я научился составлять план текста, я разобрался в такой-то теме).Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

        «Кто быстрее».Детям раздаются конверты с полосками, на которых написаны предложения. Каждой группе (паре) предлагается отыскать предложенное предложение. Та группа (пара), которая первой найдет свое предложение – победитель.

     Приём  «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

    Приём «Дерево предсказаний». «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан, чтобы строить предположения о развитии сюжета.

   Приём – написание синквейна (пятистрочный белый стих), один из самых любимых моими детьми.

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата)

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Например: 1.Новый год.

2.Долгожданный, праздничный.

3.Приходит, радует, веселит.

4.Дед Мороз дарит подарки.

5.Волшебство.

   Использую   разные виды работ над текстом , которые способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах, по ролям.
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Чтение с пометками непонятных слов.
  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)
  • Поиск информации из текста, являющейся ответом на вопрос.
  • Составление картинного плана из рисунков к произведению.
  • Составление кроссвордов по тексту
  •  Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  •  Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
  •  Подбор загадок к словам из текста.
  •  Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  •  Составление ребусов к словам из текста

       Используя современные методы, я стараюсь проводить занятия интересными, а процесс чтения для детей делать увлекательным. Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!    

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

                       

 Список использованных источников:

         1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011.

          2 . Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка [Текст] / В. А. Кудряшова. — М., 1994. 9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [Сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

       3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М., 2011.

         4. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000г

     5.Светловская. Методика внеклассного чтения // Пособие для учителя. М:Просвещение”, 1977год.

         6. Б.А.Буяльский. Искусство выразительного чтения //Книга для учителя.     М.: «Просвещение», 1986 год.

        7. Е.М.Минскин. От игры к знаниям // Развивающие и познавательные игры младших школьников. М.: «Просвещение»,1982 год.

        8. 1000 пословиц, загадок, поговорок /сост.В. Дмитриева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2011 год.

В.П.Фелицина, Ю.Е.Прохоров. Русские пословицы, поговорки и крылатые

выражения /под ред. Е.М.Верещагиной , В.Г.Костомарова/. М.: Русский язык», 1988 год

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

 образования// [ Электронный ресурс]http://standartdu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Формирование навыков смыслового чтения посредством внеурочной деятельности

Формирование навыков смыслового чтения посредством внеурочной деятельности ...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...