Тема Рассказ Носова Николая Николаевича "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Никитченко Ольга Вадимовна

 Конспект по литературному чтению . 2 класс.Тема Рассказ Носова Николая Николаевича  "Живая шляпа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_n.nosova_zhivaya_shlyapa.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Рассказ Носова Николая Николаевича «Живая шляпа»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: Содержательная: углубление знаний о жизни и творчестве Н.Н. Носова

Деятельностная: формирование умения через анализ произведения определять его идею.

Задачи:

Образовательные:

1.  Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.

2.  Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

3.  Формировать умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.

4.  Развивать умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации.

Развивающие:

1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

2.Развивать умение понимать смысл произведений;

3. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач.

4. Развивать умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

5. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

6. Развивать умение  слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

Воститательные: 

1. Формировать понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному.

2.  Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль.

3. Умение соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.

4. Умение находить эпизод из прочитанного произведения, подходящий к иллюстрации.

Личностные:

1 Понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.

2. Умение понимать смысл произведений.

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач.

3. Умение планировать пути достижения целей, познавательных задач.

Коммуникативные:

1. Умения вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.

Оборудование: слайды презентации, портрет Н.Н.Носова

Образовательный ресурс: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – с. 226 : ил.( Школа России) . Стр.54-57

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1.Литературная викторина

2.2. Антиципация заголовка произведения.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1.  Первичное восприятие текста произведения. Чтение учащихся по цепочке с остановками

5.2. Проверка первичного восприятия

6. Этап анализа произведения

6.1. Игра «Блиц-опрос».

6.2. Беседа по  тексту 

6.3. Работа с иллюстрацией учебника (стр. 55-56)

6.4. Характеристика героев

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1.  Обобщающая беседа

7.2. Работа с пословицами

7.3. Творческий пересказ

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

(Помним: 1-5 этапы - это первичный синтез; 6 этап -  анализ; 7 – вторичный синтез)

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие
  2.  Работа с пословицей

 - Ребята, прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

Без ума голова — что лукошко. Я верю, что вы сегодня на уроке будете внимательными слушателями и умными читателями.

Надо быть умным, надо набираться ума, чтобы жизнь была интересной и полезной

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.(слайд 1 )

- Давайте прочитаем его шепотом, а теперь грустно,  а теперь радостно.

2.2. Литературная викторина.

- Давайте проверим, какие вы умные и внимательные.

1. Кто написал «Приключения Незнайки»? (Николай Носов)

2. Что вы знаете об этом писателе?

3. Из какого рассказа этот отрывок? «Я подкрался на цыпочках к столу, дернул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет» (Рассказ «Затейники»)

4. Какую сказку читали герои рассказа Н. Носова «Затейники» («Три поросенка»)

- Молодцы!

2.2. Антиципация заголовка произведения

 - Ребята, прочитайте название рассказа на странице 54.

- Бывает ли шляпа живая?

- Как это может случиться?

Читают на слайде речевую разминку шепотом, грустно, радостно

Отвечают на вопросы учителя

Н. Н. Носов

Рассказ затейники

Три поросенка

Читают название рассказа, отвечают на вопрос бывает ли живая шляпа.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Пр1

Р2

Р2

К1

Л1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Итак, мы знаем автора рассказа, название.

- А  почему шляпа стала живой, не знаем, еще мы не знаем, для чего Николай Носов написал детям такой рассказ, какой урок мы должны из него извлечь.

Отвечают на вопрос учителя

Фронтальная

К1

П1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Какова же тема урока? ( слайд 2)

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

-Сформулируйте цель урока (мы должны понять, чему учит рассказ)

4.3. Формулирование задач урока

- Какие задачи мы перед собой поставим? (Предположения детей о том, как они будут идти к цели, какие виды деятельности им предстоят)

Формулируют тему урока, цели, задачи урока

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Первичное восприятие текста произведения. Чтение учащихся по цепочке с остановками

1 остановка после первого предложения.

- Какой вопрос у вас возникает? (Что такое комод?)

- Откройте словарь в конце учебника  и прочитайте, что такое комод.

2 остановка после последнего предложения первого абзаца.

- Какой вопрос у вас возникает? (Что будет с котенком? Испугается ли котенок?) Попробуйте ответить на этот вопрос.

- Проверим ваши предположения.

3 остановка после последнего предложения страницы 55.

- Какой вопрос у вас возникает? (Что будут делать ребята?)

- Попробуйте предположить, что они будут делать?

- Проверим ваши предположения. Читаем дальше.

4 остановка после последнего предложения страницы 57.

- Какой вопрос у вас возникает? (Почему шляпа не шевелится?)

- Попробуйте предположить, что они будут делать?

- Проверим ваши предположения. Читаем дальше.

5 остановка после слов «Вадик схватил Ваську и давай его обнимать»

- Какой вопрос у вас возникает? (Почему Вадик стал его обнимать?)

- Ответьте на свой вопрос.

- Читаем дальше.

5.2. Проверка первичного восприятия текста

- Что  (какие эпизоды)  вам понравилось больше всего? Это грустное произведение или веселое? 

Физминутка

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Читают по цепочке рассказ «Живая шляпа»

Веселое

Фронтальная

Индивидуальная

Пр4

П2

П1

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Игра «Блиц-опрос».

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа» (Дети отвечают на вопросы быстро):

- Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

3. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

4. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

5. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

- Молодцы, вы внимательно читали рассказ.

6.2. Беседа по  тексту 

- Как котёнок оказался под шляпой? Докажите текстом.

- Почему мальчики не видели,  что случилось с котёнком?

- Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего;

- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)

- Тогда что их так напугало?(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)

- Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?

(Прыгнули на диван и трясутся от страха.)

- Что значит «трястись от страха»?

- Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений.(Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)

- Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»?

- Что предприняли мальчики?(Они убежали на кухню.)

- Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик.)

- Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)

- Как меняется поведение мальчиков на кухне?(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)

- А как вела себя шляпа всё это время?(Она не двигалась.)

- Как вы думаете, почему?(Она сама боялась.)

- Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.)

- Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?(Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.

- Какое слово передаёт их настроение?(Обрадовались.)

- Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;

стыд – что они испугались шляпы; жалость – Ваське зря попало.)

6.3. Работа с иллюстрацией учебника (стр. 55-56)

- Посмотрите на иллюстрацию учебника на странице 117-ой. Найдите слова, подходящие к рисунку. Какие слова из текста подходят к первой иллюстрации? Ко второй?

6.4. Характеристика героев

- Какими  были Вадик и Вовка?

- смелые

- любопытные

- находчивые

- догадливые

- добрые

Они были трусами, чудаками или фантазёрами?

(Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.

Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)

Играют в « Блиц –опрос», отвечают на вопросы учителя

Беседуют по тексту рассказа

Работают с иллюстрацией учебника

Характеризуют Вадика и Вовки

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная 

К1

П1

П1

Пр4

Л1

П1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Обобщающая беседа

- А как автор относится к героям своего произведения?

 (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)

- А какой это смех: добрый или злой?(Добрый.)

- Как называется такой смех?(Юмор.)

- Какая главная мысль этого рассказа?

(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

7.2. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы. Какие из них подходят к нашему рассказу? Почему?

Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У страха глаза велики. (слайд 3)

7.3. Творческий пересказ

- Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? 
- Я предлагаю вам пофантазировать.

- Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?

 Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло. Вдруг …»

Автор относится к героям своего произведения с насмешкой

Работа с пословицами

Волков бояться- в лес не ходить

Семь раз отмерь –один раз отрежь

У страха глаза велики

Пересказ рассказа

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Пр2

Р2

К1

Пр3

К1

Л1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какова была цель нашего урока? - Достигли мы цели?

-  Так какой урок вы извлекли?

 -С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).

-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).

- Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

- Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?

- Поднимите руки те, кто доволен своей работой? Кого бы вы похвалили сегодня за урок?

- Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Фронтальная

К1

Пр2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»

Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...

Викторина по рассказу Носова "Живая шляпа"

Викторина по рассказу Н. Носова " Живая шляпа" представлена в виде тестирования. В викторине представлены десят вопросов с четыроьмя вариантами ответо,один из которых имеет правильный ответ.Тест испол...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Рассказ Е.И. Носова «Где просыпается солнце»

Открытый урокпо литературному  чтениюв 3 классе на тему:                Рассказ Е. И. Носова  «Где просыпается солн...

Презентация к уроку чтения по теме:"Рассказ Н.Носова "Заплатка" ( 2 класс, II вид, I Iотделение II вариант)

Презентация к уроку чтения по теме: " Рассказ Н.Носова "Заплатка"(2 класс,II вид, II отделение, II вариант)...

Презентация к уроку по теме Н. Носова "Живая шляпа"

Прзентация для работы над произведением Н.Н. Носова "Живая шляпа"Выполнена студентом 4 курса специальности "учитель начальных классов"В презентации присутствуют триггеры, анимация,...

Презентация по литературному чтению на тему: "Рассказы Н.Н. Носова"

Презентация составлена по рассказам Н.Н. Носова "Затейники", "Фантазёры", "Ступеньки"....