«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин 2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Шушкова Анастасия Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_rybake_i_rybke_a.s._pushkin_2_klass.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: литературное чтение

Дата проведения: 15.10.2020

Класс: 2 «Б»

Школа: МАОУ «СОШ № 1»

Студент: Шушкова А.М.

Учитель-наставник: Журавлёва Н.Р. _________

Методист: Фомин В.П. _________

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: знакомство с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией А.С. Пушкина, со сказкой;

2. Развивать устную монологическую и диалогическую речь;

3. Воспитывать интерес к творчеству и любовь к сказкам.

Планируемые результаты урока:

Предметные: формирование представлений о мире; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование мотивации учебной деятельности.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Основные понятия: землянка, невод, тина и др.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение», 2 класс 1 часть, учебная презентация, видеоролик, карточки с заданием.

г. Черепаново 2020

Ход урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Реализация УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный момент. Мотивация.

Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Фронтальная работа, словесный

- Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
-
Прозвенел и смолк звонок. 
Начинается урок. 
Тихо девочки за парту сели, 
Тихо мальчики за парту сели, 
На меня все посмотрели.
-
Все готовы к уроку? Настроение у всех хорошее? Тогда начинаем!

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

-

-

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и постановка целей урока

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока, выявить цели и задачи урока.

Словесный, наглядный, фронтальная

Выполним дыхательное упражнение: представьте, что вы гуляете по саду и видите цветок необыкновенной красоты. «Понюхайте» его – делаем глубокий вдох.
Подготовим речевой аппарат к чтению.
1) На счет «раз» - вытягиваем губы трубочкой, на счёт «два»  - растягиваем губы в улыбке.
2) «Шесть мышат в шалаше шуршат»
Прочитайте:
- про себя;
- вслух орфоэпически, орфографически;
- шёпотом, громко;
- быстро, ещё быстрее.
- Речевой аппарат готов к чтению.

Проверим домашнее задание. Какое д/з вам было задано? Верно,  выразительное чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила».

- Кто нам прочитает выразительно отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»?

- Ребята, попробуйте догадаться творчество какого автора мы будем изучать сегодня на уроке:
Много сказок сочинил он,
В Лукоморье путь открыл он
В ту страну, где с чудесами,
Повстречаемся мы с вами
- О ком это стихотворение? Что вы помните об этом авторе?
- Напомню вам, что Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт и писатель, его произведения переведены на несколько языков и читаются во всём мире. С какими произведениями Александра Сергеевича вы уже знакомы?
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по его произведениям.

- Ребята, посмотрите видеоролик (отрывок
из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»). Знакома ли вам эта сказка?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сегодня мы познакомимся с произведением «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выполняют дыхательное упражнение, подготавливают речевой аппарат к чтению.

Вспоминают, какое домашнее задание было им задано.






Читают выразительно отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Слушают стихотворение-загадку, отгадывают её.


Высказывают предположения.

Слушают учителя.








Отвечают на вопрос.




Смотрят видеоролик, определяют тему урока.


Формулируют цель, задачи урока.


Учебник, видеоролик, презентация

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности.

3. Открытие новых знаний и умений

Открыть новое через учебное действие.

Словесный, наглядный, фронтальная

- Ребята, откройте учебник на странице 79.  Прочитайте название сказки. Ребята, а скажите, что мы можем узнать из названия сказки? Мы можем предположить, о чём она? Кто главные герои? Как вы думаете, что будет происходить между главными героями?
Пролистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка. Посмотрите, она разбита на части и в каждой части происходит какое-то событие.

Давайте прочитаем сказку и узнаем, как развивались события. Я начну читать, а вы внимательно слушайте, следите, ищите непонятные слова. (Чтение первой части)
- Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте.
Кто скажет, что значит «Ветхая землянка»? (Очень старый дом, выкопанный в земле)
Чем занимался старик?
Что значит слово невод? (Большая сеть для ловли рыбы)
Чем занималась старуха?
Что значит «прясть пряжу»? (крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена)
С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте.
Что значит слово тина? (Скопление водорослей в воде)
Что сделал старик с золотой рыбкой?

Давайте продолжим читать дальше. Будем читать по цепочке, первый человек начинает читать – остальные следят. Читаем по две строчки.
(Чтение второй части)
- Что сделала старуха, когда возвратился старик?
Что значит «забранила»? (Заругала)
Что велела попросить старуха у золотой рыбки?
А что такое корыто? (Хозяйственный предмет, сделанный из широкого бревна. Давным-давно, в те времена, когда жили старик со старухой, корыто было главным предметом обихода в доме: в нём месили тесто, рубили капусту, мыли детей, стирали и пр.) А что случилось со старым корытом старухи?
Что значит раскололось? (Сломалось)

- Ребята, представьте, что вы поймали золотую рыбку. Что бы вы у неё попросили?  

А что случилось дальше мы узнаем позже, а пока давайте немного разомнёмся. Смотрим на экран и повторяем движения.
(Физминутка)

Продолжаем читать третью часть по цепочке. (Чтение 3 части)
- Что стал делать старик, когда пришел к морю во второй раз?

Что значит «Кликать»? (Звать) 

Прочитайте, что происходило с морем.

Открывают учебник, читают название сказки.

Работают с текстом до чтения: высказывают предположения о содержании сказки.















Слушают учителя, следят, ищут непонятные слова.






Отвечают на вопросы, беседуют:
«Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке»

Старик ловил неводом рыбу.




Пряла свою пряжу.


«Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной»



Отпустил.

Читают вслух по цепочке.



Забранила его.





Новое корыто.















Раскололось.






Высказывают предположения, беседуют.



Выполняют физминутку.





Читают вслух по цепочке.

«Стал он кликать золотую рыбку».



«Видит – море слегка разыгралось».

Учебник, презентация

формирование представлений о мире; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности.

4. Закрепление знаний

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Словесный, наглядный, игровой, фронтальная, работа в паре, группе

- Ребята, я вам буду показывать иллюстрацию с фрагментом из сказки, а вы должны будете найти этот фрагмент в тексте и зачитать. Я буду показывать иллюстрацию для каждого ряда, если ряд не сможет найти фрагмент в тексте, то другой ряд ему поможет с этим.
Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание?

- А сейчас давайте посмотрим, кто у нас был внимательным на уроке. Выполнять задание будем в парах. Как нужно работать в парах? (Работать сообща, не мешать товарищам, разговаривать шепотом)
Возьмите карточку. Прочитайте слова в первом столбике – это слова из сказки. Прочитайте слова во втором столбике – это их значение. Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика. Давайте первое слово соединим вместе. Найдем первое слово в первом столбике – невод. Что значит слово невод? Найдите значение во втором столбике. (Невод – рыболовная сеть) Соедините линией.
По такому же принципу соединяем оставшиеся три слова. Вам 5 минут.
Давайте проверим. (Правильные ответы на слайде)
Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. А теперь поднимите руку, у кого одна-две ошибки. Где возникли ваши ошибки?
Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание?

Находят фрагмент, показанный на иллюстрации в тексте, зачитывают.











Высказывают предположения.


Соединяют слово из сказки с его значением, проверяют себя, самооценивают.












































Высказывают предположения.

Учебник, презентация, карточки с заданием

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия.

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

5. Итог урока и рефлексия

Дать качественную оценку 
работы класса и отдельных 
учащихся, инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Словесный

- Наш урок подходит к завершению.
- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? Что вам показалось наиболее интересным на уроке?

- Ребята, я предлагаю оценить вам свою работу на уроке. Расскажите, довольны ли вы своей работой на уроке,  всё ли понятно вам, справились ли вы с заданиями, какое у вас настроение? Кого из ребят вы хотели бы похвалить?
-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: прочитать сказку до конца.
- Вы все очень хорошо поработали сегодня на уроке! Мне понравилось с вами работать. Спасибо! Урок закончен.

Отвечают на вопросы.









Оценивают свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.







Записывают домашнее задание в дневник.

Презентация

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

      Этот проект я защищала на курсах повышения квалификации 9 октября 2015 года в ФГАОУ ВО "Казанском (Приволжском) федеральном университете  перед коллегами из Республики...

Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», умк «Перспектива», 2 класс.

Урок литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспектива»Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»....

Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение. 2 класс.

Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение. 2 класс....

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина" 4 класс.

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина"....

А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" рабочий лист 2 класс

А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" рабочий лист 2 класс...

Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс

Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс...

Конспект урока в 4 классе "Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина"

Данный проект можно использовать на уроке русского языка в 4 классе в разделе "Проекты"...